Все о Поэзии 33
Дата публикации: 30 Марта 2001
получить по E-mail
версия для печати
Бальмонт
Если б вы молились на меня,
Я стоял бы ангелом пред вами,
О приходе радостного дня
Говорил бы лучшими словами.
Был бы вам - как радостный восход,
Был бы вам - как свежесть аромата,
Сделал бы вам легким переход
К грусти полумертвого заката.
Я бы пел вам, сладостно звеня,
Я б не ненавидел вас, как трупы,
Если б вы молились на меня,
Если бы вы не были так скупы.
А теперь, угрюмый и больной,
А теперь, как темный дух, гонимый,
Буду мстить вам с меткостью стальной,
Буду бич ваш, бич неумолимый.
Или:
Отчего нас всегда опьяняет Луна?
Оттого, что она холодна и бледна.
Слишком много сиянья нам Солнце дает,
И никто ему песни такой не споет,
Что к Луне, при Луне, между темных ветвей,
Ароматною ночью поет соловей.
Отчего между женщин нам дороги те,
Что бесстрастны в победной своей красоте?
Оттого, что в волшебной холодности их
Больше скрытых восторгов и ласк огневых,
Чем в сиянии щедрой покорной мечты,
Чем в объятьях доступной для нас красоты.
Или:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Или:
Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных
Гармонических пиров
И напевов колыбельных.
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
Упоение покоя -
Усыпление ума.
Пусть же вспыхнет море зноя,
Пусть же в сердце дрогнет тьма.
Я хочу иных бряцаний
Для моих иных пиров.
Я хочу кинжальных слов,
И предсмертных восклицаний!
Прославленнейшие стихи конца XIX и начала XX веков, принадлежат перу К.Бальмонта.
Меж тем нынче, при всем массовом культе эпохи "серебряного века", имя Бальмонта как-то стараются стыдливо - - -
Понятно почему: считается, что Б. - песнь торжествующей глупости.
Примеры:
А.Белый. Начало века. - М.: Худ. лит., 1990, с. 247: "Раз он в деревне у С.Полякова полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался он до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили; с опасностью для жизни".
Или Гаспаров в "Записях и выписках" - с. 314 - сообщает: в РГАЛИ хранится фотография Бальмонта с надписью А.Толстому: "Красивому - красивый".
И таких историй - бесчисленное множество.
Но только вот что: но тогда ведь и весь Серебряный Век - Песнь Торжествующей Глупости! Время просто поразительного массового снижения умственных способностей людей! Когда такая сплошная дешевка и пошлятина захватила умы русских образованных классов, что диву даешься. И чем Бальмонт хуже Гумилева - который нынче кумир, руки прочь, - я понять не в состоянии.
Более того: Бальмонт - лучше!
Хотя бы тем, что на 15 лет раньше и что он сам придумал всю эту дешевку - ну или переписал с французских образцов, но сам, первый, притом в подполье, когда это еще было дико и запрещено, - а не эпигон, пришедший на все готовое тех же щей в очередной раз пожиже разведенных вливать.
Так что вы уж, братцы, выберите одно из двух - или прекратите кричать о "серебряном веке" как о "звездном часе" русской культуры, - либо уж объясните тогда, на каких основаниях вы его основоположников - Бальмонта, Брюсова и т.п. отвергаете в пользу их третьесортных эпигонов Гумилева, Ахматовой и так далее.
Вот как я полагаю.
- Страничка на "Стихии", здесь главные хиты Бальмонта - "Челн томления" (про "Чуждый чарам черный челн"), "Камыши", "Я вольный ветер, я вечно вею" и т.д.;
- страничка на сайте "Мир Марины Цветаевой";
- страничка на "Рисунке акварелью": самые знаменитые сборники стихотворений Б. "В безбрежности", "Горящие здания", "Под северным небом", "Тишина";
- биография на "Переплет.ру";
- большая подборка стихов на сайте "Русская готическая страница";
- "Новогодние письма" Б. жене;
- "Слово о полку Игореве" в переводе Б.;
- "Модель создания образа поэта в культуре модерна" ("чужеродный" К.Бальмонт), изыскание Е.Винника;
- "Космизм и русское искусство первой трети ХХ века", автореферат Овечкиной И.;
- "Космические стихии в творчестве Б.", исследование Т.Давлетбаевой;
- статья о Бальмонте и И.Шмелеве в "Русской мысли", с многими фотографиями;
- страничка Б. на сайте "Русский Париж";
- Троцкий Л.Д. о Б.;
- "Философские идеи русских символистов" - раздел конспекта лекций по истории философии;
- Литании Сатане - стихи, в которых авторы (от Лермонтова и Тютчева до Бальмонта и пр.), по мнению составителей сайта, демонстрируют свои сатанинские симпатии;
- манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу", где творчество Б. называется "парфюмерным блудом";
- наборы мебели для кабинета и столовой под названием "Бальмонт".
Барби
Изобретена Б. в 1959 году фирмой "Меттел". Сейчас в Америке на каждого ребенка в возрасте от трех до десяти лет приходится в среднем восемь Барби. В Германии - пять. Ужас! Тотальная стандартизация умов, душ, вкусов и проч. посредством рекламы, ТВ, этой вот Барби - вот что царит в мире, возмущаются Вербицкий М., Струков А. и разные прочие.
Ну, да, так и есть.
Ну а вы чего хотите?
