Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010411a.html

Все о Поэзии 36
Мирослав Немиров

Дата публикации:  11 Апреля 2001

Барды,
они же - КСП



Направление искусства и течение мысли 1960-х и далее - вплоть до наших дней. Любители собираться компаниями и (в трезвом виде!) петь самодельные песни размякшими от умиления голосами.

Движение, имевшее всесоюзный размах: в каждом граде и каждой веси СССР имелась организация таких любителей под названием Клуб самодеятельной песни, а уж любителей неорганизованных было - -

Имелся такой и в Тюмени при ДК "Нефтяник". Во-всяком случае, в первой половине 1980-х. Автор этих строк видел это сам, собственными глазами.

Таково, собственно, все, что я могу сказать о Б. и КСП в Тюмени. Кто знает более меня, пусть пишет долее меня. В смысле: ежели из читателей этого сообщения есть такой, кто имел или имеет более непосредственное отношение к КСП, пускай он возьмет да и все опишет: его историю, людей, структуры, художественные принципы, случаи и все прочее до сего относящееся. Я же умолкаю: все мои контакты с этими людьми были крайне случайными и происходящими по касательной, и никогда я был не в силах понять, что за кайф быть унылым, вялым, томным и расслабленным. Никакого кайфа я в этом никогда найти не мог, поэтому произведений искусства, предназначенных для приведения пользователей им в такое состояние, не терпел, а любителей пребывать в нем - презирал:

И вот они везде сидят,
Являясь будто кипяченый лимонад.
Еще верней, они такие, как вареный лук.
Семидесятые вокруг
Своей тухлятиной смердят,
Да добавляется еще людями то и дело "пук" да "пук-пук-пук".
* * *

Впрочем, справедливости ради могу изложить и противоположную точку зрения, только что пришедшую мне в голову. Согласно ей, как раз барды есть удальцы-молодцы, штурманы-пилоты, туристы-альпинисты, геологи и первопроходцы, которые именно такие, какими положено быть, согласно Маяковскому, -

Надо, чтоб поэт и в жизни был мастак,
Мы крепки, как спирт в полтавском штофе, -

тот же Визбор, который и вертолет водить умел, и на подводной лодке ездил, и Бормана изобразил, и на вершины поднимался, и северный полюс покорял, и проч., и проч., - вот, отдыхая от подвигов и трудов, они и поют расслабленные песни, чтобы расслабиться от слишком бурной жизни. А это вот как раз вы, авангардисты и прочие, - вы как раз и есть бледные чахлые поганки, кабинетные дохляки, которые вот и ищете в искусстве возбуждения, не в силах его почерпнуть в самоей жизни. Компенсацию своей никчемности.

Точка зрения, имеющая право на жизнь, да. Во всяком случае, в отношении нынешних любителей панк-рока, бледных, бедных, сутулых, необразованных подростков с городских окраин, - верная абсолютно.

  • Бард.ру. На стартовой странице - фраза: "Внутренним императивом создания этого сервера послужили идеи, сформулированные в эссе Александра Мирзаяна "Авторская песня как база русской национальной идеи";
  • Всемирная бард-афиша: где, когда, какие концерты и фестивали авторской песни, она же - бардовская, она же - КСПшная;
  • Высоцкий открещивается от бардов;
  • КСПшные анекдоты. Анекдоты, как и сами любители и исполнители бардовской песни, не очень удалые. Вот один из более-менеих: "Когда в Советский Союз должен был вернуться Александр Вертинский и ему уже приготовили квартиру в Москве, живший через стенку профессор каких-то интеллектоемких наук пришел в панику: он представил себе, как из соседней квартиры начнут доноситься пассажи, рулады и фиоритуры - и научным его занятиям настанет конец... И вот певец приехал. И - тишина. День, неделю, другую... Профессор набрался храбрости и постучал в соседскую дверь. Открыл Вертинский: - Чем могу быть полезен? - Понимаете, товарищ артист, - произнес профессор,- я вот уже несколько дней с трепетом ожидаю начала ваших упражнений в области вокала, а у вас все тихо да тихо... - Что вы, батенька, - ответил великий бард, - я, поди, тридцать лет задаром рта не раскрываю!"

