Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010601n.html

Все о Поэзии 44
Мирослав Немиров

Дата публикации:  1 Июня 2001

Белова, Елена

Одна из главнейших представительниц Факта Наличия Красоты Женского Образа в городе Тюмени в 1980-е.

В городе Тюмени таких представителей всегда было чрезвычайное изобилие, но Б. - одна из главнейших.

За что и воспета в многочисленных сочинениях многочисленных тюменских авторов разных искусств, мною лично, например, автором этих строк:

Насколько в кайф это, дарлинг, что
      на улице грязь, осень и снег,
Мне очень нравится, дарлинг, что
      на улице холод, ветер и дождь, -

Ведь это значит, дарлинг, что нам
      нельзя пойти в гости или в кино.
Ведь это значит, дарлинг, что мы
      должны провести воскресенье вдвоем.

Мне очень нравится, дарлинг, что
      щелясты все окна, по дому гуляет сквозняк,
Мне это нравится, дарлинг, что
      не топят, заразы, собачий холод в дому -

Ведь чтобы согреться, дарлинг, нам
      придется влезать то и дело в постель -
А ты понимаешь сама,
      как се увлекательно, дарлинг.

осень 1986, Тюмень

Сочинено примерно в форме песен музыки "блюз": автор тогда был личностью, искавшей успеха среди деятелей рок-музыки.

Дарлинг - darling - довольно популярное тогда в городе Тюмени обращение к лицам женского пола.

* * *

Поясняю на всякий случай - девушек, а также барышень, дам, тетенек и прочих прелестных созданий - от Анны Керн, О.Смирновой-Россет, Лили Брик, Вероники Полонская, Эстер Хармс до Е. Беловой, Стеллы, А. Максименковой, А. Милюковой и проч. и проч. и проч. в сочинении, подобном этому просто должно всех описать! Ибо должна быть справедливость. Ибо покуда вот как оно получается: поэт сначала девушкой попользовался изо всех сил, вовсю насладился, навдохновлялся до усрачки, а потом еще все это описал в стихах, и за них получил и славу, и деньги, и любовь еще других девушек, чтобы ими опять вдохновляться и - - -.

А бедная та, которая послужила всего этого главным источником и причиной, не получает не только ничего, но и более того: поэт есть, как известно, такое создание, которое после всего вполне может написать что-то типа:

Февраль, .................................
......................................
........................................
............................................... ;

Февраль, его самый последний день,
........................................
.........................................
...........................................

Февраль, когда город насквозь
Весной из будущего весь уже просвечен, как рентгеном,
А ты, в него вколочен, черный, непрозрачный точно гвоздь,
Стоишь, и смотришь, и ох вот что сильно понимаешь:

- А что до того, как вернее всего тебе отомстить,
Это - не делать этого вовсе никак:
Быть всячески милым, при встрече дарить цветки -
Зачислить, короче, в различные прочие,
много которых, которые - так.

- Вернее всего и точнее всего тебе отомстить -
Это вовсе никак не хотеть отмщать:
Не то что, конечно, простить,
А - отнести к мелочам.

И вот сегодня как раз такой, darling, день.
День сознавать с изумленьем такой очевиднейший факт:
Так, значит, darling, ты - не более, чем - тень?
Плохая иллюстрация к моим стихам?

Это не дело. Поэтому справедливость должна быть восстановлена, и об этих всех, которых и предупреждают

Не верь, не верь, поэту, дева,
Поэт, зараза, нае*ет! -
Он не змеею сердце жалит,
Он как пчела его сосет,

(Тютчев)

но они все равно летят как бабочки на огонь, чтобы - - -, вот обо всех них необходимо и должно написать, и я - пишу.

(Стихотворения про февраль и тень - это вовсе не о Беловой Е., а о другой из Представительниц, о которой - в следующий раз).

Белозор, Максим

Письмо Максиму Белозору с призывом
не позволять заводиться в своем дому телевизору.

... Слухи также дошли до меня, дорогой Белозор,
Что ты себе телевизор недавно взял и завел;
Что ты завел себе мерзкую дырку, из которой теперь ты в свой дом
Неизвестно зачем дуракам ежедневно толпой и гуртом,

Вламываться позволяешь, и нагло вы*бываться, и орать
Мерзкие глупости, и слова сказать не давать,
Умным людям, а только им, бл*дь "ведушим", тойсь пидарасне,
Коя которая - ох, ну, понятно. И вот.

Ты лучше так поступи: взьми да выкинь сей ящик в окно,
Его приравняв к тому, именуемо коее г*вно,
А тихий включи, послушный и кроткий, умный свой самодум,
И на его клавьатуре мне лучше письмо дум-дум-дум-дум.

