Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о Поэзии 47
Дата публикации:  19 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Бесы"

Рукопись 'Бесов' Прославленный роман Ф.М. Достоевского - 1871. Как раз вот совсем недавно я его перечитал, так что пишу по свежим впечатлениям.

Впечатления таковы.

1. Чрезвычайно увлекательное чтиво, не оторвешься.

2. Образы персонажей - действительно, чрезвычайно жизненны и правдивы, причем чем далее, тем их становится все больше, таких, какими они описаны - Петрушами Верховенскими, Ставрогиными нынче просто кишмя кишит; ближайший и широко известный - М. Вербицкий; подробнее об этом см. и у меня в Гостевой с 7 по 9 марта и у него на ЛЕНИНе, чтобы не повторяться; ну и т.д.

Да только в чем там движущая пружина интриги, на чем Петруша Верховенский всех этих Лямшиных и Лебядкиных подловил и под свою дудку плясать заставил? С чего все началось? Да с того, что эти будущие бесы - Шигалев, Лямшин, кто там еще? Собирались на квартире у одного из них потрендеть. Вопросы жизни обсудить. Тут их Петруша и за жопу: а вы знаете, что за это - в Сибирь? Ну, а раз так, будете делать, что я скажу, а не то - - -!

Мораль: не было бы за это - потрендеть у себя дома! - в Сибирь, не было бы и всего остального.

***

Достоевский вывел всех своих бесов из западного либерализма - вот оно, мол откуда. Меж тем не далее как через три года вылез совершенно натуральный Ставрогин, только противоположного цвета - К. Леонтьев. Как Ставрогин (в первую очередь - от скуки!) в Иван-Царевичи к революционерам подался, так Леонтьев - и тоже в первую очередь в ужасе перед грозящей скукой, о чем все его сочинения и написаны - подался в революционеры еще хлещего вида: в консервативные революционеры!

Ну, а там и Ницше, а там и Серебряный Век, весь сплошь из именно таких "консервативных революционеров", а там и - - -

Ну и теперь - Дугин, Вербицкий, Осмоловский, на что угодно готовые, лишь бы томящую их томительную скуку рассеять.

Вот так.

Вывод: описал Ф. М. Достоевский бесов и бесовщину правильно и описание это является актуальным по сей день, но генезис ее установил ошибочный. Не в либерализме дело, и не в западе, а - в том, что они именно - бесы. В буквальном смысле слова: люди, порабощенные Отцом своим Диаволом и исполняющие похоти его. А их идеологическая при этом раскраска - это только вопрос моды и личных вкусов.

***

Утверждается также, будто бы Достоевский в шигалевщине предсказал ужасы коммунизма.

Есть у меня подозрение, что эти предостережения были в ту пору - среди разумных людей, конечно - довольно-таки расхожим местом. Так, например, К. Леонтьев упоминает "либерала Спенсера, в наши дни печатающего против социализма свою книгу "Грядущее рабство"", где "предсказывает, что социализм может быть осуществим только в виде рабского подчинения общинам и государству". ("Плоды национальных движений на Православном Востоке"; цит. по Леонтьев К.Н., Цветущая сложность: Избр. Статьи; М., Мол. Гвардия, 1992, с. 245; курсивы леонтьевские.)

Бжезинський, Збигнев

Василий Иванович Овчинников имелся в Тюменском Государственном университете в 1980-х годах, он был завкафедрой научного коммунизма  была такая дисциплина, была такая кафедра. Студентам пятых курсов филологического факультета этот научный коммунизм он и читал. Читал его он так.

- А вот еще есть у них, товарищи, такой Бжезиньский, - сообщал Василий Иванович. - Ну это, товарищи, гад! Ой, гад! - хватался за голову в ужасе Василий Иванович.

Заканчивал он лекцию всегда басней собственного сочинения, посвященной актуальным вопросам международного положения. А следующую лекцию посвящал разбору предыдущей басне и разъяснению, кто в ней кого обозначает: стервятник - американский империализм, шакал - недобитый германский реваншизм, заяц во хмелю - китайский маоистский ревизионизм.

