Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 30
Дата публикации:  16 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Бабы - дуры!"

Такой лозунг тоже есть.

Например, "Ой, Славка, ой, дуры!" - в середине 1990-х такой стон был первым, чем встречал автора этих строк А.С.Тер-Оганян, когда я посещал его жилище, а он переживал период сложных семейных отношений с разными лицами женского пола.

Впрочем, тезис "Бабы - дуры" появляется в жизни О. гораздо раньше, и, пожалуй, это единственное, что кавказского в Оганяне и есть, кроме, конечно, личика и фамилии: твердое и непоколебимое убеждение, что назначение лиц дамского пола - 1) служить украшением жилища (но - безмолвным), а также 2) еду приготовить, постирать, в квартире убраться.

На почве этого убеждения у него регулярно происходят сложности в семейной жизни с многочисленными его женами и подругами, потому что, кстати сказать, он всех их всегда себе выбирал таких, которые украшением жилища являться были - согласны, но уж никак не безмолвным.

На этой же почве регулярно происходят не то чтобы столкновения или разногласия, а искреннее недоумение и изумление Т. перед тем либерализмом, который проявляет автор этих строк по отношению к лицам указанного пола; доходит до того, что я порою всерьез воспринимаю их мнения и даже, бывает, мнения эти учитываю в своих действиях.

- Ты что, с ума сошел? - с ужасом восклицает Оганян. - Ведь бабы же - дуры!

* * *

Да, а я с ним не согласен.

Всегда с личностями пола Ж. дружил и проч. и вообще считаю, что средняя женщина, конечно, умней среднего мужчины.

Пола женскаго? Конечно, только да!
Нет плохого в этом поле в самом деле ничего!
Всем известно, сколь я уважающим являюся его!
И хотя за то, бывает, даже и страдаем,
Ибо, даже так бывает, в феминизме уличаем, -

да, но только есть ограничения.

Президентшами личности женскаго полу, конечно, могут быть, или там космонавтшами, а вот штангистками или шахтерами - это ни к чему. Тут уж перегрузки чересчур - - - для женского организма. И еще - стихи им писать не след: тут тоже перегрузки чрезмерные для женской психики.

Так что во всем прочем я феминист - но здесь сугубый сексист.

А то Цветаева, например, она что-то очень уж вот такое зрелище, как на приложенной картинке, постоянно из себя являет.


Это Черил Хейворт, американская штангистка. Лет ей 17, рост 175 см, вес 135 кг; лежа она жмет 225 кг; в обычный тренировочный день поднимает 25 тонн

А зрелище это, конечно, не принадлежит к тем из зрелищ, которые следует приветствовать.

Багрицкий, Эдуард

I

Пыль по ноздрям - лошади ржут.
Акации сыплются на дрова.
Треплется по ветру рыжий джут.
Солнце стоит посреди двора.
Рычаньем и чадом воздух прорыв,
Приходит обеденный перерыв.

Домой до вечера. Тишина.
Солнце кипит в каждом кремне.
Но глухо, от сердца, из глубины,
Предчувствие кашля идет ко мне.

И сызнова мир колюч и наг:
Камни - углы, и дома - углы;
Трава до оскомины зелена,
Дороги до скрежета белы.
Надсаживаясь и спеша донельзя,
Лезут под солнце ростки и Цельсий.

(Значит: в гортани просохла слизь,
Воздух, прожарясь, стекает вниз,
А снизу, цепляясь по веткам лоз,
Плесенью лезет туберкулез.)

Земля надрывается от жары.
Термометр взорван. И на меня,
Грохоча, осыпаются миры
Каплями ртутного огня.
Обжигают темя, текут ко рту,
И вся дорога, бежит, как ртуть

и т.д.

Зашибись?

Ну, зашибись.

Так и нужно писать?

Нет, так не нужно.

Обосновать?

Да как-то не знаю, как и обосновывать.

Что тут, собственно, обосновывать - все понятно. Исчерпало это все себя, и теперь...

Ну, примерно так можно сказать, что вся эта сверхнапряженность, все эти "буйства вихрей" и "яростные кипения", "взорванные термометры" и "скрежещущие дороги" - все это очень мило и даже увлекательно, но всерьез это все воспринимать невозможно. Все такие штуки - теперь больше по части хэви-метала, нежели "серьезной поэзии". "Серьезная поэзия", что интересно, сейчас по большей части именно "несерьезна", а гипердраматизм, непрерывный пафос, всхлипы и сплошная трагедь - это нынче как раз из области поп-культуры, причем самых низкосортных ее проявлений - хэви-метал, Пугачева с Аллегровой и т.д.

* * *

Любил Б., например, согласно мемуарам С.Липкина, - Мандельштама. А вот Мандельштам к Багрицкому был холоден.

"Я рассказывал ему, как его любит Багрицкий, можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.

- У него в мозгу фотографический аппарат, - сказал он. - Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него - от Нарбута".