Настучи в смысле, на следующие вопросы мне напиши ответ

(Дальше там прозой про всякие явления жизни, а в конце опять стихами):

Я снова тебя призываю хамам и дуракам
Из телеящика на поругание время жизни свой отдавать прекратить,
А толстою палкою им надавать по бокам,
От ежедневного ихнего хамского бреда время освободить,

И с чистою совестью взять да и что-нибудь написать
Мне: мудрую мысль; анекдот; случай
Из жизни; прочее разное сука-билять
О чем ни захочешь; и это гораздо лучше

Будет, чем та мерзопакость, которой ты занят (намек на ТВ).
Вот такое какое мое предложение, значит, тебе.
Поэтому, значит, короче, бери и давай.
Сходи в магазин, например, прогуляйся, проветрись,
подумай на свежем на воздухе, и начинай.

Времени это на самом-то деле крошечку просто займет,
Сил никаких нисколько опять же не отоймет,

Выгоды ж неисчислимые ждут впереди в виде денег,
Славы и проч., но и сюиминутные также, и сильные:
Та, например, что нулла диез сине же линиа!
В смысле - бесплатный тебе как писателю се будет треннинг.

1997, осень. Отрывки из письма выдающемуся современному писателю и дружбану автора этих строк Максиму Белозору. Это я пытался типа возродить эпистолярный жанр - предпринять усилия, чтобы он снова имел место в жизни людей. А уж тем более - деятелей культуры. Вот и призывал всех знакомцев - Оганяна, Белозора - вступить со мной в почтовую переписку. И хотя Оганян и Белозор моим призывам не поддались, но откликнулся видный деятель современного изобразительного искусства А.Флоренский, с которым мы вот и переписываемся вполне успешно. Некоторые фрагменты этой переписки я потихоньку и опубликовывать буду, во "Всем о Поэзии".

Но речь не об этом.

Речь о Максиме Белозоре, довольно видном из современных мастеров художественного слова.

Некоторый резонанс, например, произвела его книга о пьянстве и алкоголизме "Волшебная Страна", изданная в 1999-м году издательством "Красный Матрос". Она посвящена обсуждению вопросов пьянства, алкоголизма и богемного образа жизни:

"Утверждение, что пить плохо - ошибочно, потому что пить хорошо. Другое дело, что вредно. Но вредно и плохо - это как день и ночь. Вредно съедать в день три крутых яйца, потому что в них много холестерина. Может и так. Но что же тут плохого?"

И состоит из нескольких - девяти? - главок посвященных разным людям, которые занимались пьянством с большой силой интенсивности; а каждая главка состоит из коротких историй, о том, как это было.

Например:

"Оля, Давтян, Марков и Ирина Михайловна отдыхали на море. Как-то вернулись они с пляжа, Давтян с Марковым пошли за вином. Потом прибегает Давтян и говорит Оле:

- Дай шесть рублей!

- Зачем?

- Тогда хватит на триддцать одну бутылку "Гадрута"!

- А двадцати восьми не хватит?

- А о завтрашнем дне ты не думаешь? - говорит Давтян."

Или:

"Художник Николай Константинов увлекся резьбой по дереву. Накупил всяких инструментов, в том числе несколько отличных топоров. А человек он во хмелю буйный. Бывало, придут гости, он сразу давай топоры показывать: смотрите, какие острые! Гости говорят: "Хорошие у тебя, Коля, топоры", - и стараются незаметно запихнуть их ногой поглубже под диван.

Однажды Коля поссорился с женой. Она убежала на улицу, а он достал топоры и принялся рубить домашние вещи. А время было холодное. Вот стоит Вика на улице в халатике и плачет.

Подходят молодые люди.

- Что случилось, девушка?

Она рассказала.

- Ну, говорят молодые люди, - Это ерунда. Сейчас мы его успокоим. Какая, говорите, квартира?

И пошли. Через пять минут вернулись, извинились и ушли по своим делам.

Коля потом рассказывал:

- Рублю я пальто. Чувствую спиной - от двери какая-то агрессия надвигается, какое-то зло. Я топоры наизготовку и поворачиваюсь к двери! А там темно, не видно них*я! Но чувствую - агрессия отступает, отступает...."

Или:

"Николай Дубровин продал комнату в коммуналке и попросил товарища помочь ему перенести вещи. После трудного дня они пошли к товарищу домой. Дубровин купил вина, и они немного посидели. Потом Дубровин прилег на диван, а товарищ стал бить свою подругу, потому что она сказала, что им пора пожениться. Дубровин подумал: нехорошо, что он ее бьет, надо бы заступиться. Хотя, с другой стороны, неудобно: человек весь день носил мне мебель!

И не стал заступаться."

Или:

"Пьяный Хатханов шел по улице Энгельса домой. У него оставалось еще немного денег. "Может, взять еще? - думал Хатаханов. - Нет, хватит. Лучше куплю Ирке "Сникерс"!"

Пройдя два квартала, он вдруг обратил внимание, что сжимает в руке початую бутылку портвейна."