Теперь, спустя 15 лет мы видим: насчет Бжезиньского Василий Иванович был совершенно прав - действительно, гад.

См. об этом сообщение Русофобия.

Я там, в общем, пытаюсь осмеять тех, кто причину всех бед нашей отчизны видит в злонамеренной деятельности русофобов; и я действительно полагаю, что не в русофобах дело; но что русофобы и русофобия действительно есть, что действительно есть люди, которые хотят нам, русским, зла только за то, что мы русские, это тоже правда. Вот Бжезиньский - типичный образец.

Бидструп, Херлуф


Комикс "Окно"

Датский коммунист-карикатурист, рисовал карикатуры с послевоенных времен по... ну не знаю точно по какие, но по начало 1970-х - без сомнения.

Политические карикатуры - про холодную войну и проч., но и бытовые карикатуры - про всякие явления жизни.

В СССР был чрезвычайно популярен. Издавались его альбомы, и даже четырехтомное например, собрание карикатур. Много лет я его, между прочим, все надеюсь приобрести, ибо это старая моя идея: иллюстрировать мои сочинения - те из них, в которых есть исторические экскурсы - карикатурами тех времен. Да ...

Или - найти, кто умеет рисовать - ну типа, как школьники от скуки на уроках рисуют, шариковой ручкой истории типа комиксов - и чтобы он мне все проиллюстрировал. Но опять же - да...

Ежели кто найдется желающие - с радостью обсужу его предложения. Обращаться в Гостевую.

"Битлз"

В Ливерпуле в ночном клубе в черных пиджаках.
Стоят четыре фраера с гитарами в руках, -

- А кто не знааааает! кто не лююююбит!
в Англии Битлов!
О-о- Битлооооов,
в Англии Битлов!

Вот стали Битлы выступать поднялся страшный крик (аааааа!)
Все стали все крушить-ломать, разбили в тот же миг.

- А кто не знааааает! кто не лююююбит!
в Англии Битлов!
О-о- Битлооооов,
в Англии Битлов!

А вот кружится Джон Леннон, за ним Джордж Харриссон (ударение на последнем слоге)
Они энергию свою людям передают.

- А кто не знааааает! кто не лююююбит!
в Англии Битлов!
О-о- Битлооооов,
в Англии Битлов!

Опять контора на замке, опять кого-то бьют.
И юбки рвутся, швы трещат, а Битлы все поют

- А кто не знааааает! кто не лююююбит!
в Англии Битлов!
О-о- Битлооооов,
в Англии Битлов!

Как всякий советский школьник середины 1970-х, рок я начал слушать прямо с "тяжеляка" - "Дип Перпл", "Юрай Хип", "Лед Зепплин", "Назарет", "Блэк Сэббет", "Куин", Элис Купер, "Слэйд", "Свит", Сюзи Кватро, кто там еще? Да много кого было еще, кого нынче и хрен кто знает, кроме совсем уж оголтелых знатоков - "Грэнд Фанк", например, "Бахман, Тернер, Овердрайв"; венгерская группа "Омега" еще очень уважалась. "Битлзами" из мох тогдашних знакомцев не увлекался никто; общее мнение было - устарели! То, что было из "Битлз" издано на советских пластинках-миньонах, по 4 песне на пластинке - "Пенни Лейн", "Лавли Рита", "Самфин", "Лет Ит Би" и прочее из репертуара практически исключительно поздних, уже предраспадных "Битлз", подтверждало: правда, устарели!

Ну.

А потом, в результате разных сложных обменов мне досталась, в качестве "добивки", бобина с записью битловского двойного "Грейтест Хитс 1962 - 1966". Тут-то вот я и ну не стал, конечно, битломаном - в смысле, чтобы собирать портреты битласов и вырезки из газет о новых альбомах Джорджа Харрисона, - но немного осознал, что на самом деле является более правильной рок-музыкой, а что - относительно так себе.

