Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/20010202.html |
Голод 13 Практическая гастроэнтерология чтения Александр Агеев Дата публикации: 2 Февраля 2001 Поставил вот бестрепетной рукой нехорошую цифру 13 в заголовок, потом спохватился и подумал: надо бы по-американски пропустить, обозначить 12а, что ли. Но поленился делать "формат - шрифт - верхний индекс": Word стал капризничать, долго думать, не дай бог завесит систему... Неделя еще была дурацкая - в разъездах и поездах, а какое же пристойное чтение может быть в поездах? Купил в киоске "Контроль" Виктора Суворова, ознакомился. Старательность умилила: воспроизводится какой-то из вариантов сказа, а чей именно - вспоминать лень. И без того смешно: рядом деликатно храпит китаец (зимой в купейном вагоне ездишь, как в СВ), а ты память напрягаешь, перебирая писательские имена ХХ века... Но не Елену же Фанайлову в поезде читать: "Мне тридцать семь лет. Лет пятнадцать я наблюдаю, как мои друзья левитируют, меняют место жительства, сексуальную ориентацию и профессии, сходят с ума и возвращаются в него, испытывают сатори, неоднократно умирают и возрождаются, но, в сущности, остаются такими же мудаками. Мы были универсальными солдатами (послабее, допустим, наших родителей, зато умнее и изворотливее, как и положено младшеньким). Отчего-то мне странно сейчас смотреть нам в глаза: мы не изменились, если не успели умереть в физическом теле, но наши доблести оказались бессмысленными либо утилизированными различными вполне вампирскими и полуфиктивными службами и ведомствами. Однако нам никогда не сделаться воистину светскими людьми: в хорошем обществе не рассуждают на паталогоанатомические и судебно-медицинские темы более полутора минут. Доктор Чехов подвинулся мозгами, конечно, после Сахалина" (предисловие к сборнику "С особым цинизмом"). Вернулся в Москву, залез в сеть: ну ни фига себе! Любимая девушка Аделаида затосковала, Курицын штеко будланул Немзера (кому бы позвонить, спросить "остроумно": "Третьим будешь?"), Роман Ганжа и Елена Дьякова безжалостно куздрячат Буйду... И везде какие-то темпоральные намеки: 70-е годы, застой, тоска, дикое поле... Простая арифметика поколенческих счетов и занимательная математика вычисления "своего круга" с квадратурой и без. Да что ж за ключ такой в 70-х годах? Вспоминаешь, и никакого "застоя" в голове нет: это старшие друзья (учителя)-шестидесятники напускали тоски, читали между строк, разрушительно пили, слушали Галича и Высоцкого, хватались то за "деревенщиков", то за "эстонскую экспериментальную прозу", словно за спасательные круги, млели от одного только тембра голоса Анатолия Максимовича Гольдберга: "Глядя из Лондона...", понимаешь ли... А вступая в партию, считали необходимым пояснить ближнему кругу (особо трепетно - ученикам): должны же, дескать, и там быть приличные люди... Терпеть я не мог тогда Галича и Высоцкого (этого потом, но прохладно, оценил), терпеть не мог разговоров о "социализме с человеческим лицом" и совсем уж зверел от Белова, Лихоносова и - странное завершение ряда, да? - Тарковского. Тарковский приехал в Иваново со своим "Зеркалом" в 75-м, на сцене стоял крепко похмельный и зубами скрипел, отвечая на редкие вопросы провинциалов. Вспомнил, впрочем, почему после Лихоносова Тарковский на язык вылез: Лихоносов написал в 70-е какой-то роман со встроенной дискуссией о "Рублеве", и все это были чужие разборки, затоваренная романтическая бочкотара. 70-е отсюда, из 2001 года, видятся четко разделенными пополам: первую половину я слушал, а вторую - читал и писал, потому что началась эпоха диско и слушать стало нечего. А с точки зрения слушания что такое были 70-е годы? Первая половина - пир горой, а потом довольно быстро - "где стол был яств...". К 76-му примерно году после непродолжительной дискуссии выяснилось, что "рок'н'ролл мертв", все в это послушно поверили и успокоились. Господствующее настроение первых лет было вот такое (Alice Cooper, 1971): Well we got no choice А к середине десятилетия сменилось вот таким (Jethro Tull, 1976): The old Rocker wore his hair too long, И всех умнее (циничнее, профессиональнее) были Rolling Stones (1974): If I could stick my pen in my heart К чему я тут музыкальные мемуары развел? Да как-то вот читаешь коллег разного возраста, находящихся в депрессии разной глубины, и пытаешься себя уговорить: I said I know it's only rock 'n roll but I like it |