Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010202a.html

Все о Поэзии 20
Мирослав Немиров

Дата публикации:  2 Февраля 2001

Арбат (окончание)

11.

Последний же, покуда, раз меня занесло на Арбат летом 1998-го. Блистательная Наталья Питкевич - вот кто, будучи в Москве из Питера в Тюмень проездом, затащила нас туда.


Блистательная Наталья Питкевич

Блистательную и неукротимую Питкевич Н. не устраивала дружба и пьянство в сидячем положении на одном, однажды избранном месте, она желала блистать, царить, осуществлять наслаждение столичными достопримечательностями, а для этого - перемещаться по ней, столице!

Общеизвестные столичные достопримечательности - Кремль, то-се, всевозможные еще рестораны и найт-клубы - я не знаю кто ей показывал - нашлись люди; на нас была возложена задача демонстрации тех из достопримечательностей, которые не указаны в путеводителях. Что мы и делали: демонстрировали эти достопримечательности:

Хасанова М., живущего в Сокольниках в конюшне среди коней, но с компьютером и интернетом;


В конюшне в Сокольниках - слева направо: германская подданная тюменских корней Аня Пресковая, Мирослав Немиров, Авдей Тер-Оганьян, Наталья Питкевич, спина Евгения Федотова

А.С.Тер-Оганьяна на Бауманской;


У произведения Валерия Кошлякова на метро Бауманская, слева направо: А.Тер-Оганьян, М.Немиров, Н.Питкевич, за ней сидит веселый человек О.Грибченков, А.Пресковая, Е.Федотов

разное прочее; ну а уж среди этого всего прочего уже и сама Питкевич Н. затащила нас на Арбат. Вот и фотодокумент, это все подтверждающий:


Слева направо - автор этих строк; Питкевич Н.; приятель Питкевич Н., имени которого не помню. Андрей?

Ну, а потом поехали к Михайлову А., который тогда обитал в квартире где-то у метро "Ботанический сад".

Михайлов А. является, как известно, деятелем очень много чего, а еще - очень большим любителем чернокнижия всех сортов: от Даниила Андреева и Раджниша до Катакомбной Церкви, размещением чьего сайта на своем сервере он как раз и занят в настоящий момент; и проч.

Итак. Компания была такой: Питкевич Н.; Грибченков Олег, веселый человек, московский друг всех тюменщиков; я; Моя Птичка; Михайлов А.; и, конечно, также и главный михайловский дружбан художник Вигилянский Евгений.

Пили, говорили.

Разговор состоял в основном в том, что Вигилянский пропагандировал новую, только открытую им разновидность чернокнижия - Алистера Кроули. Вигилянский-то и сам, прямо скажем, чрезвычайно похож на черта - ростом метра под два, худой, с руками, висящими до колен, с кистями этих рук такой величины, что сунь, кажется, в них человеческую голову - раздавит одним кряком, с изможденным лошадиным лицом, выглядывающим безумным глазом из черных спутанных лохм - короче, воображение автоматически - во всяком случае, у меня - достраивает на голове его два больших рога - и портрет готов. В придачу к этому он всегда пьян в жопу, а когда он и если вдруг трезв, то все равно кажется, что он в жопу пьян.

Чернокнижия я, как известно, сильно не люблю, а уж откровенно сатанистского чернокнижия, каковым являются сочинения Кроули А., - тем более, поэтому я поступил не свойственным мне чрезвычайно благоразумным способом: от греха подальше, чтобы не ввязываться в дискуссии и проч., я плюнул и отправился "эмигрировать в сон".

И я - сделал это; то есть лег в уголке на диванчике спать. И я спал.

Тут меня трясут за плечо:

- Ты свою Птичку как-нибудь уйми, а? А то она что-то вроде с катушек слетела! - сообщают мне, полупроснувшемуся, слегка испуганные Грибченков с Питкевич.

Полупроснувшись, наблюдаю. Всю люди в комнате на прежних местах; на улице ночь; Птички Моей нету. Мне показывают: она на балконе чего-то мечется и вытворяет.

Я выхожу на балкон, чтобы понять, что же она там вытворяет, я вижу: там хлещет ливень, под ним мечется моя птичка, мокрая насквозь, она крестится как заведенная, крестит стены, крестит меня, вошедшего, что-то бормочет, я прислушался - молитвы!

- Гузель? Ты что? Ты же воспаление легких заработаешь! Ну-ка быстро в комнату!

Та крестится еще быстрей и бормочет, я прислушиваюсь:

- Изыди! Изыди! - вот что она бормочет. Мне! Эх!

Полупьяный, полупроснувшийся, под дождем, с действительно сорвавшейся с катушек теткой, которая сейчас того гляди с балкона спрыгнет, - как мне было поступать? Я поступил как варвар: дал ей в глаз, схватил в охапку, затащил рывком в комнату, сунул в угол, на какой-то матрасик, приказал "Ну-ка спи немедленно!" и сам лег спать дальше.

