Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20001222a.html

Книжный год глазами экспертов

Дата публикации:  22 Декабря 2000

31 декабря в полночь закончатся год, век и тысячелетие. А за несколько дней до этого страницы газет и журналов запестрят всевозможными списками и рейтингами: мы узнаем наиболее выдающихся политиков, деятелей культуры и искусства, спортсменов и проч. за все три отчетных периода. Не осталось в стороне и "Книжное обозрение". Правда, наша анкета может показаться кому-то не такой уж и пафосной, зато (и это никак нельзя отрицать) у нее вполне деловой характер. Мы попросили самых разных наблюдателей за книгоиздательским процессом назвать: 1) писателя 2000 года, 2) издательство 2000 года, 3) книжный проект 2000 года. Полученные ответы - вкупе с мнением некоторых сотрудников редакции - перед вами.

Павел Басинский ("Литературная газета")

1) Назову Бориса Екимова, который наконец издал в Москве свою книгу повестей и рассказов "Пиночет".

2) Вообще-то вопрос сложный - хороших издательств много. Однако с точки зрения издания современной художественной прозы - все-таки "Вагриус".

3) Не совсем понимаю, что такое "проект", но согласен с решением жюри Малого Букера, присудившим премию за издательский проект пермскому некоммерческому фонду культуры "Юрятин" (куратор - Владимир Абашев).

Александр Гаврилов ("Книжное обозрение")

1) Сердце разрывается между Борисом Акуниным и Павлом Крусановым. Оба сделали невозможное - ввели в интеллектуальную моду чтение непереводной литературы.

2) Меня и так уже попрекают моей любовью к "Амфоре". Так что пусть будет "Торнтон и Сагден" - симпатичный дебют на по-прежнему проблематичном поле развлекательного чтения.

3) Акунин как арт- и бизнес-проект Григория Чхартишвили. Начат был в прошлом году, реализация и выход на окупаемость пришлись на нынешний. Следует ожидать киноверсий и интерактивных форм.

Наталья Бабинцева ("Eх libris "НГ")

1) Могу назвать лишь зарубежного писателя - выпущенного недавно издательством "Симпозиум" Уолтера Абиша (роман "Сколь это по-немецки" в переводе В.Лапицкого).

2-3) В данном случае я бы объединила издательство года и проект года. Самым актуальным и при этом постоянно прогрессирующим был "амфоровский". В начале года было лишь четыре серии, теперь - более десятка. Вообще, то, что в "Амфоре" продолжает выходить много художественной литературы, - это, я считаю, замечательно.

Николай Переяслов ("День литературы")

1) Хотелось бы выделить сразу несколько имен. Безусловно, это Александр Проханов с его романом "Идущие в ночи", в котором, как нигде, освещается тема чеченской войны. Это Александр Сегень с романом о современной России "Русский ураган". И Павел Крусанов - "Укус ангела". А если копать глубже, то можно назвать и "Последнего коммуниста" Валерия Залотухи, и иных...

2) Я не стал бы выделять издательство года: те, кто работает успешно в коммерческом плане, издают не то, что мне кажется значимым для читателей и для России. Те же, кто издает что-то более важное и нужное, - не так популярны.

3) В качестве проекта года могу назвать серию "Наша марка", открывающую новые имена. Интересен и представленный жанр - малый и средний, который все издательства последние десять лет отвергали, предпочитая "клепать" длинные серийные романы.

Лев Рубинштейн ("Итоги")

1) Писатель года на этот раз явно не один. Хороших много, а выделять среди них этакого "чемпиона" не хотелось бы.

2-3) Первое, что приходит в голову, - издательство "Новое литературное обозрение", которое начало издавать поэтическую серию лауреатов премии Андрея Белого.

Александр Шаталов (издательство "Глагол", телепередача "Графоман")

1) Наиболее интересной фигурой является Мария Рыбакова и ее книжка "Анна Гром и ее призрак", выпущенная мной в издательстве "Глагол". Но она интересна не этим (тем более что у Рыбаковой в этом году вышло несколько рассказов и повестей в различных журналах), а тем, что она действительно очень яркая и умная, что редко вообще, и для женской литературы в частности.

2) Я бы назвал три издательства: "Издательство Независимая Газета", активно и регулярно публикующее новые книжки, которые нравятся и критикам, и читателям; "Ладомир", выпустивший "Теорему" Пьера Паоло Пазолини и академическое, тщательно откомментированное издание Густава Майринка, а также серию "ЖЗЛ" "Молодой гвардии", обретшую, на мой взгляд, сейчас новое дыхание. Границы серии расширились, теперь здесь можно встретить даже биографию Джона Леннона, написанную Альбертом Голдманом, - кстати, одну из лучших и самых скандальных его биографий.

