Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010216.html

Все о Поэзии 24
Мирослав Немиров

Дата публикации:  16 Февраля 2001

"Арион" (журнал)

Журнал поэзии.

Вот их собственная о себе прокламация:

"Журнал поэзии "Арион" издается с 1994 года. Это - первый и на сегодняшний день единственный в стране "толстый" поэтический журнал.

Не будучи связанным ни с какой отдельной поэтической группой и не отдавая заведомого предпочтения той или иной творческой манере, журнал поставил своей целью "отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение". И действительно, за время своего существования "Арион" успел стать чем-то вроде "зеркала" русского поэтического слова. Сегодня он занимает прочное место в культурной жизни страны и пользуется широкой известностью у поэтов и любителей поэзии не только в России, но и далеко за ее пределами - всюду, где пишут и читают русские стихи. По итогам ежегодных рейтингов он неизменно входит в число лучших литературно-художественных журналов страны.

Пожалуй, сегодня не найти ни одного крупного поэта России и русского зарубежья, чьи новые стихи не появлялись бы на страницах "Ариона": О.Чухонцев и Е.Рейн, Е.Евтушенко и Б.Ахмадулина, А.Вознесенский и Г.Сапгир, И.Шкляревский и А.Межиров, Т.Бек и С.Гандлевский, Т.Кибиров и Л.Рубинштейн, О.Седакова и Б.Кенжеев, А.Кушнер и И.Лиснянская - представители всех творческих поколений, всех стихотворных школ - от традиционалистов до авангардистов, известные мастера и совсем молодые стихотворцы.

"Арион" печатает не только стихи. На его страницах из номера в номер идет разговор о проблемах современной поэзии, ее прошлом, ее будущем. Свои взгляды излагают представители разных точек зрения и литературных направлений. Значительное место уделяется недавней и более отдаленной истории русского поэтического слова. Публикуются также творческие портреты поэтов старшего и нового поколений, воспоминания, критические обзоры, неизвестные стихи и документы.

Учитывая реальные возможности читателей, "Арион" продается ниже себестоимости и существует исключительно за счет благотворительных пожертвований коммерческих и общественных организаций и частных лиц. С 1996 года "Арион" имеет постоянного попечителя в лице московского предпринимателя Андрея Евгеньевича Григорьева.

С 1997 года в дополнению к журналу начали выходить две поэтические книжные серии - "Голоса", представляющая новые стихи современных поэтов, и "Читальный зал" - своего рода "избранное из избранного" лучших поэтов 60-90-х годов. В 1997 году вышли из печати первые книжки обеих серий: новая книга стихов Михаила Синельникова "Обломок" и томик избранных произведений Игоря Шкляревского; в 1998-м в этих сериях готовятся к изданию, соответственно, новая книга стихов Евгения Рейна "Балкон" и избранное Вениамина Блаженного. Кроме того, "Арион" принял участие в выпуске двух книг своего лауреата Инны Лиснянской.

С 1995 года присуждаются Литературные премии "Арион", учрежденные "для поддержки и популяризации лучших достижений отечественной поэзии и поэтической критики". Они присуждаются раз в год за произведения, опубликованные на страницах журнала поэзии "Арион". Лауреатами премий стали поэты Евгений Рейн, Лев Озеров и Владимир Строчков (за 1994 год), Инна Лиснянская, Юрий Ряшенцев и Ольга Кузнецова (за 1995 год), Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Денис Новиков и Дмитрий Кузьмин (за 1996 год)".

Главный редактор журнала поэзии "Арион" - Алехин Алексей Давидович.

* * *

В трудный период жизни начала четвертой четверти 1990-х годов собрал я наконец свои стихи в кучу да погнал с ними мою Птичку - она же, далее, также Моя Делла Стрит - по толстым журналам: пускай печатают! А то уж - - -

Она и понесла.

Сначала в "Знамя" понесла - не в "Новый мир" же нести?

И - с распростертыми объятиями ее в "Знамени" встретили, вот как бывает! - подробности см. Ермолаева О.Ю.

Тогда она и в этот вот "Арион" понесла - журнал специально поэзии, куда же еще!

А вот там - хрен!

Почитали, испугались: ну, нет, мы такого печатать не можем, вы знаете, там такие слова есть, о которых даже подумать страшно, что такое бывает, не то чтоб это увидеть в напечатанном виде!

- Но там ведь и без таких слов стихи есть.

- Да нет, они, вы знаете, там тоже такая как бы подача, там так как-то...

Козлы!

* * *

Да, так бы я написал, будь я Лимонов, или поэт "патриотического" направления, или еще что-нибудь еще в этом духе. Меня обидели - значит, на выбор: пидарасня, или жиды, или недобитые совки.

Но я так не скажу. Я так скажу: все-таки неплохой журнал, пускай будет.

Даже полезный.

Истеблишмент? Стихотворный эквивалент тому, что в изобразительном искусстве во времена СССР было "левый МОСХ"?

Ну да, примерно так.

Орган тех представителей искусства говорения в рифму, кто согласен сидеть в норке не высовываясь; собственно, он, "Арион", - он эта самая их норка и есть; ежели хотите более возвышенно - гетто; или - катакомба; да хоть Касталией назовите, сущность не поменяется.

Да только вот: чтобы мы, деятели андерграунда, могли существовать, - нужно, чтобы этот вот истеблишмент был, существовал, жил и даже процветал. И даже - жировал! Более того: опыт 1990-х, когда этот истеблишмент был низвержен, показал: нам его, радикалам и революционерам (эстетическим! эстетическим, я имею в виду! Да, впрочем, и политическим, кстати, тоже! но об этом отдельно), беречь и лелеять нужно как зеницу ока! Как армяне евреев берегут!

А то свалимся в одну общую помойную яму, как теперь, в которой хрен и различишь, где протухший банан, где ничтожное говно, а где и истинный жемчуг.

* * *

Кстати, они вовсе и не против авангарда, они его за - но только чтоб он такой ручной был, сидит себе мышкой в уголке, фигню свою потихонечку грызет √ "визуальная поэзия", палиндромы, еще что-нибудь такое тихое, затейливое, типа выпиливания лобзиком. Чтобы Мандельштама, Дерриду, Хайдеггера через каждые три строчки цитировали.

Тогда, конечно, пожалуйста.

А как у меня - такое нет, ужас, что вы!

* * *

Тут спрашивает кое-кто - что за армяне, что за евреи, что за бережение одними других?

А это армянский анекдот: умирает старый армянский патриарх, собрались вокруг него в большом количестве все, кто положено, ждут, какую он им последнюю мудрость скажет. Он и говорит:

- Армяне, - говорит он из последних сил, - берегите евреев!

Все удивились: при чем здесь евреи?

- А при том, что как евреев изведут, тут вот и за нас, армян, примутся.