Подъем, утро, птички и т.д.

Те-то птички есть, остальные тоже все на месте, а вот моей Птички - нету. Упорхнула!

Погоревав, мы принялись, как умели, за процесс опохмеления, осуществляя его в затишке и тенечке на лавочке перед михайловским подъездом; тут и, не веря еще своим глазам, обнаружено мною было появление на горизонте силуэта типа Птички; и по мере приближения силуэт все более совпадал с тем обликом ея, какой привычен моему уму - и, оказалось, так все и есть, сия есть именно моя.

В общем, все окончилось хорошо.

Но было не так.

А как было - передаю с ее слов.

И вот я заснул, - сообщает птичка, - они продолжали пить; наконец пропаганда Кроуля ее окончательно утомила и она пошла на балкон, насладиться ночной прохладой. И с балкона она смотрит в комнату и видит - там происходит ужас!

Она видит: вся комната объята алым огнем и по ней скачут черти! Самые натуральные черти - мохнатые, с рогами, с копытами, чрезвычайно отвратительные и чрезвычайно решительно настроенные!

Она видит: посреди адского пламени сидят люди и пьют водку, а черти скачут вокруг них и по ним, по плечам и по головам, а люди этого не видят и пьют водяру как ни в чем не бывало!

Но она-то видит это! И, конечно, приходит в состояние неописуемого и неодолимого ужаса, подобного тому, какой бывает во сне, когда... Ну, каждый знает, когда, хотя, возможно, у каждого свое "когда".

Что делать в таких ситуациях - известно. "Отче Наш", "Богородице Дево, Радуйся", "Да Воскреснет Бог, Да Расточатся Врази Его" - и, конечно, Крестное Знамение. Когда тебе сатана ломится в сон - это помогает, хотя (понятно почему) - очень трудно прочесть Отче Наш трижды подряд быстро и ни разу не сбившись. Но это не сон, это жизнь, и тут - не действует! Тем временем дождь начинает сначала накрапывать, а потом и лить - но не в набитую же чертями комнату ей возвращаться! Поэтому она остается на балконе и крестится сама, крестит стены, читает молитвы и ждет, когда подействует.

В комнате замечают ее пребывание под дождем, выходит Грибченков, начинает призывать ее вернуться в комнату, где сухо и тепло, и она видит, что это свой, Грибченков Олег, хороший человек, и она слышит, что он ей говорит, - но на плечах у него сидит по черту, и корчат рожи, и показывают язык! И еще кроме них есть такие как бы совмещенные с Грибченковым черти: так человек как человек, а как двинется, тут же виден черт, который с ним сливается, но не успевает за движением и тогда становится виден.

Поднимают меня - выхожу на балкон я - и у меня то же самое - по черту на плечах и куча чертей внутри! Она меня осеняет, осеняет и осеняет крестным знамением - черти нагло скалятся и хохочут!

Что было далее, уже описано. Но это было далеко не все. Ибо после этого далее наступило другое далее.

Далее было вот что: я ее затащил, как описано, в комнату силой, сунул на диван, но она отнюдь не уснула тут же, как мне показалось, а только прикинулась, и лежала, и в ужасе дожидалась, пока пьянка закончится, - а она, кстати, как раз практически тут же и закончилась: уже птички запевали, уже солнышко блистало, летом это все происходит рано, времени было часов шесть утра. И вот Птичка моя, завернувшись в одеяло, как вьетнамская беженка - мокрая же, из-под дождя, замерзла, - побежала куда глаза глядят из этого сатанинского логова.

Но выбежав из него, вспомнила: а как же я? Я то есть, автор этих строк! Те-то ладно, Грибченков, Питкевич, жалко их, конечно, но это их дела, но меня-то как? Оставить в лапах Сатаны?

Не в силах что придумать, как тут поступить, Птичка решила посоветоваться с кем-нибудь посредством телефона. Она позвонила по всем номерам, которые помнила, но москвичи как народ, наученный горькой жизнью, на ночь телефон отключают; в семь часов утра единственный, кто поднял трубку, был Максим Белозор. Максим Белозор, если кто не знает, - это человек не просто не склонный к мистике, а это человек именно склонный всякую мистику любым способом высмеивать.

Она рассказала ему, как обстоят дела: комната полна чертей, они творят что хотят, и, главное, - Славка там, в их лапах, спит и ни о чем не подозревает, а они прямо по нему скачут с хохотом. Что делать? Может, ментов вызвать?

На удивление, Максим не послал подальше, не стал Птичку высмеивать, а только резонно заметил:

- У ментов против чертей кишка тонка - не тот уровень компетенции. Тут священники нужны! Ты в церковь позвони, пусть срочно высылают наряд попов, с кадилами, с хоругвями! - авторитетно посоветовал матерый волк газетного цеха.

