Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 28
Дата публикации:  6 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Б-52-сы" (Бэпиисятдвасы)



Была такая рок-группа. В конце 1970-х - начале 1980-х, на фоне тогдашнего всеобщего увлечения советских людей той из рок-музык - ну, тех из советских людей, конечно, которые вообще знали, что такое рок-музыка, - той из рок-музык, коя обладала свойствами напыщенности, помпезности, претенциозности и т.д.: "Йес", "Куин", "Генезис", "Кинг Кримсон", с одной стороны; а всевозможный Дюпапэл, Рэйнбоу и из них выросший хэви-метал, с другой, - производили на них - некоторую часть некоторой части советских людей - ошеломляющее впечатление своим радикальным и даже чуть ли не нигилистическим минимализмом - в смысле: отказом от сложных звуков и приемов их извлечения из инструментов, а демонстративным предпочтением самых наиболее простых. Крайний, короче, максимализм они проявляли в этом своем минимализме, вот как можно об этом было бы сказать.

Не только советских людей это ошеломляло.

Еще, как я уж не помню где прочитал про это спустя 15 лет, в середине 1990-х - например, Дж.Леннона.

Тот, как известно, 5 лет, с 1974-го по 1979-й, был в полном унынии и сумеречном состоянии души, сидел дома безвыходно, ничего и не пытался сочинять, а только нянчил сына. И вот в 1979-м случайно, в какой-то шашлычной, услышал "Б-52-сов", которые только-только появились и были в Америке символом поднимающейся "новой волны" - и ожил, и убедился, что рок играть еще можно и нужно, и сам взялся, и - - -, да тут его грохнули.

Вот так.

В древние времена, когда я имел некоторое влияние на становление сибирского подпольного рока, я как раз вот и пытался направить его развитие именно в сторону музыки примерно такой: резкой - легкой - лаконичной.

Этого не вышло.

Деятели подпольной сибирской рок-музыки - Роман Неумоев, Егор Летов, Кирилл Рыбьяков, о всех которых читай, например, на сайте ЛЕНИН, ибо ЛЕНИН носится с ними как с торбами писаными - предпочли развиваться в строну тяжеляка и серьезняка, следуя лозунгу конца 1960-х "Творящие рок не занимаются развлечением! Они - гуру!". Пафоса им хотелось, и еще - быть вождями, а еще - демонами, парящими над толпой, царящими над ней и властвующими ею.

Собственного пафоса не имея, они его стали заимствовать из ближайшего источника - из газет: сначала, в перестройку, - из более-менее антисоветских, "Огонька" и т.д., своими словами пересказывая, что в нем написано; затем, при победившем антикоммунизме, действуя по принципу Перевернутого Общего Места, - стали черпать, наоборот, из ультрасоветских, из "Советской России" и "Завтра", пересказывая в своих песнях теперь уже что написано там - со всеми составляющими того, что там написано: не только ультрасталинизмом, но и нацизмом, оккультизмом, евразийством и проч., вплоть до самого натурального сатанизма, каким-то образом в их сознании соединенного с "православием" - каковое соединение пытается осуществить на указанном сайте Вербицкий.

И не заметным для себя образом - отвергая музыку типа указанных Б-52-сов как попсу - они с этой самой натуральной попсой слиплись в неразличимую массу; причем с самой мерзкой из ее, попсы, разновидностей, - с попсой, прикидывающейся не самой собой: с дюпапэлом, с хэви-металлом (в которых все эти дела успешно процветали с самого начала 1970-х - Джимми Пейдж, например, был чрезвычайным любителем А.Кроули) и, в конце концов, с Мэрилин Мэнсоном.

Вот опять вот так.

_________________

Если все делать бы как следует, по уму, использовать возможности хваленого интернета с его мультимедией, тут нужно бы, чтобы как пользователь начинает читать это сообщение, так сразу чтоб это "Б-52" начинало играть. Чтобы если кто не знает, о чем идет речь - не слышал, - так чтоб услышал.

Это пока что невозможно. Я этого делать, конечно, не умею, Птичка моя, которая всеми компьютерными делами заведует, - тоже, а призвать кого-нибудь на помощь - пока что некого.

Так что - когда-нибудь, может быть, потом.

