Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20001222.html

Все о Поэзии 11
Мирослав Немиров

Дата публикации:  22 Декабря 2000

Анаколуф

"(От греч. анаколутос - несогласный) - стилистический оборот речи, в котором умышленно несогласованны члены предложения. А. передает взволнованность речи, или ее затрудненность, или небрежность.

Душу вытащу, растопчу, чтоб большая! -
и, окровавленную, дам как знамя.
(В.Маяковский, "Облако в штанах")

(На мой взгляд, тут скорее элипсис - пропуск члена: чтоб была большая, - нежели А. - М.Н.)

Или:

Мне совестно, как честный офицер
(А.Грибоедов, "Горе от ума")"

(Тураев 1988).

* * *

Или для придания стихотворной речи большей естественности, большей сближенности с разговорной речью, для которой А. является скорее правилом, нежели исключением. С этой целью А. регулярно использую я.

Также см. косноязычие; небрежность.

* * *

Самым знаменитым мастером А. в постсоветской истории является, конечно, Черномырдин В. Нужно бы привести примеры, да они настолько у него хитроумно завернуты и непостижимы уму, что я ни одного не помню.

________

Вот, например, один из знаменитых А. В.Черномырдина:

"Знаю хорошо маму, папу. Но этот! Жаль, что такое важнейшее направление - кандидат в президенты им не владеет. А если тем более владеет - то еще тогда страшнее".

(О кандидате в президенте США Буше-младшем, во время теледебатов обвинившем другого кандидата, Гора, в том, что он пособничал растрате в России средств МВФ, каковую растрату осуществляли Черномырдин и другие.)

В "Итогах", в последнем номере за 1996-й (или 1997-й?), была собрана целая страница такого рода высказываний В.Черномырдина (если кто уже забыл, кто это, напоминаю - российский премьер-министр в 1993-1998 годах). Надо бы это найти и здесь воспроизвести - очень смешно.

Еще примеры из Черномырдина:

"Вот это слишком все прямолинейно и перпендикулярно, что просто мне неприятно лично" ("Итоги" от 3 августа 1998).

"Сейчас бы нежелательно вести этот разговор. У нас всегда все не получилось бы, чтобы все наоборот" ("Итоги" от 28 декабря 1999).

Анакреонт

Мне девушки сказали:
"Анакреон, стареешь!
Вот зеркало, взгляни-ка:
Твои опали кудри
И темя облысело".
А я, растут ли кудри,
Или давно их нету, -
Не знаю, только знаю,
Что старику не стыдно
Тем веселей резвиться,
Чем ближе смертный жребий.

Хочу запеть о Трое,
Хочу о древнем Кадме,
А лира моя, лира
Звенит мне про Эрота.
Я струны переставил,
Я лиру переладил,
Я начал петь Геракла,
А лира мне - Эрота.
Прощайте же, герои:
Как видно, петь могу я
Эрота, лишь Эрота.

Как пьет земля сырая,
Так из земли - деревья,
А море пьет из речек,
А солнце пьет из моря,
А месяц пьет из солнца.
Друзья мои, за что же
Вы пить мне не даете?

Стихотворение древнегреческого поэта Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.). Цит. по Гаспаров 1996.

Правда, согласно Гаспарову, "теперь считается, что это не подлинные стихи Анакреонта, а произведения его позднейших подражателей. Но именно по таким стихам, коротеньким, бесхитростным и как будто игрушечным, представляло его потомство".

***
Кобылица молодая,
Честь кавказского тавра,
Что ты мчишься, удалая?
И тебе пришла пора;
Не косись пугливым оком,
Ног на воздух не мечи,
В поле гладком и широком
Своенравно не скачи.
Погоди; тебя заставлю
Я смириться подо мной;
В мерный круг твой бег направлю
Укороченной уздой.

Вольный перевод А.Пушкина. И, согласно Гаспарову 1996, "на этот раз это уже не позднейшее подражание, а настоящий Анакреонт. Пушкин только переименовал "фракийскую" лошадку Анакреонта в "кавказскую".

Анакреонтизм

Вот красно-розово вино:
За здравье выпьем жен румяных.
Как сердцу радостно оно
Нам с поцелуем уст багряных!
Ты тож, румяна, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Вот черно-тинтово вино:
За здравье выпьем чернобровых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст лиловых!
Ты тож, смуглянка, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Вот злато-кипрское вино:
За здравье выпьем светловласых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст прекрасных!
Ты тож, белянка, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Стихотворение Г.Державина, типичный образец анакреонтической лирики.

* * *

И.Шталь: Анакреонтизм - "характер художественных произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.). Радостно-спокойное, светлое мировосприятие его поэзии не имеет, однако, ничего общего с беспечной легкостью и нарочитой бездумностью литературы упадка. Излюбленные темы Анакреонта - радость бытия, любовь. Вино. В древности песни его пользовались популярностью. От всего лирического наследия поэта (не менее пяти книг) дошли незначительные отрывки. А. оказал влияние на развитие европейской литературы (см., например, сонеты и комедии Шекспира, произведения Беранже, А.Франса). Один из лучших образцов анакреонтической поэзии в России - "Вакхическая песня" А.С.Пушкина. Анакреонтические мотивы характерны для поэзии М. Ломоносова, Г.Державина, К.Батюшкова и др." (Тураев 1988).

