Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010125.html

e2-e8: тур восьмой
Подробно о проекте - здесь

Линор Горалик

Дата публикации:  25 Января 2001

Заранее прошу прощения за то, что в сегодняшнем номере нет ни вступительной схемки готовых цепочек, ни заключительной шахматной доски: за двадцать четыре часа до полета я обнаружила, что компьютер в доме родителей поддерживает русские фонты очень криво, а желание использовать их в "Шотофопе" вызывает у бедной машины General Protection Fault. В следующем выпуске, соответственно, отмечу все ходы сразу.


Пудель прислал мне странную альтернативную цепочку от "Бобэоби" к "Белой гвардии". Я не знаю, что с ней делать в плане пирожкового эквивалента: с одной стороны, она не по правилам, с другой - она обаятельна и с человечкиной душой... Сказать ей "нет!" я не могу. Сделаем так: я ее привожу здесь, а оценить предлагаю вам. Так оно будет честно и справедливо. Вот:

Здрасте. Я люблю музыку очень, так что ну - извините - не тот формат слегка.

Итак, Хлебников и Бобэоби.

Красивые и непонятные вещи, понимание на уровне мычания и других амагаммных звуков. Но на самом деле Бобэоби можно не читать, а слушать - в исполнении АукцЫона с Хвостом (а это ведь как раз первая песня на "Жильце Вершин"). В другом их альбоме ("Чайник вина"), там первая песня - "Орландина", сочиненная уже лично товарищем Хвостом, но все-ж таки по мотивам "Рукописи, найденной в Сарагосе". В которой вложенных повествований ужасно много, сказок, отвлекающих их то ли участника, то ли слушателя от его нежной цели.

Интересно, сколько девочек научил трахаться вон тот мужик до того, как повстречал Шахразаду? Эту странную девочку, рассказывающую сказки по ночам, их много - которые просто переспали с ним - а она одна - внутри необитаемая и дикая, полная неожиданных зверей, естественно, остров (или это кит) среди людской жидкости? И тут я уже переход словами едва ли могу объяснить, куча настроений и ощущений, обрывки песен King Crimson: весь альбом Islands со звездами на обложке, Lizard, первая песня которого начинается: Night her sable dome... - и там дальше звери, и цирковые, и сама ящерка в конце, но это уже не важно, потому как у нашего короля (crimson - червей или малиновый это переводится) есть свои валеты; и раз он малиново-черный и мы ему снимся - то гвардия его белая.

АукцЫон, Орландина, Рукопись, найденная в Сарагосе, Тысяча и одна ночь, ночи/острова/сказки, King Crimson - Малиновый Король, ну и его Белая Гвардия.

С наилучшими пожеланиями, с уважением, с приветом, Пудель.

Голосовать тут:


0 пирожков - нечестно! нечестно!
1 пирожок - за волю к победе
2 пирожка - прикольно, сойдет
3 пирожка - ннну... почти, да
4 пирожка - а че, нормальный интертекст в широком понимании


Пуделю ни пуха :)

Общественное мнение по вопросу использования в цепочке двух текстов одного автора высказалось в пользу "разрешить", но без излишней стройности хора. Давайте посему договоримся так: можно, но как крайнее средство. Учту я, учтите и вы.

К делам сегодняшним: угадать, кто победил в голосовании, было, Ватсон, совершенно элементарно. Я лично совсем не против такого исхода - на Шерлока Холмса много где ссылались и аллюзились, что облегчает труд ведущего. Проголосуем дальше - и будем цепочку составлять. У меня тут такое благостное настроение... Воспользоваться этим, что ли?


Козлов // Правда, мы будем всегда?
Трэверс // Мэри Поппинс
Булычев // Пленники астероида
Лагин // Старик Хоттабыч
А.Толстой // Приключения Буратино
Андерсен // Снежная королева
Бажов // Хозяйка Медной горы


Моя цепочка получилась сплошь из вещей очень известных. Вообще первая идея у меня была наглая и зверская: о Булгакове есть статья в Британской энциклопедии, которую переписывает несчастный придурок из "Союза рыжих" Конан-Дойла - и все. Но хамства не хватило...