Птичка ответила, что она об этом думала, но, насколько ей известно, церковная оперативная антисатанинская служба спасения пока не организована, а идти искать ближайшую церковь, уговаривать попов, то-се - это займет кучу времени и черти могут успеть Славкину душу утащить. Да попы могут ведь и не пойти, это ты, Максим, знаешь меня как выдержанного человека, не склонного к истерикам, а они подумают: пьяная баба. А я вчера за весь день выпила всего лишь две бутылки пива и сто грамм водки! И при этом ела! Две порции пельменей и три банана.

Далее был обсужден вопрос - не вызвать ли тогда уж пожарную команду? Ибо пожарники люди смелые, они огня не боятся, они и чертей не испугаются. А ментов звать - это же чертей только еще больше радовать! Но есть сложность: пожарников нельзя вызвать. если не указать адреса, а его-то Птичка и не знает, только визуально.

Договорились так: Птичка сейчас пойдет назад узнавать адрес, а ежели она через час Максу не перезвонит, - значит, она тоже уже в лапах Сатаны, и пусть тот тогда точно звонит ментам, или попам, или еще кому-нибудь по своему усмотрению или приезжает с друзьями - описание как дойти он записал. (Макс долго извинялся, что не может приехать немедленно, но он сидит с маленьким (годовалым) Васечкой, и оставить его не на кого, так что, сама понимаешь - - -.)

Итак, решено: возвращаться назад. Легко сказать - возвращаться. Фильмы ужасов - видели? Вот и Птичке, как маленькой героине такого фильма, нужно идти на почти верную погибель навстречу неуязвимому Фредди Крюгеру! Поэтому она решила еще раз подстраховаться: Белозор, конечно, хороший человек, но если она сгинет, то одному Белозору не поверят, да он может и сам себе не поверить - все-таки он человек мистической жизни чуждый. И так все и пропадут, и никто даже и не узнает про козни дьявола!

И она придумала дополнительную подстраховку.

А времени уж часов восемь утра было, народ уже бежал на службу и на прочие дела.

И Птичка Моя - мокрая, замотанная в одеяло - стала подходить к прохожим и просить их:

- Извините, вы не могли бы меня запомнить? Вот, посмотрите на меня, оглядите хорошенько, пожалуйста, - и запомните! Я сейчас в такое место иду, что могу совсем пропасть без вести, вот, вы тогда услышите по телевизору - такая-то пропала и вспомните! Со мной сегодня может случиться ужасное!

Люди реагировали по-разному: кто-то в ужасе отпрянывал и бежал не оглядываясь, кто-то, однако, останавливался, внимательно оглядывал Птичку и обещал обязательно запомнить. И вот наконец, собравшись с духом, читая про себя "Отче Наш", осеняя себя Крестным Знамением, моя маленькая храбрая Герда пошла в самое логово Сатаны выручать своего глупого пьяного Кая.

- Ну и что? Чем все это закончилось?

Да чем... Нормально закончилось, все живы. Подходя к подъезду А.Михайлова, Гузель увидела нас, сидящих на лавочке и мирно опохмеляющихся, чертей при белом свете видно не было, всего остального безобразия тоже, поэтому мы все вместе пошли на близлежащий пруд и провели там довольно неплохой денек - прилагаю фотодокумент, это подтверждающий.


Евгений Вигилянский, М.Немиров, А.Михайлов, Н.Питкевич, неизвестное существо

Но, конечно, с уговором: чернокнижных разговоров больше не заводить.

Ибо это - чревато.

Вот как заканчиваются походы на Арбат.

* * *

Морали из этой истории две, они противоположны друг другу.

Мораль один. Ее применяю я, когда Птичка начинает обличать меня как алкаша проклятого. Я отвечаю: я-то, может, и алкаш, но до чертиков еще ни разу не напивался! Так что чья бы корова мычала!

Мораль два, ее вывел человек по имени Струков А., некогда рок-музыкант, затем студент богословской семинарии, теперь, впрочем, опять музыкант, но с богословским уклоном.

- Да все так и было! - сказал он. - Конечно, были черти, конечно, скакали и рожи строили. Где пьянка - там и черти, а уж где Алистера Кроули пропагандируют - туда, наверно, и сам Сатана является!

- Видение, вот как это называется! Видение тебе было явлено! - богословски рассудил Струков А. И даже позавидовал:

- Даже странно! Я молюсь, пощусь, службы отстаиваю, - никогда ничего такого переживать не доводилось. Никакой мистики, один молитвенный труд! А вам просто так, ни с того ни сего - то одно видение, то другое, то третье (ибо, действительно, были они, и другие, и третье, они впоследствии будут описаны). Неспроста это, ох неспроста! - вот какой вывод сделал Струков А.

И более мне на Арбате с тех пор бывывать не доваживалось.

О чем я, впрочем, нисколько и не жалею.

Так-то: 27 января 2001, суббота. 11.39 АМ.