Или вот Птичка полезла искать более современные образцы анакреонтической поэзии и нашла - Н.Гумилев, "Анакреонтическая песенка" (сборник "Чужое небо", 1912 год).

Я очень был изумлен: вечно чопорный и напыщенный сальери Гумилев - и анакреонтические стихи, где главное - легкость, беззаботность и именно что моцартианство? Может ли быть что более несовместное?

Но Гумилев, вслед за Брюсовым, как известно, очень любил упражнения на технику: изговить типичный образец того, изготовить типичный образец сего. Среди прочего - вот и образец анакреонтизма по-акмеистски:

***
Ты хочешь чтоб была я смелой?
Так не пугай, поэт, тогда
Моей любви, голубки белой
На небе розовом стыда.

Идет голубка по аллее
И в каждом чудится ей враг,
Моя любовь еще нежнее,
Бежит, коль к ней направить шаг.

Немой, как статуя Гермеса,
Остановись, и вздрогнет бук, -
Смотри, к тебе из чащи леса
Уже летит крылатый друг.

И ты почувствуешь дыханье
Какой-то ласковой волны
И легких, легких крыл дрожанье
В сверканье сладком белизны.

И на плечо твое голубка
Слетит, уже приручена,
Чтобы из розового кубка
Вкусил ты сладкого вина.

На мой вкус - типичная вымученная гумилевщина, сальеризм в его наичистейшем виде: старание и строгое следование правилам налицо, но никакого духа анакреонтизма - легкомысленности, праздничности и чтобы, короче, было как примерно типа как шампанское, - этого вот, как всегда, и в помине здесь нет.

* * *

Пытался я найти образцы анакреонтизма и у современных авторов.

То есть найти стихотворения, в которых с восторгом излагались бы прелести пьянства и е*ли - и притом чтобы автор предавался этим занятиям в состоянии полной бездуховности - но чтобы в результате получилась не порнография, а - - -

Но таковых не нашел.

Про пьянство и про е*лю стихов, конечно, сколько угодно, но все они либо отягчены иронией, либо вызовом, либо задушевностью (а тогда это уже не анакреонтическая поэзия, а буколическая), либо написаны уж настолько сложноподчиненными предложениями, что это уже - - -. А такого, чтобы одно упоение развлечением в чистом виде, - не обнаружил.

Если кто такое знает (но, конечно, чтобы это было действительно хорошее стихотворение, а не - - -), пусть пришлет - я его поставлю.

* * *

Вот, впрочем, отыскал почти подходящее:

"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы мечтанье летит.

Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть
И в тесной беседке, средь пыльных акаций,
Принять благосклонно от булочных граций
В затейливой чашечке хрупкую снедь.

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка -
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.

И боги не ведают, - что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.

Конец лета 1914

"Почти" - потому что нету ни пьянства, ни е*ли. Зато настроение и общий дух - они вот как раз именно те, которые - я полагаю - и имеются в виду, когда говорят об анакреонтизме.

(На случай, если на этот сайт заходят люди совсем уже дикие в смысле полного отсутствия хоть каких-либо познаний о поэзии - а именно на таких людей, в общем, "Все о Поэзии" и рассчитано, дабы и у каких-нибудь там немытых панк-рокеров летоволюбов пробудить интерес к Истинными Ценностям, - им сообщаю: имя и фамилия автора последнего из приведенных стихотворений - Мандельштам Осип, см. далее.)

Анакруза

К.Вишневский: "(от греч. анакрузис - отталкивание) - безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому ударному. А. у хорея и дактиля - нулевая, потому что строка начинается сразу с ударного слога. В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте - двусложная.

Встречаются стихи в вариациями А. (с переменной А.):

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
(М.Лермонтов, "Желание")

Схема чередования здесь А.: односложная - двусложная - односложная - двусложная" (Тураев 1988).

* * *

Путем варьирования анакрузы из трехсложных размеров получаются дольники, позволяющие в одном стихотворении одним размером объединить все трехсложники сразу.

Брюсов например:

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

(1 - 2 - 3 - 4 - 5 √ 6 - 7 - 8
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10)

Первая и третья строки - правильный дактиль, вторая - совсем правильный амфибрахий, четвертая - правильный анапест. То есть все три разновидности трехсложных размеров сразу, в одной строфе!