Баркашовцы

...Тут мне Бакулин пишет: ты, Н.Н., теперь любитель РНЕ?
Да ты, Н.Н., хоть знаешь, РНЕ - как это расшифровывается?
То есть не знаю, как там Р и как там Н, но Е -
Оно е*Аные (козлы, конечно), вот как это явно расшифровывается!

Ты, типа, говоришь, Н.Н., что за народные ты массы,
И это так, конечно, есть, конечно, ваше РНЕ есть массы;
Но только массы-то не те, себя за кои выдаете:
Вы говорите, что народные являетесь вы массы,
Но только тут вы, ясно дело, ох и врете,
Поскольку вы совсем другие массы - каловые, вот какие есть вы массы!
(И кромь того, еще, наверно, пидорасы!)

Не зря ж и цвет себе, Н.Н., вы, кой коричнев есть, избрали,
А это цвет, конечно, есть - говна.
Вот ведь, дружок Н.Н., какое трали-вали!
Вот ведь, Н.Н., братан, какое хопа-на!

И вот, увы, Н.Н., какое слово
Сказать тебе я, значит, вынужден, увы:
Взбесившиеся псы всего плохого
Вот кто вы есть, а плюс притом козлы.

И, тоесь, в смысле политическом, билят,
Являешься ничтожнейший ты просто, грубо говоря, эякулят!

6 января 2001; стихотворение написано с целью увещевания одного из своих знакомых (первоначально в стихотворении и были использованы его полные имя и фамилия), который впал в вышеупомянутое политическое безумие.

Поскольку увещевание оказалось эффективным, имя и фамилию указанного пришлось, по его просьбе, удалить, - соответственно переработав и ритмико-синтаксическую организацию стихотворения.

Также следовало бы обсудить такой вопрос: почему же их не попоразгонят, фашистюг проклятых? почему позволяют - - -? Так это трудно сделать? Или уж так власти наши свободе мнений и воззрений верны?

А, да просто - именно что выгодно власти их существование! Пугать население: мы вам не нравимся? Так смотрите, вот какие вместо нас придут! С хайгитлером, с фашистскими крестами!

* * *

Но, кстати, это довольно опасная игра. Морозов и прочие в начале века вот так же вот финансировали революционеров и, видимо, с теми же целями - пугать Царя, чтобы шел на уступки либеральным промышленникам, а то вон какие есть! - да просчитались.

Ссылки на их и прочих им подобных сайты я сначала было понасобирал - да потом ставить и передумал. Вот еще не хватало всякую - - - пропагандировать, даже пусть косвенным образом.

Барокко

Тураев 1988: "(от португ. perolla barocca - жемчужина неправильной формы; в переносном значении - "странный", "причудливый", "неправильный") - одно из основных - наряду с классицизмом - художественных направлений в искусстве и литературе конца 16 - первой половины 18 века, для которого характерны трагическое восприятие жизни, исключительно высокая эмоциональность (экспрессивность), сочетание в одном произведении контрастных жизненных явлений, пышность и грандиозность.

Стиль Б. главным образом проявился в архитектуре и изобразительном искусстве. Особенно значительны были успехи барочной архитектуры, положившей начало современному градостроительству. В ней впервые возникает понятие о городском ансамбле, который кроме пышного здания, его центральной точки, включает в себя примыкающие к нему площади, улицы, парки. Таков архитектурный ансамбль Цвингер в Дрездене.

В 20 веке термин "Б." многие ученые стали относить также к литературе, имея в виду, что литература может с особой силой передать трагическое ощущение жизни, причудливую игру контрастов. К числу наиболее выдающихся представителей Б. в литературе Запада относятся: в области драмы - Кальдерон (Испания); в жанре романа - Г.Гриммельсгаузен (Германия); в России - С.Полоцкий. Ф.Прокопович, ранний М.Ломоносов..." (А.Сулейманов)
* * *

Согласно другой точке зрения, Б. есть одно из постоянно возникающих явлений в искусстве и культуре; тогда наследниками Б. являются романтизм, затем - символизм, затем - футуризм а-ля Маяковский и всякий экспрессионизм, затем - Вознесенский и всякий метаметафоризм.