Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 26
Дата публикации:  26 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ассонанс

Б.Гончаров: "(от лат assonare - звучать в лад) - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Например:

Взложу на тетиву тугую.
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.
(А.Пушкин)

Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи" (Тураев 1988).
* * *

У К.Чуковского в статье о Блоке, помнил я с юности, есть об этом чрезвычайно верное наблюдение - о том, что вся "магия" Блока заключена в бесконечных А - А - А - А:

О веснА без концА и без крАя,
Без концА и без крАя мечтА

и т.д.

И, более того, у меня есть эта статья, она в виде предисловия к сб.: Блок А.А. Лирика. - М.: Правда, 1985. И я спокойно был уверен, что, как будет нужно, так я это его рассуждение - и с примерами и со всем остальным - сюда и выпишу. И вот сижу сейчас, нужно уже очередную порцию "Всего о Поэзии" отправлять в набор - хлоп! нет там этого рассуждения! Про то, что "его лирика была магией... она действовала на нас как луна на лунатиков", - есть. Про то, что "каждое его стихотворение было полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм и рифмоидов", - есть.

Есть и про:

"Каждый звук будил в его уме множество родственных отзвуков, которые словно жаждали остаться возможно дольше в стихе, то замирая, то возникая опять. Это опьянение звуками было главное условие его творчества. Его мышление было чисто звуковое, иначе он и не мог бы творить.

Часто его сладкозвучие было чрезмерно: например, в мелодии "Соловьиного сада". Но побороть эту мелодию он не мог. Он вообще был не властен в своем даровании и слишком безвольно предавался звуковому мышлению, подчиняясь той инерции звуков, которая была сильнее его самого. В предисловии к поэме "Возмездие" Блок так и выразился о себе, что он был "гоним по миру бичами ямба".

Показательно для его звукового безволия, сказавшегося главным образом во втором его томе, что в своих стихах он яснее всего ощущал гласные (выделено здесь и далее мной. - М.Н.), а не согласные звуки, то есть именно те, в которых динамика напева и темпа. Ни у какого другого поэта не было такого повышенного ощущения гласных. То напевное струение гласных, которое присуще именно ему одному, достигается исключительно гласными. Это та влага, которая придает его стихам текучесть".

Вот да, это все есть. Но про то, что это именно звуки А - А - А - А - ни слова! Да что же я - в бреду провел 20 лет своей жизни, если точно помнил, что есть, и помнил даже в каких примерно словах, - а оказывается, нет? - пришел было в ужас я. Но потом обнаружил в примечаниях: "Печатается с сокращениями. Полный текст см.: Корней Чуковский. Собрание сочинений в 6-ти тт. Издательство "Художественная литература", т.6. М., 1989, с. 505-579", - и успокоился.

Ассонансная рифма

"Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: "красивая - неугасимая", "музыкой - мускульной", "жажда - жалко" (Тураев 1988).

- М.Н.: в двух последних случаях никакой не ассонанс, а "корневая рифма" (см.).

Вообще же ассонанс - это, конечно, плохая рифма. И, конечно, уважающий себя поэт такими брезгует.

Я тоже, конечно, брезгую.

Но - пользуюсь.

Когда не в силах придумать рифму получше, деваться некуда, со стыдом, но - - -

* * *

Вот пример:

Люблю сношаться я порою!
Признаться в этом нет стыда!
Естественное и простое
Есть это дело, господа!

Ханжи, конечно, возмутятся,
"Да как посмел", - начнут вонять,
Но хватит Правды нам стесняться!
Всего важней нам Правду знать!

Возьмем, к примеру, проституток.
Конечно, мерзок их разврат,
И тут уж нянчиться не нужно,
Одна дорога здесь - тюрьма;

Но ежели девчонка парню
Отдастся честно, по любви,
Плохого нету тут ни капли, -
Один здоровый эротизм!

И люба коль тебе девчонка,
И ей притом по нраву ты,
Иди совокупляться гордо!
Довольно всякой ссать х*йты!

1990, январь, Тюмень

"Сексологи попозли по Руси, сексологи!" - восклицал в ужасе в 1988 году В.Белов в романе "Все впереди". И это было: сексологи поползли, и приведенное стихотворение есть как раз типичная проповедь такого перестроечного сексолога, оснащенная всеми тогдашними лозунгами, в том числе, конечно, и самым главным лозунгом Перестройки:

Важней всего нам Правду знать!

Что до рассматриваемых нами ассонансных рифм, то здесь их полно - "проституток" - "не нужно", "парню" - "капли", "девчонка" - "гордо", и уж как верх бесстыдства - в смысле бесстыдной халтуры - "любви" - "эротизм".

(Полное название такой рифмы будет "ассонансная мужская усеченная рифма", об этом позднее - подробнее.)

Астрофическое стихотворение

А.Головенченко: "Стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы (см.), что расширяет интонационно-синтаксическое звучание стихотворения; А.с. используется в баснях, в повествовательных поэтических произведениях (напр. "Цыганы", "Полтава" А.Пушкина, "Демон" М.Лермонтова, "Возмездие" А.Блока, "Хорошо!" В.Маяковского, реже в лирических стихотворениях ("Деревня", "Вновь я посетил..." А.Пушкина)" (Тураев 1988).
* * *

Я - не любитель.

И даже стихи, которые написаны таким образом, я, когда переписываю их вот сюда, сам разбиваю на строфы - для удобства чтения.

