Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/20010222.html |
Все о Поэзии 25 Мирослав Немиров Дата публикации: 22 Февраля 2001 Аронов, Александр Современный советский поэт. Не знаю, чем прославлен. Единственное, что знаю, - ведет ежедневную колонку - и весьма широкую - в "МК", которая примерно типа как вот моя эта: все обо всем, что в голову пришло, - и перемежает это стихами, причем собственного сочинения. Правда, все, о чем у него идет речь, - это в основном то, что увидено по телевизору. Инвалид, что ли? Который прикован к телеэкрану, и он ему - единственное окошечко? Сопровождается это стихами - и тоже, как и у меня, с комментариями. Точнее, не с комментариями, а с автоконферансом. Вот, например, колонка от 22 мая 2000. С чего-то надо начать: Или: День один. Одна река. Или: Окончательная бездарность Или: В сиамских близнецах родная речь моя. Или: Уж если наблюдать историю в усильях, Стихи - по-моему, эх, - ...?; комментарии - соответственно. Но вот что интересно: где именно это публикуется. Ибо публикуется это - в МК. И уже много лет из недели в неделю. Стихи! А говорят, МК, мол, образец всего плохого и ничтожного. А вот те издания, которые борются за звание символов всего Высококультурного и Грандистэблишментарного - "Коммерсант", "Итоги", кто там еще? - ну кто из них решится себе позволить иметь еженедельную колонку со стихами? Так-то. Правда, автора стихотворений они себе действительно выбрали что-то уж очень неказистого. Позвали бы ну если не Пригова или меня, так хотя б Иртеньева или Бонифация-Лукомникова - куда как веселее было бы! Но все же - стихи! В бульварной газете! Еженедельно, и вот уж много лет! Заставляет это задуматься о многом... "...?" в виде характеристики стихов отнюдь не означает, что я хотел бы их запрещенными словами обругать, да стыдливость не позволяет. Стыдливость мне вполне позволяет, и если бы было что обругивать, я бы обругал. А "...?" обозначает - и прошу это запомнить, я и далее буду этим обозначением пользоваться - графический эквивалент пожатия плечами. Такие дела. Еще вместо этого можно использовать выражение "ну, стихи как стихи". Его я тоже использую. Далее - адреса, где он есть, этот Аронов.
Вот, узнал, чем он прославлен: он сочинил "Если у вас нету тети", песню из кинофильма "Ирония судьбы". А Иртеньев, мне сообщили, тоже, действительно, имеет свою колонку, и причем здесь, у нас в сети: на "Газета.ру". Но там он без стихов - просто рассуждения и шутки. А это, прямо скажем, совсем другое дело. Но, кстати, если уж сравнивать со мной, то у меня все-таки - лучше. У меня все-таки не просто что в голову придет, - таких неорозановых нынче хоть ешь, как выражался Максим Соколов, противоестественным способом, - а у меня все-таки сначала - познавательные сведения, - и не абы как, а в строжайшем научном порядке, - а уж потом что в голову придет в связи с этими сведениями. Так что все-таки у меня - не газетная колумнистика, то есть сор и дребедень, а нечто иное. Все-таки, я смею надеяться, да. Архаика Тер-Оганян А.С. (см.), например, регулярно использует слово "архаичный" в негативном смысле. Я ему о том, что не трогай иконы и вообще Религию и Церковь - он мне, что это архаичное мышление. Я ему о том, что весь нынешний авангардизм - это пирамида типа МММ, и уже именно что обрушившаяся, а нужно делать реальные "предметы искусства", которые можно пощупать - картины и т.