_________________

А написано все вышенаписанное не совсем спроста, а немного с намеком. А с намеком для - если вдруг имеются начинающие деятели музыки рок, которые читают это сочинение, вот с намеком для них: сейчас, когда на дворе - и уж сколько лет! - лет восемь! - очередной застой как в общественной жизни, так и в сфере самой рок-музыки (выразителем чего как раз и является, среди прочего, перизбыток воя, хрипа, воплей, страстей-мордастей, позы, претензий и прочего наследия Е.Летова и К.Кобейна), сейчас снова будет чрезвычайно актуальной именно музыка голая, резкая, бьющая током, как бьет током оголенный провод, а главное - демонстративно отказывающаяся от каких-либо претензий на гурствование и умничание.

Кто последует моему совету и такую музыку начнет играть - не пожалеет: прославится и обогатится.

Да.

Да только такую музыку - трудно играть.

Умничать и вставать в позу легко, а вот извлечь из инструментов звуки нехитрые, но неожиданные, поразительные и сшибающие с ног - это, конечно, примерно битласом нужно быть, да еще не одним битласом, а немного всеми сразу.

А с битласами, как известно нам из истории, обычно напряженка.

* * *

Тут меня спрашивают, когда это я имел влияние на подпольный сибирский рок?

Да имел, было дело.

В 1980-е: с их начала и до примерно года 1987-го.

Довольно много следов этого влияния сохранилось на записях ранней "Инструкции по Выживанию", например в "Ночном Бите" 1986 года изготовления ("Никто не хочет бить собак", "Товарищ Горбачев", "Рок-н-Ролльный фронт" и др.) и у "Культурной Революции" - вождь которой А.Струков в начале 1980-х точно так же стремился именно к тем же идеалам минималистического идиотства, пытаясь достичь в музыке того же, что у обериутов получалось в поэзии, да когда наконец он эти песни записал - уже в конце 1990-х, - то беспощадно поперепортил их переусложненными аранжировками.

Имел влияние, было дело.

А потом разошлись - сначала по эстетическим соображениям: в первую очередь, очень не нравилось мне, что художественный радикализм они постоянно пытаются подменить политическим, - а потом и по политическим и мировоззренческим: отвратителен мне всегда был - и сейчас остается - оккультизм, в который они неизменно впадают, и все из него - оккультизма - вытекающее, описанное выше.

* * *

Тут мне поступают сообщения, что я ломлюсь в открытые двери, что такая музыка уж фиг знает сколько времени есть, и не только есть, а и вовсю процветает: брейк-бит, с одной стороны, брит-поп, с другой, драм-энд-басс, с третьей еtc.

Так в том-то и дело, что есть!

Я потому и весь киплю, что - ну, не можешь сам изобрести такое, так сдери с уже готового образца, как всю жизнь драли, - так ведь и этого не желают! - в смысле: наши подпольщики. Как зациклились на панкухе, так и двадцать лет и живут, в нее упершись, подобно тому как в свое время прежнее поколение уперлось в дюпапэл - за что было всячески презираемо.

А посмотреть по сторонам, открыть глаза и уши - не желают!

Тьфу, тьфу и тьфу!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Борис Кузьминский, Безделица /04.03/
Интел-премия: unusual suspect. Метелкина: alien resurrection.
Андрей Левкин, Кухонная герменевтика 1 /01.03/
Поваренная книга мертвых, составленная бригадой гностиков еще в те времена, когда авиации не было, так что помыслить о том, что с неба может низойти человеческий кал, они не могли: "Пир" Владимира Сорокина.
Лиза Новикова, Книги за неделю от 28.02. /28.02/
Антология "Клуба 12 стульев", "Все будет неплохо" Виктора Голявкина, "Бегство в Египет" Александра Етоева, "И узре ослица Ангела Божия" Кормильцева/Кейва. "Коммерсантъ": избранное.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 27 /28.02/
Ахматова, Анна.
Александр Агеев, Голод 18 /27.02/
Обильное, беспорядочное, ветвистое чтение есть форма одиночества, свидетельство бессознательного неуважения к самому принципу иерархии, а что такое общество, как не система иерархий?.. Мое детское чтение было интернетом до интернета. "Ссылки" порождались какими-то интуитивными импульсами, и свобода их ограничивалась лишь размерами библиотеки.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100