Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 35
Дата публикации:  6 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Барков,

имени не помню. Самый знаменитый из русских авторов порнографических стихотворений. Точнее, единственный из них, известный общественности, - вот все, что знает о Баркове подавляющее большинство русских людей.

То же самое и я.

В смысле, это - знаю, а более о Баркове - ничего.

Нет и стихотворения в начале, как обычно. Была у меня книжечка Баркова, ее мне Гофлин А. подарил, - да я ее кому-то передарил.

Так что - - -

* * *

Многие уверены, что Барков - это тот, кто сочинил "Луку Мудищева". Это неправда. Лука Мудищев - сочинение явным образом второй половины XIX века; Барков же - автор второй половины века XVIII, современник Державина. Стихотворения его написаны самым диким и варварским, додержавинским слогом, читать их нынче - а тем более запомнить - совершенно невозможно.

А "Луку Мудищева", кстати, как я на днях услышал по радио "Свобода" из специальной, посвященной этому передачи, - написал его, они утверждали, А.К.Толстой.

* * *

Пушкин где-то писал, что как только наступит свобода печати, первое, что будет напечатано, это Барков. Многие думают, что он тем самым выражал мнение, что вот, дескать, какой Барков замечательный, нужно его обязательно печатать, только вот гадина цензура не позволяет.

Но вполне может быть и наоборот.

Вполне может быть, это Пушкин писал именно в одобрение цензуре: что если убрать ее, тут же все начнут печатать не что-нибудь, а именно Баркова и тому подобное.

* * *

12 декабря 2000

Раздобылись сведения о Баркове.

В интернете их, конечно, как и всего остального, сколько угодно, например:

  • Биография Баркова И.С. на сайте Санкт-Петербургского Государственного университета в разделе "Петровский университет в лицах" среди следующих выдающихся выпусников СпбГУ: Дашкова Екатерина Романовна, Крашенинников Степан Петрович, Ломоносов Михаил Васильевич, Миллер Герард Фридрих, Эйлер Леонард;
  • большая подборка стихов Б. наряду со стихами Пушкина, Лермонтова, Анакреона Клубничкина, М.Логинова, А.Шувалова, А.Пирона в разделе "Русские классические стихотворения с матами" на сайте "Энциклопедия русского мата";
  • разнообразная стихотворная порнография, приписанная Баркову ("Король Бардак Пятый", "Лука Мудищев", "Колыбельная", "Отец Паисий" и проч.) плюс биография Б. из БСЭ 1926 года (все - в текстовом режиме без картинок);
  • "Поэт-эротоман или бесстыдный похабник?" - статья в газете "Молодежь Эстонии" от 06.06.98;
  • "Барков и Майков" - статья Манфреда Шрубы о влиянии барковианы на Майкова в комической поэме "Елисей, или Раздраженный Вакх" ("НЛО", 1996, # 14);
  • статья о Б. в "Энциклопедии Брокгауза и Ефрона";
  • расхожий репертуар Б. или а-ля Б. на сайте анекдотов;
  • "Огонек" # 48 от 30 ноября 1998 года: материал по поводу 230-й годовщины со дня гибели Баркова, в котором производится попытка доказать, что "Лука Мудищев" - сочинение Пушкина. На мой взгляд, неубедительно.

Для тех, кому лазить по этим адресам лень, вот сведения о Б. из Брокгауза и Ефрона:

