Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010622n.html

Все о Поэзии 48
Мирослав Немиров

Дата публикации:  22 Июня 2001

Блеск и Шик

Необходимейшее то, что должно быть в стихах!

Невероятно себя нарядив
Пойду по земле, чтобы нравился и жегся,
А впереди
Наполеона на цепочке поведу, как мопса.

Вот это правильно. Или, того же автора:

Да как вы смеете называться поэтом,
И серенький, чирикать как перепел?
Сегодня надо кастетом
Кроиться миру в черепе!

(Тут правда есть сомнения: во-первых, чирикает ли перепел или издает какие-нибудь другие звуки; во-вторых - про кастет - гм-гм..; в-третьих - смешно, что обращено это не к какому-нибудь там ну... ну, Георгию Иванову, а - к И.Северянину, который именно по части "невероятно себя нарядить, чтобы нравился и жегся" был уж никак не перепел, а павлин куда попавлинистее самоего Маяковского, автора вышенаписанного.)

Да, так и надо.

Именно так - а не как-нибудь по-другому.

На мой, конечно, взгляд.

Потому что есть другая теория: должна быть "душевная теплота", "доверительный разговор с читателем", "искренность", "напевность"...

Солженицынские претензии к Бродскому - это в сущности претензии именно человека, желающего от поэзии чего-нибудь душевного и теплого - и в Бродском этого никак не находящего. И недоумевающего в результате - что же в этом хваленом Бродском вообще хорошего - холод, равнодушие, гордыня и фокусничество!

Являясь либералом и плюралистом по убеждением, я, конечно, не могу отрицать права на сущестование такой поэзии - С.Щипачев, Б.Окуджава, С.Гандлевский, Б.Кенжеев, прочие - но и, являясь плюралистом и либералом, я не могу не отрицать и за собой права считать такую поэзию нудотой и выдохшимся лимонадом.

***

Вопрос в том, что именно понимать под блеском и шиком.

Я понимаю - то, что при советской власти обзывалось "трюкачеством" и "фокусничеством". То есть, чтобы в каждой строфе - а может, и в строке - был именно трюк и фокус, какой-нибудь неожиданный поворот - интонационный, метафорический, какое-нибудь этакое словцо, или там сумасшедшая рифма и т.д. Чтоб читатель, читая, все время крякал: эх! Ну, дал!

Потому я, например, Пастернака - раннего - сильно любил и до сих пор люблю, хотя и понимаю смехотворность трех его четвертей: и сентиментальность, и позерство, и... и даже просто прямую глупость. А вот Мандельштама так полюбить и не сумел: слишком - - -; слишком - - -; взять да и на ровном месте отколоть коленце, среди бела дня сплясать коровяк вприсядку - ни для чего, просто так, от удали! - этого от него никогда не дождешься.

И Набокова - среди прочего - именно за это и люблю: прозу. Потому что в прозе у него - в каждом абзаце по пять таких антраша. "Запонку потерял... задел обо что... должно быть... когда с милой Эммочкой... шалунья всегда... я, главное, слышал, как что-то.. - рассеянно бормотал адвокат. При этом он глазами так и рыскал по углам камеры. Видно было, что его огорчила потеря дорогой вещицы. Это видно было. Потеря вещицы огорчила его. Вещица была дорогая. Он был огорчен потерей вещицы." Для чего последние четыре предложения в отрывке? А ни для чего! Исключительно для шика! (и блеска).

А вот в стихах он как раз:

Как бледная заря, мой стих негромок,
и кратко звуковое бытие,
и вряд ли мой разборчивый потомок
припомнит птичье прозвище мое.

Что ж делать, муза, жизнь моя. Мы будем
в подстрочном примечанье скромно жить...
Не прозвенеть, не высказать мне людям,
что надо Божьей тенью дорожить.

Что Божья тень волнистая сквозь наши
завесы разноцветные видна;
что день и ночь - две дорогие чаши
живой воды и звездного вина.

Не прозвенеть, не высказать - и скоро
мою забудут бледную зарю,
и первая забудет та, которой
последние лучи я подарю.

И все же, муза, счастлив я... Ты нежность,
ты - тишина; с тобой нельзя грустить;
ты в пенье дней житейскую мятежность,
как лишний слог, не можешь допустить.

Очень душевные стихи. Солженицыну, наверно бы, понравились: искренность на лицо, теплота, тоска по Родине... Да только что-то как-то - - -

- А Кушнер? - спрашивают меня. (См. Гостевую, архив с 25 марта, 01:58.) Типичный ведь "чирикающий перепел"! Тихий аккуратный интеллигентик в очочечках, кропающий стишки, которые и советская власть одобряла, и - - -. Что же я его восхваляю на каждом углу?

Отвечаю:

Мне весело: ты платье примеряешь,
Примериваешь, в скользкое - ныряешь,
В блестящее - уходишь с головой.
Ты тонешь, западаешь в нем, как клавиш,
Томишь, тебя мгновенье нет со мной.
Потерянно гляжу я, сиротливо.
Ты ласточкой летишь в него с обрыва.
Легко воспеть закат или зарю,
Никто в стихах не трогал это диво:
"Мне нравится", - я твердо говорю.
И вырез на спине, и эти складки.
Ты в зеркале, ты трудные загадки
Решаешь, мне не ясные. Но вот
Со дна его всплываешь: все в порядке.
Смотрю: оно, как жизнь, тебе идет.