* * *

А вот, например, Ахматова А. - та наоборот.

Л.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой"; 1 июня 1939: "Она попросила переписать стихи. (...) Взяв в руки тетрадь и взглянув на оригинал, я спросила:

- Тут что? Черточка? Или пробел?

- Нет, но там, к сожалению, строфа... Всю жизнь я мечтала писать без строф, сплошь. Не удается".

Атеизм

Бродский, Тютчев - см. Агностицизм.

Еще - интересно - А.Фет был атеистом, и причем чрезвычайно закоренелым. Автор романсов? Ходячая пастила? Удивительно, но именно так.

Еще очень любил В.Набоков провозглашать себя афеем.

Но у него он немного странный, атеизм: то и дело у него в романах - в "Даре" например - имеются всевозможные призраки, причем чрезвычайно убедительно описанные, или вот, например, - "Николай Гоголь", гл.5 ("Апофеоз личины"), п.5.:

"Русские, которые считают Тургенева великим писателем или судят о Пушкине по гнусному либретто Чайковского, лишь скользят по поверхности таинственного гоголевского моря и довольствуются тем, что им кажется насмешкой, юмором и броской игрой слов. Но водолаз, искатель черного жемчуга, тот, кто предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам на пляже, найдет в "Шинели" тени, сцепляющие нашу форму бытия с другими формами и состояниями, которые мы смутно ощущаем в редкие минуты сверхсознательного восприятия".

Выделено мной.

Как хотите, но такого рода фразы изобличают в авторе скорее человека, склонного к теориям в духе Блаватской, нежели атеиста.

Афиногенов, Александр

Советский драматург, в 1918-м в 14 лет - цензор, в 1920-х - член правления РАППа, затем тоже большой начальник и маленький советский драматургический классик.

Короче, то самое, что называется обидным словом "сволочь".

А вот попались мне его дневники 1930-х годов, и в них: Буниным зачитывается, Сирина называет "небывалым талантом", Джойсом интересуется, ссылается на Фрейда, и - ни единого словечечка о партии, правительстве и задачах литературы в свете решений пленумов.

Чудеса!

_______________

А вот - еще позднее мне попались упоминания конца 1930-х, что А. пребывал тогда уже в глухой опале и со дня на день ждал ареста, и понимал, что уж кого-кого - а его за дело.

Так-то вот.

Ахмадулина, Белла

Вот к будке с газированной водой,
всех автоматов баловень надменный,
таинственный ребенок современный
подходит, как к игрушке заводной.

Затем, самонадеянный фантаст,
монету влажную он опускает в щелку,
и, нежным брызгам подставляя щеку,
стаканом ловит розовый фонтан.

О, мне б его уверенность на миг
и фамильярность с тайной простотою!
Но нет, я этой милости не стою,
пускай прольется мимо рук моих.

А мальчуган, причастный чудесам,
несет в ладони семь стеклянных граней,
и отблеск их летит на красный гравий
и больно ударяет по глазам.

Робея, я сама вхожу в игру
и поддаюсь с блаженным чувством риска
соблазну металлического диска,
и замираю, и стакан беру.

Воспрянув из серебряных оков,
родится омут сладкий и соленый,
неведомым дыханьем населенный
и свежей толчеею пузырьков.

Все радуги, возникшие из них,
пронзают небо в сладости короткой,
и вот уже, разнеженной щекоткой,
семь вкусов спектра пробует язык.

И автомата темная душа
взирает с добротою старомодной,
словно крестьянка, что рукой холодной
даст путнику напиться не спеша.

Ахмадулина Белла, советский поэт наших дней.

И, если говорить сказать, то мне А. милей и пресловутой Ахматовой, и пресловутой Цветаевой: по части стихотворной - нисколько не хуже, а по содержательной - так лучше в большое количество раз. Потому что нет в ней ни непрерывной истерики одной, ни напыщенности другой.

________________

Вот процитированное стихотворение - такой старательный ученический акмеизм.

Но в чем дело? В том, что и весь исходный акмеизм - старательное ученическое следование прописям! Но вот опять же в чем дело: в том, что акмеисты были большого мнения о себе и собственные прописи прописывали спустя рукава - "и так сойдет!". Весь акмеизм - это школа чистописания, только сами исходные акмеисты в этой школе были бы троечниками. А тут - тот самый акмеизм, только такой, каким он должен был бы быть, - опрятный, старательный, и при этом - именно трогательный этой своей честной опрятностью и старательностью.

Вот так я это понимаю.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Агеев, Голод 17 /23.02/
Живешь-живешь, терпишь приключения, делаешь открытия, перемещаешься по социальной и культурной шкале туда-сюда - и вдруг некто тебе снисходительно этак сообщает: ничего этого не было, лежал ты на диване и грезил. Последний номер "Логоса".
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 25 /22.02/
Аронов, Александр. Архаика. Асеев, Николай.
Лиза Новикова, Книги за неделю от 21.02. /21.02/
"Танцор" Владимира Тучкова, "Студия" Анатолия Брусиловского, "Прошедшее время несовершенного вида" Гриши Брускина, пятый том "русского Набокова". "Коммерсантъ": избранное.
Александр Агеев, Голод 16 /20.02/
Бушуют калориферы при входе в "Националь". Не слишком людно вроде, но нет местов. Свободных нету мест, пока обеда своего не съест симпозиум, конгресс и прочий съезд.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 24 /16.02/
"Арион" (журнал).
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100