...Вот уехал Тальберг - и Елена сидит одна на кровати, с лицом тонким и нежно напудренным, глядит из "коробки капора, как Лиза глядит из "Пиковой дамы", и думает: "Знаешь, Сережа, нет у меня к тебе уважения". На "Пиковую даму" ссылок, конечно, много-много, вся-то она растащена на цитаты, раздергана на вариации и шутки, тут тебе и "Уж полночь близится..." - забаналенное в устыд, и "тройка, семерка, дама, тройка, семерка, туз"... А уж о пародиях, подражаниях, продолжениях и говорить нечего. Хотелось как-то убрести от всего этого подальше. Хорошо, есть Высоцкий, у которого, в свою очередь, есть друг в Магадане, и можно уехать туда от столичных остряков:

Я, правда, здесь оставил много дам,
Писали мне: "Все дамы Ваши биты!"
Ну что ж - а я уехал в Магадан -
Квиты!..

Видно, было ему вполне по годам, несмотря на сомнения со стороны слушателя, подразумеваемые в первом куплете ("Ты думаешь, что мне - не по годам, / Я очень редко раскрываю душу..."). С другой стороны, далеко не все отличаются здоровьем, пригодным для столь дальних переездов. Вот царь у Филатова, тот самый, который пытался сгноить Федота-Стрельца всеми силами, чтобы в его отсутствие нарушить четвертую заповедь, каялся потом, каялся, говорил: в ссылку пойду! В этап пойду! - но при этом честно признавался:

Только, чур, не в Магадан,
Это мне не по годам!
Я пока туда доеду -
Опасаюсь, дуба дам...

Хороший, видно, в душе был человек; не то что Федот, который все поначалу норовил за женину юбку спрятаться и на ее талантах выехать. А с другой стороны - пошел-таки, как пришлось, в самостоятельный поход, искать "то-чего-не-может-быть". Ну и нашел, надо сказать, не бог весть что - виртуальную личность: все признаки жизнедеятельности при полном отсутствии физических характеристик... Но его, чайника, поперло от такой новизны, тем более что личность так сразу и сказала:

Я к любому делу гож, я в любые двери вхож,
Я тебе что хошь достану, хоть подкованную вошь!..

От таких, понимаете, предложений не отказываются, Лесков вон нас учит, что подкованную "вошь" три мужика делают по специальному заказу чуть не две недели двумя правыми руками и одной левой. Правда, говорит Лесков в последней главе, это все "Дела давно минувших дней". Не знаю, имеет ли он в виду рост конвейерного производства или улучшение обслуживания в бесплатных больницах. Так или иначе, вот нам опять Пушкин - никуда от него не деться.

"Руслан и Людмила", кстати, наградили нас в плане расхожих образов не только этими вот "преданьями старины глубокой", но и дядькой Черномором, от которого зачастую тоже тошнит. И даже до великого Набокова нет-нет да и докатятся поднимаемые его командой тяжелые волны: в "Лолите", например, вся странная фиксация дорогого Гумочки на маленьких девочках происходит именно из-за того, что его долгожданное соитие с незабвенной Анабеллой прервано неприличным гоготом "морского деда и его братца", выходящих из воды на берег пустынного ривьерского пляжа... Хорошо бы он мог объяснить это начальнице Лолитиного лагеря Шерли Хольмс, которой наверняка довелось свидетельствовать против Гумберта перед уважаемыми господами присяжными - там, в начале, в предисловии, в нулевой главе...

Что же до нас, то мы, собственно, пришли к намеченному Конан-Дойлу. Цепочка получилась сплошь из известных и очень известных текстов, что, с одной стороны, забавно, а с другой - несколько скучно; притом у нас все-таки есть два Пушкина, хоть и не подряд:

Булгаков // Белая гвардия -->
Пушкин // Пиковая дама -->
Высоцкий // Я уехал в Магадан -->
Филатов // Про Федота-стрельца... -->
Лесков // Левша -->
Пушкин // Руслан и Людмила -->
Набоков // Лолита -->
Конан-Дойл // [Тексты] о Шерлоке Холмсе

Если у кого-то есть дополнительные варианты - велкам. Пирожки ждут.


Имя

E-mail