3) Самый важный проект - это книга "Русская Кавафиана", куда вошло практически все поэтическое наследие Константиноса Кавафиса, великого греческого поэта ХХ века. А также статьи и эссе о нем, в том числе и статья Бродского, на которого, как известно, Кавафис оказал влияние.

Игорь Зотов ("Eх libris "НГ")

1) Это Михаил Иванов, чья книга "Банан" вышла в этом году сразу в двух издательствах - в библиотечке журнала "Соло", а потом и в Ad Marginem. Пожалуй, это действительно самая интересная проза на фоне всей современной словесности - вторичной, безыскусной и вообще нулевой.

2-3) Здесь было бы уместным соединить издательство и проект. На мой взгляд, отличилась в этом году "Амфора". Ее многочисленные книжные проекты очень удачны. Не погрешу против истины, назвав и "Издательство Независимая Газета". Чего стоят, например, биография Уайльда или недавно вышедшие первые мемуары о Бродском.

Петр Алешковский ("Книжное обозрение")

1) Это Михаил Елизаров. Его повесть "Ногти", изданная в Харькове малым тиражом, пока недоступна читателю. Надеюсь, скоро этого автора опубликуют и в России.

2) Издательство года - "Амфора", минометные залпы которой насытили рынок разнообразными и хорошими переводными книгами. На очереди современная русская проза - удачи!

3) Чтобы издавать хорошие стихи, сегодня надо быть отважным. Или умным - хорошо просчитанный проект способен принести доход. Поэтическая серия "О.Г.И." - именно такой проект: культурный, качественный, хорошо оформленный и, кажется, хорошо продается.

Вячеслав Курицын (интернет-проект "Современная русская литература с Вячеславом Курицыным")

1) Борис Акунин - первый современный писатель, который попал на заседание правительства.

2) "Амфора" доказала, что можно продавать реальными тиражами книжки интеллектуальных авторов - таких, как Секацкий, Левкин.

3) "Анна Каренина by Leo Tolstoy" Кати Метелицы - первый настоящий комикс на классическое произведение.

Андрей Немзер ("Время новостей")

1) Писатель года - вероятно, Тимур Кибиров, выпустивший две хорошие книжки.

2) Наверное, все же "Вагриус" - других-то нету!

3) Я вообще не понимаю, что такое книжный проект. Так, пожалуйста, и напишите.

Александр Архангельский ("Известия")

1) Может быть, насчет "писателя года" это и некоторое преувеличение с моей стороны, однако в данном случае речь идет о приятном и неожиданном событии - хороший литературовед Александр Чудаков оказался хорошим писателем. Его роман-идиллия "Ложится мгла на старые ступени" был опубликован в журнале "Знамя".

2) "Азбука" работает на стыке элитарной и массовой литературы. Благодаря этому издательству и его серии покет-буков элитарная словесность становится рыночным продуктом.

3) Трудно занять достойное и видное место среди подобных серий. Поэтической серии "Проект О.Г.И." это сделать удалось. К тому же, что выделяет ее на фоне всех остальных, - серия привязана к жизни самого клуба.

Майя Пешкова (радиостанция "Эхо Москвы")

1) Писателем года я бы назвала Людмилу Улицкую с ее романом "Казус Кукоцкого".

2) Издательство "Вагриус" выпускает две прекрасные серии - не имеющий аналогов по широте охвата "Мой 20 век" и Библиотеку современной российской прозы, которая наиболее адекватно отражает уровень этой самой современной прозы.

3) Проект года - "Антология Сатиры и Юмора России XX века" ("ЭКСМО-Пресс"). Это грандиозная серия. Хочется надеяться, что благодаря ей к сатире и юмору вернется читатель. И люди смогут не только смотреть по телевизору выступления юмористов, но и поставить их книги на полку.

Борис Кузьминский ("Русский журнал")

1) Писатель года - прочерк. Разве в последнем году тысячелетия возможны какие-то специальные "писатели"?

2) Издательства - "Торнтон и Сагден" (Москва) и "Симпозиум" (СПб.). У первого - цивилизованный пиар, у второго - цивилизованное качество. То и другое в наших палестинах раритет.

3) Проекты - собрания сочинений Томаса Пинчона, Роберта Ирвина и Джона Барта (тот же "Симпозиум"), которые понемногу заполняют зияющие лакуны в читательской эрудиции. Антипроектов, к сожалению, куда больше.

╘ "Книжное обозрение", 2000, # 52