Все это приводится к совсем правильным размерам - к правильному амфибрахию - посредством именно анакрузы: в первой и третьей строке - удлинением ее еще на один слог:

(О) где вы, грядущие гунны

и

(Я) слышу ваш топот чугунный,

в четвертой - наоборот, пропуском одного слога в ней:

П' еще не открытым Памирам

Ананас

символ роскоши

Такой плод, похож на большую шишку. Имеются люди, которые едят его мякоть и очень хвалят, потому что находят ее вкусной. Для этого они покупают указанный плод в магазинах с названием "Овощи-фрукты", куда он поступает из дальних стран, некоторые из которых даже расположены ниже экватора. Но в большинстве случаев его покупают не ради вкуса, а ради приобщения к миру роскоши и разврата - ибо он уж очень, гад, дорогой. Не знаю, сколько конкретно он стоит сейчас, в декабре 2000-го, но, полагаю, никак не менее 150 рублей - около четырех (четырех!) бутылок водки.

Официальные сведения, почерпнутые из "Большой Советской Энциклопедии" 1-го издания - то есть 1926 г.:

"Ananas Adans. Травянистое растение из семейства бромелиевых, ложный плод золотисто-желтого цвета, слагается из завязей, срастающихся с прицветными листьями и осью соцветия, и образует как бы мясистую шишку, поросшую пучком листьев.

Всего 5-6 видов в тропической Америке; обычный вид - из Вест-Индии в Центральной Америке.

Под влиянием культуры плод А. очень изменился: не имеет семян, достигает 3-4 кг веса, отличается нежным кисло-сладким вкусом, очень ароматичен.

Насчитывается до 60 сортов А.

Культивируется во многих тропических странах: Гавайских островах, Флориде, Вест-Индии, Бразилии, Цейлоне, Индокитае и др.

В Испанию был привезен в 1514".

* * *

В 1830 году нашей эры обогатиться посредством разведения ананасов пытался классик французской литературы Оноре де Бальзак. Я это прочел в биографии Бальзака, которую написал известный писатель Моруа.

Бальзак, как известно, являлся описателем неприкрытого капиталистического хищничества и наживы. Он и сам всю жизнь мечтал разбогатеть, для чего все время пускался во всевозможные финансовые и промышленные махинации и предприятия. Ничего у него из этого не выходило, все его проекты проваливались с треском и Бальзак всю жизнь прожил на дне финансовой пропасти и в ежедневном страхе долговой тюрьмы - собственных денег у него никогда не было, на все свои начинания он брал взаймы и в трясине долгов был по самое горло.

Так вот: однажды он придумал очередной план обогащения: нужно выращивать ананасы - и ими торговать!

Ананасы он собирался выращивать прямо в Париже, в теплицах.

По его расчетам, через год после начала проекта он должен был рассчитаться со всеми долгами, через три - купить себе замок и обставить его приличествующей светскому человеку обстановкой, через пять - превзойти богатством Ротшильда.

И, обладая даром убеждения, он в очередной раз смог найти того, кто даст ему взаймы на это дело, и даже купил участок земли в пригороде, и даже построил-таки теплицу.

Естественно, все это лопнуло как - - -, ибо для успеха предприятия требовалось, чтобы каждый житель Франции съедал в день по 6 ананасов и при этом чтобы количество пасмурных дней в Париже не превышало 4 в год.

Правда, тогдашние времена были мягче: худшее, что могло случиться с Бальзаком, - посадили бы его, действительно, на какое-то - небольшое! - время в долговую яму: в отдельной камере с персональной койкой, столом, тумбочкой, ручкой, бумагой и свободным доступом посетителей. Времена были - - -

Нынче у нас его бы просто грохнули - и все дела.

* * *

1851-1852, Тюмень. Н.А.Абрамов (1812-1870), "краевед, этнограф, исследователь исторических памятников Сибири, палеограф", в очерке "Город Тюмень" (1858) сообщает:

"Для образования юношества в Тюмени находятся уездное и два приходских училища - Знаменское и заречное Вознесенское. Для помещения уездного училища с квартирой штатному смотрителю и двум учителям тюменский 1-й гильдии купец Кондратий Кузьмич Шешуков в 1851 и 1852 годах выстроил и в 1853 году пожертвовал каменный двухэтажный дом. (...)

Летом 1851 года купечески-мещанское тюменское общество вследствие письменного моего предложения пожертвовало уездному училищу загородную рощу при реке Туре. В ней, кроме берез, которые растут по скату горы, прочее обширное пространство занимают аллеи из акаций, лип, берез, елей, кустарников малины, смородины и разных цветов... Эта роща, занимающая равнину, пересекаемую рвами, и скат горы к Туре, имеющая со временем называться загородным садом, отличается опрятностью и чистотой... Бывают летом гулянья чиновного и купеческого обществ. Для житья караульному и для приготовления кушанья во время гуляний заведен особый дом, при коем в 1851 и 1852 гг. находилась оранжерея с особыми цветами, ранними весенними ягодами и другими плодами, в числе их ананасы и фиги".

Ананасы!

В Тюмени!

Так-то.

Тюмень в это время была даже не губернским, а уездным городом.

(Очерк Абрамова цитируется по кн. "Страна без границ" - Тюмень: СофтДизайн, 1998; кн.1, с. 235.)