![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / < Вы здесь |
e2-e8: выпуск пятый Подробно о проекте - здесь ![]() Дата публикации: 27 Декабря 2000 ![]() ![]() ![]() ![]() У меня тут на днях родилась мысль, что первейшим и живейшим примером игры в "e2-e8" является травля анекдотов. Процесс этой самой "травли" представляет собой сплошь бессознательное построение интертекстуальных цепочек от одной смешной истории к другой; только так и можно объяснить получасовой переход от Вовочки к Наташе Ростовой и далее к Путину через Милицанера и Винни-Пуха... Ладно, это присказка, сказка впереди. ...Вот кто бы мог подумать, что широко известный в узких кругах Альтов победит массового писателя Беляева и что полузабытый Беляев, в свою очередь, победит культового и модного Лазарчука? Неисповедимы пути твои, интерактивное сознание. Задачка получается не из легких: Альтов сух, строг и к интертексту в чистом его виде не склонен. Не будет тут ни прозрачных аллюзий, ни парафразов; есть, правда, непосредственные указания на "Винни-Пуха", но почему-то не хочется мне вмешивать плюшевого мишку в наше грязное дело. Ладно, поживем - увидим. Пока что - семь переходов есть у нас от Альтова к следующей цепочке. Ради контраста с фантастикой сделаю-ка я выборку сплошь из поэзии. Даже конкретнее - из поэзии Серебряного века (здесь, если кто не понял, хитро спрятано мое желание облегчить себе жизнь в следующем выпуске). Вот варианты, прошу: Проголосовали? Чудесно. Поговорим о пирожках. Слабо девичье сердечко, да еще под Рождество. Виктор Санин прислал мне тут цепочку нереальной красоты - и так оно шибко забилось, что раскрутило меня на четыре пирожка вместо положенных трех. Ну, судите сами, разве это не тихая радость?
Нет слов. Пирж. домаш. - 4 шт. А схема у нас теперь такая: ![]() Загадку про "Белые одежды" не разгадал никто; а между есть там интертекстуальная связка, которая подлинно небанальна: любови обоих главных героев - Нинка-пантомимистка и Леночка Блажко - генетики, и сближение в обоих романах происходит благодаря мухам-дрозофилам: Нина приносит мушек в лабораторию, чтобы "пометить лазером", - и получает знаменательный пистон, Леночка приводит героя к себе домой - показать запретных насекомых - и в результате получает мужа (правда, не так быстро). Объемся я вашими невыигранными пирожками. Итого - пирожковый счет у нас теперь такой: Алексей Карант - 3 Желаю всем и дальше дерзать. Теперь займемся непосредственно делом. Сегодняшняя цепочка - от "Двенадцати" к "Ослику". ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... ...Обсудили... Постановили: За час - десять, за ночь - двадцать пять... ...И меньше ни с кого не брать. Пойдем спать. ...Другой митинг проституток, очень трогательный, проходил в Петербурге примерно в то же время, и выступал на нем Алексей Спиридонович Тишин, третий ученик великого Провокатора Хулио Хуренито. Свидетель и сам апостол, Илья Эренбург, утверждает, правда, что под конец Тишин был уведен одной из восславленных им Марий Египетских, приговаривавшей: "Товарищ кавалер, вы ужасный душка!", - но мы ему не верим как несознательному элементу. Например, в силу своей несознательности он, пребывая в германском плену, осуждает офицера (и тоже апостола Хуренито) Карла Шмидта, велевшего расстрелять беглого пленного Крюгера "ради детей Германии" и "во имя спасения человечества". Наивный Эренбург, видимо, забыл уроки истории, четко поясняющие нам, что принесение военнопленных в жертву покровительствующим силам есть дело обыденное и священное:
Лежа на спине, лицом кверху, герой Кортасара оказывается пленным, захваченным ацтеками во время священной войны и предназначенным в жертву кровожадным ацтекским богам. Представляю себе, что сказал бы Тишин. Кстати, если кому-нибудь удастся построить переход от "Хуренито" к этому рассказу Кортасара через тему Мексики, дам два пирожка. Я пыталась, но все связки оказывались слабоваты.
"- Сейчас я не могу позволить себе отпуск, - сказал Лэниган (небо приобрело красно-розовый оттенок; засохли три сосны; старый дуб превратился в крепенький кактус)". Кошмар же его заключается в том, что окружающий мир видится ему статичным: "Первый национальный городской банк (основан в 1892 году) чудовищно лишен возможности превращений. Он никогда не станет надгробием, самолетом, костями доисторической живности..." Что ж, будем надеяться, что сошедшего с ума мистера Лэнигана хоть немного утешает тот факт, что и в этом скучном статическом мире у него есть единомышленник, человек, упорно мечтающий о постоянном изменении форм, о мире, где банк в любой момент может стать цирком, ковер - самолетом, а шапка - невидимкой:
Это - Антенна, тот самый, который создал Ослика и нарушил Аксиому, изобретя "меняющийся металл". Так мы осторожненько притопали к Альтову (здесь большой соблазн начать рассказывать об Альтове, вернее об Альтшуллере, и о том, как описанный в этом же рассказе метод лазерных двигателей был через несколько лет официально запатентован - совсем, правда, не им, и о том, почему это закономерно, и о его собственной великой теории на эту тему, и многих других вещах, вызывающих у меня теплое и сентиментальное чувство... - но сдержусь. Не здесь, не сейчас). Сейчас же - подведем итог. Цепочка у нас вышла такая: Блок // Двенадцать --> Жду комментариев, поправок и ваших собственных вариантов. ![]() ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
linor@russ.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||