Люди - конформны и приучаемы и иными быть не могут. И, раз так, - это же хорошо, что их приучают всего лишь к такой невинной вещи, как любить Барби. Потому что опыт России, Германии, всяких прочих мест двадцатого века показывает, что их элементарно можно приучить и к куда более небезобидным штукам. Так что уж лучше пусть Барби!
* * *
Что до Барби как таковой, то прообразом ее, по одной из версий, была американская кинозвезда 1950-х Джейн Мейнсфилд, отличавшаяся рекордной глупостью, огромным бюстом (и по тому и по другому она превосходила даже Мерилин Монро, являясь своего рода пародией на нее) и вопиющим пристрастием к розовому цвету. Изображения оной - и ее жилища, и автомобиля - все вопиюще розовое, аж - - -, были у меня. Да - - -
По другой - "картонная фигурка, созданная художниками гамбургской газеты "Бильд" в послевоенные годы". Тоже хорошо бы эту фигурку отыскать, но - - -
Барби Твинс
Красотки из американского "Плейбоя" за какой-то из месяцев 1995 года, найденного мною на помойке в Замоскворечье. Из подписи я понял, что называются эти двое - Барби Твинс, то есть - Двойняшки Барби.
Возникает вопрос: они действительно двойняшки - то есть сестры, природно родившиеся одинаковыми близнецами, или же они совершенно разные тетки, добившиеся одинаковости меж собой сознательно и целенаправленно, при помощи краски для волос, косметики, пластической хирургии и т.д.?
Последнее, конечно, было бы гораздо интереснее. Ибо то, что природа может соорудить что угодно, это, очевидно, нисколько не удивительно, - она Тунгусский метеорит сумела учудить, что уж там говорить о прочих диковинах! А вот что человек может такого добиться - это, конечно, гораздо сильней.
И - увлекательней.
Ибо тут еще и акт уважения к публике: уважаемые господа, мы не просто так такими уродились, нет, это мы специально для вас постарались!
Это, конечно, располагает в их пользу: уважение и медведю приятно.
- Предисловие к проекту. Авангардизм
- Аведон, Ричард. Автоматизация приемов. "Автоматическое письмо". Автономность стихотворения
- Агитационная поэзия
- Агностицизм. Адамович, Георгий. Азиза
- Айги, Геннадий. Акмеизм
- Акростих. Аксаков, Константин
- Александрийский стих. Александрийство
- Алексиевич, Светлана. Алехина, Ксения. Алешковский, Юз. Алкоголизм
- Аллитерация. Аллюзия; Аллюзии в постмодернизме. Алфавит. Амелин, Максим. Америка. Американская культурная экспансия
- Американская поэзия. Америколюбство. Америкофобство. Амфибрахий
- Анаколуф. Анакреонт; Анакреонтизм. Анакруза. Ананас
- Анапест. Анархические умонастроения
- Анафора. Ангедония. Андерграунд
- Анекдоты. Андерсон, Памела. Анжамбаман
- Антиалкогольная кампания
- Антология. Антонов, Юрий. Аполлинер, Гийом. Арабов, Юрий
- Арабы. Арагон
- Арбат (начало)
- Арбат (продолжение)
- Арбат (окончание)
- Арбуз
- Арион
- Арион (журнал)
- Аронов, Александр. Архаика. Асеев, Николай
- Ассонанс. Ассонансная рифма. Астрофическое стихотворение. Атеизм. Афиногенов, Александр. Ахмадулина, Белла
- Ахматова, Анна
- Ахматова - 2
- "Б-52-сы"
- Баадер и Майнхоф. "Бабам не наливать!" Бабицкий. Бабки
- "Бабы - дуры" Багрицкий, Эдуард
- Байтов, Николай
- Балдеть. Баллада. "Балтика"
- "Банан"
- "Больше Бэна"
поставить закладку
написать отзыв
|
Предыдущие публикации:
|
Андрей Левкин, Кухонная герменевтика 5 /29.03/
|
|
Человек - лежит ли он, стоит ли, едет в метро, кушает ли пиво - воображает себя примерно в таком же месте, но в куда более блистательных обстоятельствах. И сам он лучше: он активен, бодр, он производит дискурс, который крутится вокруг него. Тупее позиции для письма не бывает. Но и она может быть рассмотрена в деталях. "Белокурые бестии" Маруси Климовой. |
|
Ирина Котельникова, Контакт? Нет контакта /29.03/
|
|
О русских и английских учебниках языка для иностранцев. "Как вас зовут?" - "Олег". - "Вы студент?" - "Да, студент". - "Это ваша сестра?" - "Да". - "Как ее зовут?" - "Таня". Хотя беседуют два человека, создается лишь видимость общения: скорее это напоминает допрос. В английских же учебниках диалог неравноправных персонажей должен быть сюжетно мотивирован. |
|
Лиза Новикова, Книги за неделю от 28.03. /28.03/
|
|
"Бунт луны" Юрия Мамлеева, "Шесть загадок для дона Исидро Гароди" Борхеса/Бьоя Касареса и др. "Коммерсантъ": избранное. |
|
Олег Дарк, Не странник, а Робинзон /28.03/
|
|
Главное для Лескова слово - "остров", ради него все затевалось в его сюжетах. |
|
Александр Агеев, Голод 23 /27.03/
|
|
Лучше, "вкуснее" всего прописаны в "Оправдании" те эпизоды, где Рогов - "сильный". Даже не ницшеанский, а блоковский "человек-артист" смутно мерещится в романном итоге: впрочем, "гуманный", не требующий просеивать "груды человеческого шлака", сам из шлака произросший. |
|
|
|
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru URL
|