"Барков (Иван Семенович или Степанович) - переводчик и поэт прошлого столетия. Имеющиеся биографические сведения о нем скудны; даже отчество его не установлено с достоверностью. Из академических бумаг, касающихся Ломоносова, видно, что он был "попов сын" и род. в 1732 г. Когда в 1748 г. Ломоносов и Браун экзаменовали воспитанников Невской семинарии, чтобы выбрать из них студентов для академического университета, то к ним вопреки воле своего начальства явился воспитанник Б., который на экзамене обнаружил "вострое понятие" и достаточное знание лат. языка. Принятый в академию, Б. учился очень хорошо и считался даровитейшим из всех студентов. Но зато поведения был самого скверного: несмотря на то, что не достиг еще и 20 лет, он постоянно напивался и буянил. За один из таких поступков Б. в 1751 г. был исключен из числа студентов и определен по "наборному делу". Но затем, во внимание к его способностям, ему позволили частным образом учиться у профессоров русскому "штилю" и другим предметам. В конце 50-х годов Б., служивший при академии копиистом и корректором, назначается академическим переводчиком. Переводы Б. прозою и стихами отличаются гладкостью и простотою языка и несомненно, что по стихотворной технике он уступал только Ломоносову, да Сумарокову. Стихотворные переводы Б. относятся к 60-м годам прошлого столетия: 1) "Мир героев", итальянское сочинение г. доктора Лудовика Лазарони-Венещанина; 2) "Квинта Горация-Флакка, Сатиры или Беседы, с примечаниями, с лат. языка переложенные рос. стихами" (СПб., 1763); 3) "Федра, Августова отпущенника, нравоучительные басни с Езопова образца сочиненные" (СПб., 1754 и 1787). Все эти переводы неизвестным издателем были собраны в 1872 г. (СПб.) в одну книжку, под заглавием: "Сочинения и переводы И.С.Баркова". Из "сочинений" здесь имеется только "Житие князя Aнтиoxa Дмитриева Кантемира", которое было приложено к изданию "Сатир" последнего (СПб., 1762). Кроме "Жития" Б. написал еще "Оду на день рождения императора Петра III" (СПб., 1762) и издал "Сокращение универсальной истории Гольберга" (СПб., 1766, 1779, 1805 и М., 1808) и вместе с Таубертом I том "Библиотеки Российской исторической" (СПб., 1767) заключающий в себе Нестора по Кенигсбергскому списку. Однако же не эти сочинения доставили имени Баркова ту громкую известность, которою он пользуется. Всероссийскую славу стяжал он себе тоже стихотворными, но не печатанными "срамными сочинениями", как выражается митр. Евгений, в огромном количестве списков разошедшимися среди росс. любителей пикантного чтения. Слава эта так велика, что создался особый термин - "барковщина" и Б. сплошь да рядом приписываются вещи, которые совсем ему не принадлежат. Полный список непечатных сочинений Б. хранится в Имп. публичной библиотеке; заглавие его - "Девическая игрушка или собрание сочинений г. Баркова". Характеристика "срамной музы" Б. дана С.А.Венгеровым в его "Критико-биографическом словаре рус. писателей и ученых" (вып. 25, СПб., 1890)".

_____________

О смерти Б. лично мне известны две версии - по одной, Б., будучи в состоянии запоя, утонул в нужнике; по второй - будто бы он покончил с собой и при этом таким способом, что вошедшие утром в кабинет Баркова люди обнаружили его с головой, засунутой в печку с целью отравления себя угарным газом, а наружу имелась торчащая жопа без наличия штанов, но зато с воткнутой в нее бумажкой, на которой было написано "Жил грешно, умер смешно". (Вариант: "Жил срамно, умер все равно".)

Но чего-то оба варианта, и про утонутие в сортире и про самоубийство с голой жопой, представляются мне малодостоверными. Первая - своей слишком уж моралите: писал мерзость, вот в ней и захлебнулся; вторая - чересчур радикальным нигилистом предстает в ней Барков, каким-то Иваном Карамазовым, бросающим вызов мирозданию. Судя по стихам, Барков таким нисколько не был, а был просто забавник-похабник без особых затей.


А вот и портрет самого Баркова И.С. нашелся


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Левкин, Кухонная герменевтика 6 /05.04/
"Амур и др." Евгении Лавут: жесткий романс о расставании автора с пишущим существом. Тексты сочиняет, конечно, существо: кто уходит, тому и извиняться.
Лиза Новикова, Книги за неделю от 4.04. /04.04/
Булат Окуджава в "Новой библиотеке поэта", "Я унес Россию" Романа Гуля, "Воспоминания" Варлама Шаламова. "Коммерсантъ": избранное.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 34 /03.04/
Бар.
Александр Агеев, Голод 24 /03.04/
Василий Аксенов все-таки очень хороший был когда-то писатель, - недаром почти все сочинители российской "альтернативной истории" впадают в стилистику его романа "Остров Крым". Всем им при этом фатально не хватает аксеновского юмора. Зато охотно подхватывается аксеновский "вещизм".
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 33 /30.03/
Бальмонт. Барби. Барби Твинс.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100