Или:

"Гошу Буренина часто разбивали параличи. Иногда целиком, иногда частично. Чаще всего отказывали ноги. В такие дни он лежал на диване, ему периодически подносили рюмку, он выпивал и спал.

Как-то идет у них с Мариной перманентная пьянка. Кто пьет, кто спит, кто по делам вышел. Кто вернулся и опять пьет. Квартира большая, места много.

Сергей Тимофеев куда-то отлучился. Возвращается и видит картину: в дальней гостиной пьют, в распахнутую дверь спальни виден лежащий на диване Жека-спонсор. А по коридору с кухонным ножом в руке к нему ползет как раз парализованный Гоша.

Тима спрашивает:

- Гошенька, старик, ты куда?

Гоша ползет с трудом и бормочет:

- П*здец ему! Все, бл*дь, ему п*здец!

Тима посмотрел: ползти Гоше еще далеко, да и ползет он медленно. Ну, думает, не беда. И пошел на кухню чего-нибудь перекусить.!"

Или:

"Как-то летом Авдей Степанович Тер-Оганян приехал в Недвиговку навестить выдающегося ростовского поэта Александра Виленовича Брунько и застал Сашу за приготовлением обеда.

Стоит Брунько у печки, на плите чудовищных размеров кастрюля, в которой кипит вода. А из воды торчит огромная свиная морда, вся, как в бакебардах, в черной накипи. Брунек сосредоточенно хлопочет:

- Так, еще немножечко соли, перчику..., так, лаврушечки... Садись, старик, сейчас будем кушать!

Авдей Степанович говорит:

- Спасибо, Саша, я из дому, пообедав.

Потом они пошли гулять по Недвиговке. Авдей Степанович нарвал с дерева абрикосов и стал есть. Спрашивет Брунько:

- Будешь?

- Ты что, старик! - говорит Александр Виленович. - Они же немытые!"

О том, что пить все-таки вредно, книга тоже, впрочем, повествует: завершается она фотографиями описанных людей - тоже по главкам - и три четверти этих фотографических главок завершаются фотографией могилки персонажа. При этом число, получаемое вычитанием дат на табличке является равным двадцати семи, тридцати двум и т.п. Это производит определенное впечатление, наводящее на раздумье.

* * *

Но на самом деле главные сочинения Белозора - другие.

В конце концов об алкоголизме и его последствиях - нынче крайне немало художественных произведений понаписано;

Но он взял и да и совершенно неожиданное написал - две детских книги!

Две книги о и для подростков младшего подростковового возраста; о жизни подростков и их родителей в условиях текущего исторического момента. Про то, как папа возвращался с работы и на него напала собака; потом завелись вши и как их выводили; и как потом к папе приехал в гости сын от бывшей жены; и т.д.

Больше всего мне нравится эпизод, где дочка спрашивает папу:

- Папа, а почему ты на моей маме все никак не поженишься?

- Эх, дочка! Твой маме нужно сначала развестись с твоим папой!

Одна из этих книг уже довольно давно лежит в сети - и в 1998-м году даже победила в Тенетах по разделу детской литературы; а сейчас, наконец, обе книги подготовлены к печати, Белозор, который по образованию художник-оформитель, ее очень красиво проиллюстрировал и питерское издавательство "Красный Матрос" собирается их в довольно-таки обозримом будущем выпустить в свет.

* * *

А вот одна из историй из жизни М.Белозера, наинагляднейшим образом демонстрирующая несомненнейшую принадлежность М. Белозора к числу безумцев, и притом именно осумасшедшевших.

В 1980-е годы у него была жена именем Ира и двое детей от нее, мальчик и девочка.

Со временем с Ирой он постепенно стал жить плохо, все у них не ладилось, и он полюбил другую, именем Оля, у которой тоже не ладились дела с мужем, и была дочь Варя. И вот в один из дней конца 1980-х годов - если кто любитель полной точности, сообщаю ему: 5 марта 1989 года - он берет свою Олю и дочь ее Варвару и бежит с ней в Москву, чтобы начать там на новом месте новую жизнь.

Покинутый и оставленный без жены и дочери муж похищенной Оли, пребывая в ярости, начинает поиски и, вычислив ростовский адрес похитителя и разрушителя семьи, приходит с целью крушить, разрушать и наслаждаться отмщением, и обнаруживает брошенную Максову жену в слезах и с двумя детьми. Они разговариваются, изливают друг другу свои обиды, начинают дружить, и - спустя некоторое время это завершается законным браком.

Что продолжается до сих пор: М. Белозер живет в Москве с новой женой Олей и ее дочерью Варей, а его бывшая жена Ирина живет в Ростове с бывшим мужем Оли и с бывшими Максовыми детьми.

П.С.

Теперь с Максом живет уже и дочь его от первой жены, и планирует он и сына студента забрать к себе из Ростова.

Так вот.


М.Белозор (в шляпе) и А.Тер-Оганьан (стоит) в ранней юности изображают парижскую богему.