д., а не акции, жесты и прочие "символические ценности", - он мне, что это есть не более нежели "художественные промыслы" и "декоративно-прикладное искусство", и, то есть, опять-де проявления архаического сознания. А нужно, дескать, иметь сознание - "современное". Если не хочешь быть лохом и воспроизводителем по кругу тысячу раз уже воспроизведенного. Так вот: а мне по барабану! Я, как пишет Сорокин, "ссал и срал"! Ибо я как раз именно это утверждаю и из этого в своем искусстве исхожу - что все это так называемое "современное сознание" - фикция, вымысел или, точнее, тонкий и незначимый налет над главными, архаическими и неизменными структурами - воспроизводством которых я как раз именно и занимаюсь. И притом не из каких-либо идейных соображений, а исключительно потому, что - наиболее свойственно это мне, и - больше всего нравится именно это мне. Всевозможные наиархаичнейшие и наипримитивнейшие - зачаточные - художественные формы, как в плане общечеловеческом, так и в индивидуальном - свойственном человеку в его раннеотроческом состоянии: энциклопедии (средневековые бестиарии, флорарии и проч.); описания дальних стран (Геродот; Козьма Индикоплов); хроники; очень глупые - детские - анекдоты; книжки с обязательным изобилием картинок; научно-популярные книжечки; самодельные журналы (ср. "Республику ШКИД" или "Кондуит и Швамбранию"); стенгазеты; самодельные карты местности; всевозможная Волшебная Пещера Аладдина с сокровищами навалом (отсюда мои "бумажечки и картиночки", именно наваленные кучей); и проч. Это архаический тип мышления, согласен, да, но он - свойственен мне, и - я его целенаправленно эксплуатирую, и, судя по тому, что это все имеет успех, - он свойственен и всем остальным людям, кроме отдельных уж супермодернистов, таких, как Оганян. Так я полагаю. То есть я, выходит, получаюсь большим авангардистом, чем Ог.: это же типично авангардистское, в общем, устремление - всякая регрессия: в малолетство человека как личности, в малолетство человека в обобщенном смысле этого слова - то есть в архаику культуры. Да, так выходит. Но не совсем. Классические авангардисты, те стремились к регрессии в вообще досознательное архаическое, как личностное - младенчество ("лепетанье сверчка и ребенка"), кретинизм (Бенджи у Фолкнера) и проч., - так и общественное - африканские архаические культуры, родоплеменной коммунизм, магический шаманизм; я - во все-таки менее глубинные слои, в (примерно) ранний подростковый возраст. (Это, кстати, можно считать вообще одним из отличий авангарда от постмодерна.) Асеев, Николай 1. Я запретил бы "Продажу овса и сена"... Одно из стихотворений Асеева, советского поэта, до революции - футуриста, в 1920-е - лефовца и первого друга Маяковского, затем - в течение 40 лет просто признанного советского поэта, одного из главных корифеев советской поэзии. Был - наряду с Пастернаком, Луговским и некоторыми др. - высокопочитаем за свое футуристическое прошлое последовательно несколькими поколениями молодых - сначала ифлийцами, затем вознесенко-евтушенско-рождественскими - и оказал на них значительное влияние, в особенности на Вознесенского. 2. Автор этих строк в молодости знал, конечно, что Асеев был в молодости - футурист. Поскольку автор этих строк и сам был в молодости футурист, то Асеева в библиотеке брал и всячески читал, ища - где же они, эти столь жаждаемые тогда автором этих строк футуристические выкрутасы? И - не находил. Ну, вот это, поставленное в начале, - да, немножко футуризм, такой полумаяковский-полухлебников. Остальное - никакого футуризма, один романтизм. Да еще какой-то очень уж сентиментальный романтизм, такой, который не типа Байрона (Всех зарежу, растопчу, а который типа Жуковского: то самое пи-пи-пи, пе-пе-пе, которое столь осуждалось в "Пощечине общественному вкусу" и которому противопоставлялись Есть еще хорошие буквы - Остальное - унылая и вялая риторика, старательно приукрашаемая назойливым лефовским "мастерством", отчего только еще более скучная. Даже во времена, когда я был большим поклонником советской поэзии, от Сельвинского и Кирсанова до Смелякова и Корнилова, даже до Луконина и Слуцкого, и даже до Вознесенки с Евтушенским, - даже тогда Асеева я никак не мог заставить себя читать - ну и тоска! Сергей Михалков - и тот местами позабористей! Также стихи Н.Асеева и некоторые сведения о нем см.:
|