![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Все о Поэзии 31 Дата публикации: 21 Марта 2001 ![]() ![]() ![]() Ахматова - 2 Намедни меня за Ахматову высекли - частично я в гостевой уже ответил, - а вот еще интересная история, как я здесь у себя, в городке Х., ходил с местной культурной общественностью знакомиться. А это было. Я, как сюда переселился, на соседнем доме увидел мемориальную табличку: здесь жил и работал - вот уж не помню кто, какой-то советский член СП из шестого их разряда. А в местной газете прочел годовой отчет о достижениях местных писателей: такие-то выпустили такие-то книжки, а одна даже напечаталась в столичном журнале "Новая Юность". Тут я и задумался: э-э-э, вот как здесь мастеров художественного слова уважают! А не познакомиться ли мне, раз так, с местной культурной общественностью? Будет с кем выпить порою разноалкогольного напитка, будет с кем попи**еть в скучную минуту жизни, а общественность эта меня на руках будет носить и пылинки с меня сдувать - меня не сраная "Новая Юность", меня само "Знамя" публиковало! Тут как раз иду мимо городской библиотеки - на ней объявление: вечер поэзии Ахматовой. Прямо сейчас, через двадцать минут. - Пойду! - тут же принял я решение. - Там-то вся эта общественность, наверно, и соберется, там я с ней со всей и познакомлюсь! - И купил две чекушки для более благоприятного развития событий по ознакомлению, и пошел. И пришел. И что увидел. Увидел библиотечный читальный зал, в большом количестве - можно даже сказать, битком - набитый людьми. Люди были вот какие: старушечки лет по семьдесят; я пришел, представление уже началось, уходить было неловко; пришлось часа полтора просидеть, слушая, как еще одна старушечка - специально из Москвы приглашенная чтица тех же лет - читала Ахматову, причем сплошь исключительно про любовные переживания. Потом было обсуждение. Оно состояло в основном из благодарностей чтице и администрации библиотеки и из воспоминаний, кто как когда при каких обстоятельствах читал какое из стихотворений Ахматовой. - А вот это стихотворение я, помню, читала... какой же это год был? Ах да, тридцать первый! - Да-а, вот оно как все в жизни непросто! - только и оставалось мне думать, идя домой, напрасно отравив свой организм полулитром водки; знакомиться с культурной общественностью я, конечно, передумал: вряд ли бы она меня полюбила. Старушечки! Любовная лирика! Эх! Впрочем, старушечки вполне следовали примеру этой самой ААА. Например:
Анне Андреевне в описываемый момент 72 годика стукнуло! У питерского рок-исполнителя Чижа об этом хорошо спето: Вот такая, блин, вечная молодость! Также см. статью Кушнера о любовной лирике поздней Ахматовой. Я - наглый хам? Ну, вот прочитайте, что интеллигентнейший и кротчайший Кушнер о рассматриваемом предмете написал. У Кушнера там и примеры куда как убедительней - видать, из ПСС-а выписывал, а у меня только два сборничка "Избранного". Кушнер, кстати, раз уж к слову привелось, - вот уж кто, несмотря на "позорное благополучие" и принципиальный отказ от "биографии", - несомненно, поэт не из четвертого десятка, а из первого с половиной. А в настоящий момент - из нынче живых и действующих - конечно, нумер первый (вместе с Приговым, Кибировым ну и, уж коль говорить всю правду, как она есть, автором этих строк, то есть мной). Так-то. Все вышеописанное не следует понимать так, будто автор этих строк является старухоненавистником типа Хармса. Не те мои годы, чтобы быть старухоненавистником! Сами с Птичкой уже на пороге. Но зрелище полного зала старушечек, предающихся коллективному эротическому томлению под чтение Ахматовой - это, конечно, зрелище немного ошарашивающее. Байтов, Николай Смолоду журчали самолеты. Стихи Николая Байтова, московского поэта. И что, хорошие стихи? Не знаю, кто что скажет, а я скажу так: хрен его знает! "Темная поэзия", вот как это называется. И вполне возможно, что если долго стараться и вникать, может быть, все это станет ясно и понятно и даже, может быть, и хорошо. Да только вот в чем дело: вряд ли найдутся желающие долго стараться вникать. Точней сказать, такие желающие были, и много, и сейчас еще есть, готовые стараться вникнуть в "темную поэзию", и понять, и усвоить, да только они обычно исчерпывают это свое желание на Хлебникове, да на Пастернаке, да на Мандельштаме, да на обериутах. Ну, самых терпеливых и кропотливых хватает еще и на Айги и Соснору. А на Арабова, Байтова и прочих последующих - уже, по моим наблюдениям, - увы! ________________ Вообще, "темной поэзии" сильно повредила ее легализация. То, что непонятные стихи перестали быть запрещенными и труднодоступными, резко подорвало интерес к ним народонаселения. Число охотников вникать и расшифровывать "загадок таинственные ногти" сразу сильно уменьшилось - а ведь пока это было занятием (относительно) недозволенным и не всем доступным, таких охотников находилось очень немало. ________________ И скажу более: скажу то, что будет уж совсем возмутительным: скажу вот что: скажу, что если бы не столь длительная запретность Хлебникова, Пастернака, Мандельштама и проч., так, вполне возможно, нынче их сочинения вспоминались бы и трактовались бы, вполне вероятно, не более как нежели некий курьез. ________________ Впрочем, они бы в таких условиях и писали бы, нужно полагать, по-другому бы. Также о Н.Байтове см. в сообщении Анафора.
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
nemiroff@au.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||