То же, кстати, и в поэзии бывает с людьми.

Юноши и молодые люди увлекаются всякими поэтическими эквивалентами тяжелого рока - Маяковским, прочим футуризмом, Багрицким и так далее; ну и только потом, с течением времени доходят то Пушкина, Тютчева ет сетера.

Конечно, как и все остальное хорошее, того же Пушкина - "Битлзов" пытается - и увы, с успехом - приватизировать официоз. Это можно назвать "методом ложного склеивания": вам "Битлз" нравится? Ну так тогда любите и макдональдс, коку-колу, "Европу Плюс", Листьева с Якубовичем, группу "Белый Орел" и все прочее в этом духе. В обязательном комплекте с Пушкиным тоже известно что, лень перечислять. А не хотите любить этого - ну так тогда вы должны ненавидеть и Битлз с Пушкиным и вообще - второй чрезвычайно распространенный метод - стремиться есть говно, пить гной, трахать мертвецов и т.д. Официоз утверждает, что он за Все Хорошее - ну так мы тогда будем за Все Плохое.

Или "Иванушки Интернэшнл" - или Летов.

Или за советскую власть - или за Троцкого.

Или за православие в исполнении Лужкова и всяких бородатых нудных мудаков - или сатанизм.

Методы чрезвычайно эффективные, вся советская пропаганда была на них построена. И сейчас - весь ЛЕНИН М. Вербицкого, вся газета "Завтра", вся "Лимонка" и "Арктогея" именно этими двумя способами вовсю ловят простаков. Мол, сказал А, говори и Б; сказал, что не увлекаешься "Полем Чудес" - сразу говори якобы вытекающее из этого "Хайгитлер!".

Тут нужно уметь сказать "Хрен!". А - скажу, а Б - не дождетесь! Я не нанимался вами составленный алфавит твердить, у меня собственный алфавит есть!

Битлз-59
Битлз-59. Фото из журнала "Работница" за 1979 год

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Агеев, Голод 39 /18.06/
Когда спрашивают "Что происходит в литературе?", хочется ответить сердито: "А ни хрена интересного не происходит!". Не надо так отвечать, правду-матку можно резать и на всяких междусобойчиках. А в атмосферу надо говорить: "Вышел новый роман Мамлеева. Но еще лучше Ольга Славникова в "Вагриусе". И посмертную книжку Кривулина не пропустите", - и так далее, сколько дыхания хватит.
Дмитрий Бавильский, Прохождение тени, или Вскрытие приема /18.06/
Против прочих бесед Надежды Григорьевой, велеречивых да обстоятельных, ее диалог с Вячеславом Курицыным в шестом номере "Звезды" выглядит каким-то обрубком. Два-три вопроса, два-три ответа, меньше странички. Все дело - в нерадивости приватизатора отечественного пм. Он не поддержал авторского замысла и ушел от ответа. За что Григорьева устраивает Курицыну публичную порку.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 46 /15.06/
Бэрримор, Дрю. Берроуз, Уильям.
Мой ответ культовым писателям.
Елена Калашникова, Илья Смирнов: "Китайцы ценят в литературе "пресность" /14.06/
Интервью с Ильей Смирновым - исследователем средневековой китайской поэзии, переводчиком Гао Ци, Суп Лянь, Ли Мэн-ян, Ай Цин. "В России и Европе существует искаженный образ дальневосточной поэзии - лирическая миниатюра: ночь, луна, лодка, сосны. Но есть и другие стихи, основанные на аллюзиях, исторических намеках и составляющие главную ценность для китайского читателя."
Александр Агеев, Голод 38 /14.06/
"НГ" - чемпион-долгожитель - пала. Не любил я эту газету с дамским характером и политиканством главреда, но я к ней привык, а в наши времена десятилетняя привычка к печатно-словесному сама по себе есть культурная ценность. Поэтому "лебединую песню" Третьякова я читал с невольным сочувствием, а комментарии конкурентов - наоборот.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100