И дело тут не в том, что М. не признавал вообще всю советскую литературу. Согласно тому же Липкину, "что-то привлекательное слышалось ему в некоторых строчках Асеева, позднее - Павла Васильева"; "он восторгался Хлебниковым... восторгался Маяковским". А вот Багрицкого, стало быть, - - -

_______________

Я, честно сказать, не понял, что значит высказывание о фотографическом аппарате в мозгу, из-за которого Багрицкий на Можайском шоссе обязательно видит Наполеона. Тут или я очень глуп, или - ужасную вещь скажу! - хваленые "образы" Мандельштама, они на самом деле...

Ну, немножко не очень убедительные.

Немножко как-то не проясняющие его мысли и не..., а просто лишь бы что-нибудь с чем-нибудь сравнить, а смысл этого сравнения...

А что про Нарбута - это совершенная правда.

Действительно, и ритмика Багрицкого - в значительной мере развитие ритмических конструкций Нарбута, и "густая образность" оттуда же. Но все-таки Багрицкий - получше. Потому что Нарбута, при всех его формальных достоинствах, читать совершенно невозможно - скукота и пустопорожнее (но в больших количествах строф) толчение воды в ступе, а Багрицкий все-таки относительно передает сообщение.

* * *

Еще - Бродский признавал влияние на себя Багрицкого.

И это правда.

Дольники Бродского если и не напрямую восходят к Багрицкому, то продолжают ту же линию.

II

От кого пахнет чем,
А от кого и духами.
Сидишь так, бывает, опухший, похмельный совсем,
Сидишь, держишь пиво руками,

Сидишь, весь телесных немытых своих
Явлений пахучий исток,
Сидишь, ох, страдаючичи от них,
Пьешь пива невкусный глоток,

Такой сидишь важный, как точно в парной,
Струишь весь потоками пот,
И тут как такое как ой-ой-ой-ой!
прохладное мимо идет!

И с силою страшною, как паровоз,
Бежит по спине мороз,

И мысли различные, как ИСЗ1,
Давай в голове зэ-зэ-зэ,

И весь бытия ураган и поток
Как прям электрический ток!

Как е**ный б**дь кипяток!

Вот-вот. Это мое (Москва, Калининский проспект, июль 1992) стихотворение с элементами подражания Багрицкому.

В нем это как раз хорошо выражено, - то, что я выше пытался - не очень убедительно получилось - сформулировать: что сейчас - совершенно невозможно всерьез заниматься экспрессионизмом а-ля Маяковский, Багрицкий и проч. В качестве шутки - как в этом стихотворении, - можно, а всерьез - - -

* * *

То есть, собственно, я это к тому, что ли, что и вообще читать Багрицкого не нужно, ибо - - -?

Ну нет.

Вот уж вовсе нет!

Конечно, читать нужно, и знать, и освоить, и применять кое-что из - - -, только...

Вот примерно то, что я имел в виду.

* * *

Еще, согласно Гаспарову ("Записи и выписки", с. 14), Багрицкого (и Сельвинского) в письмах хвалил Набоков. (А при этом второсортными писателями считал Элиота и Паунда.)

Вот так.

  • Страничка Э.Багрицкого на "Стихии";
  • биография в одесской энциклопедии "Одессика";
  • Багрицкий в "Библиотеке Еретиков" (собрание всевозможных антиортодоксальнохристианских материалов от гностицизма до атеизма);
  • статья Револда Банчукова о творчестве Б. на Центральном Еврейском Ресурсе "7:40";
  • песня на слова Багрицкого о том, как хорошо иногда покурить гашиш;
  • отрывки из книги воспоминаний о Багрицком.


Вернуться1
ИСЗ - искусственный спутник Земли.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Левкин, Кухонная герменевтика 3 /15.03/
Что такое соблазн, где соблазн может быть? Находится ли он у ж. между ног? Нет, там его заведомо нет, там нет даже либидо, потому что такого нет вовсе. Может быть, о соблазне писал Киркегор? Да, Киркегор о нем писал. Эллины тоже только об этом и думали. Ну, раз уж эллины, то, как известно, иудеям безумие, а уж эллинам-то - соблазн. Так о каком соблазне речь? "Соблазн" Жана Бодрийяра.
Лиза Новикова, Книги за неделю от 14.03 /14.03/
"Поклон - пению" Геннадия Айги, "Кормя двуглавого орла..." Андрея Зорина, антология "Время "Ч". "Коммерсантъ": избранное. Открой и щелкни.
Александр Агеев, Голод 19 /13.03/
Удивительно, почему наше "образованное сообщество" до сих пор не догадалось нанять киллера, чтобы тот придушил добрейшего Бориса Дубина в каком-нибудь укромном углу. Потому что я не знаю более беспощадного и безжалостного разоблачителя и обличителя означенного сообщества.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 29 /11.03/
Баадер и Майнхоф. "Бабам не наливать!" Бабицкий. Бабки.
Андрей Левкин, Кухонная герменевтика 2 /11.03/
Вполне себе аракчеевские поселения, старцы, книжка какая-то по психиатрии, старательно переписываемая на предмет рассуждений и диагнозов, которые уместно превратить в персонажи, Лермонтов - ну и ложками употребляемый Достоевский: "Пелагия и Черный Монах" Бориса Акунина.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100