![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / < Вы здесь |
e2-e8: выпуск третий Подробно о проекте - тут ![]() Дата публикации: 13 Декабря 2000 ![]() ![]() ![]() ![]() Для начала раздам пирожки. Вернее - три пирожка, очень вкусных; их может взять себе Андрей Карант, предложивший альтернативную цепочку от "Сестер Вейн" к "Тимуру" длиной всего в два шага, да еще и через Сорокина. Цепочка такая: набоковская Цинтия развлекается столоверчением и вызывает дух Льва Толстого (пытающийся самоидентифицироваться посредством невнятных описаний русской архитектуры). Это, говорит Андрей, явный клон, Толстой-1: то есть - ход Сорокиным. И сразу же из "Голубого сала", от фразы "Поцелуй меня в звезды", идет переход к звездам, которые гайдаровский Тимур рисовал, пестовал и стерег. Вторая связка хрупка, но что-то в этом есть. Итого:
а график у нас теперь такой: ![]() Пирожок за первую задачку остался лежать на полке и будет пребывать там теперь веками, до полного окаменения: переход от Пелевина прямо к Гайдару не угадал никто. Между тем переход прост: Тимуром Тимуровичем зовут ласкового психиатра, так заботливо лечащего бедного Пустоту. Стыдно, стыдно.
Двинемся.
Движенье тайное в угрюмой тишине. Винтовка руку жжет. Тревога сердце гложет, Как двадцать лет назад ночами на войне. Но если и сейчас я встречуся с тобою, Наемных армий вражеский солдат, То я, седой старик, готовый встану к бою, Спокоен и суров, как двадцать лет назад... А хор ему отвечает: "Спокойно, спокойно, спокойно..." Зашибись. Но бог с ним, с заводским творчеством. Сюжет оперы - "мировой", бродячий; можно пойти Хемингуэем и попасть в Удину, где Пиани из "Прощай, оружие!" не верит, что война закончилась, и подозревает вражескую западню; можно пойти Холдменом, "Бесконечной войной", - и попасть на Старгейт, где колонистам объявляют, что война на родной планете завершилась 221 год назад. Мне кажется, интереснее будет пойти Стругацкими, "Обитаемым островом", где через много лет после войны продолжают выискивать врагов ржавые роботанки и прочие воюющие автоматы.
"Голова капрала была склонена набок, глаза вытаращены, левая рука лежала на столе, придерживая бланк с красной каймой, а правая неторопливо выводила каллиграфические буквы. "Здорово у него получается, - думал Гай с некоторой завистью, - экий старый чернильный хрен: двадцать лет в легионе и все писарем. Надо же, как таращится, гордость бригады... Сейчас еще и язык высунет... Так и есть - высунул. И язык у него в чернилах. (...) - Ты как все-таки пишешься, - спросил Варибобу, - Гаал? Или, может, просто - Гал? - Никак нет, - сказал Гай, - Гаал моя фамилия. - Жалко, - сказал Варибобу, обсасывая перо. - Если бы можно было "Гал", как раз поместилось бы в строчку..." А теперь - вот на это:
Таким образом, капрала Варибобу трудно не узнать; прежде чем реинкарнироваться на Саракше, он, очевидно, жил в Петербурге и назывался - в честь своего отца - Акакием... Вот мы и пришли в "Шинель", из которой все остальные давно вышли (не удержалась. Клялась себе - ни каламбурчика на эту тему! - и не удержалась). Тут интертекстуальный простор становится просто необьятным, - и Герцен с его страхом перед привидением на мосту в "Былом и думах", и Толстой, которого вообще всю жизнь носило то к Гоголю, то от Гоголя, и "скрытая полемика" с Достоевским, и все прочее, чего в учебниках понаписано... Не пойду туда, во всю эту тему влияния - вылияния; лучше задам вам две задачки, а сама выберу другой путь.
Сама же я выберу другой путь, поэтический; тем более что оттуда до Аксенова рукой подать. Я пойду Кальпиди, его стихотворением "Из дневника", которое вообще целиком про Гоголя и на которое я в рамках этой игры имею право благодаря строке "...дальше "Носа" не видя в своей богомерзкой "Шинели". И через несколько строф: (Обижают его: В.Розанов своей клоунадой,гимназист Мережковский ругает с трехспальной постели, некто А.Королев, про которого, впрочем, не надо, потому что тухлятины мы без него переели.)
Цепочка получилась такая:
Можно короче. И иначе. За каждую цепочку будем давать с полки три пирожка. Прошу: ![]()
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
linor@russ.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||