(1988)

или:

***

Вот женщина: пробор и платья вырез милый.
На кажется, что с ней при жизни мы в раю.
Но с помощью ее неведомые силы
Замысливают зло, лелея боль твою.
Иначе было им к тебе не подступиться,
И ты прожить всю жизнь в неведении мог.
А так любая вещь: заколка, рукавица -
Вливают в сердце яд и мучат, как ожог.
Не спрашивай с нее: она не виновата,
Своих не слышит слов, не знает, что творит,
Умна она, добра, и зла, и глуповата,
И нравится себе, и в зеркальце глядит.

(1979)

Или...

Э-э, ладно. Примеров можно на целую книжку насобрать. Перейдем к сути.

Это что ли скромность, бедность, тихость и серость? Один блеск и шик! Потому что Кушнер - он типа Корейки из "Золотого теленка": ходит в рубище и прикидывается тихим мышонком, совслужащим на 35 рублей, а на самом деле - - -.

Только если Корейко так всю жизнь и проходил в рубище, чахня над своими миллионами, то Кушнер иногда - втихаря - позволяет себе взять и что-нибудь из этих миллионов, рубинов и брильянтов - эх! Чтобы затем опять юркнуть в норку.

Эх!

Ладно!

Еще процитирую:

***

Удивительно устроена
Эта жизнь. А та - не так?
Та еще сильней прослоена
И расписан каждый шаг
В Горней: ангелы, архангелы,
Серафимы, никуда
Без начальства! Остров Врангеля
Лучше, с вечной коркой льда.

(1994)

Или:

***

Можно представить, как счастливы были боги
И благодарны юному Юлиану
За возвращенные им алтари, чертоги,
Ниши и пьедесталы; промыл им рану
И залечил, залил трещины им раствором
Цепким, замял обиды, убрал подтеки.
Как они провожали влюбленным взором
Цезаря вдумчивым, грозным своим, глубоким!
Хоть ненадолго, на несколько лет, - вернулись!
Радовались возвращению в мир, как дети.
Дни синеокие снова им улыбнулись,
Овцы, козлята, актеры, софисты, - в свете
Веяний новых, рискованных, разрешалось
Все, и неверие тоже, и бюст Гомера
В садике скромном приветствовал эту шалость
Кроткую, впрочем, большого, как мир, размера.

(1996)

Если говорить как в школе и ставить вопрос, так что же нам нравится в этом стихотворении, так это - мне - то, что здесь так описывается дело наличия в мире богов, как будто оно зависит от степени их культа. Идея довольно забавная и даже трогательная.

Чрезмерное обилие эпитетов и всяких прочих вообще синонимов - не почему-либо, не по каким либо существенным причинам, а, правду говоря, исключительно чтобы занимать место. Чтобы поддерживать размер.

Или:

Греческую мифологию
Больше Библии люблю:
Детскость, дерзость, демагогию,
Верность морю, кораблю.

.............

И насколько ж ближе внятная
Страсть влюбленного стиха,
Чем идея неопрятная
Первородного греха!

(Идейно я с этим - являясь православным - глубоко не согласен, и, во-вторых, на самом деле Кушнер, я думаю, не хуже меня знает, что это в детском пересказе мифов они такие чистые и беленькие, а на самом-то деле - - - Но! Но сказано это на самом деле и не ради - - - , а ради одного только вызова. Потому что по нынешним временам - религиозного возрождения - за такое скоро и в Сибирь угодить можно будет!

Что-то понаставил я Кушнера, выходит, что у него самый большой блеск и шик. На самом деле, конечно, не только у него. Еще, например, у меня. У Кибирова (80-х годов, в поэмах). У Пригова, конечно. Он хотя и прикидывается, что ходит в рванине - ан рванина эта из шелков и бархата пошита!

- Солженицын о Бродском

- Штерн в "Экслибрисе" за Бродского

- Иванова в "Знамени" за Бродского

- Игорь Ефимов в "Новом мире" о том как Солженицын читает Бродского

- Кушнер на Стихийя.ру

Блаватская, Елена

Е.П.Блаватская

Тут вот что: всякую историю международного модернизма - символизм и все прочее декадентство - я уверен, нужно начинать с 1875 года: с основания Е.П.Блаватской Теософического общества.

Модернизм и все последующее искусство обычно начинают с импрессионизма (ну, или, может, раньше - с Бодлера, а то и с романтизма) - но не менее - а может, и более - важный его краеугольный камень - оккультизм, а массовое вторжение оккультизма в сознание людей как раз и началось с Блаватской.

- сайт посвященный Блаватской

- Страница диакона Андрея Кураева. "Рерихославие: Как Блаватская запретила молиться".

- "Розанов и Блаватская о тайнах "юдаизма". Статья Вадима Россмана в журнале "Неприкосновенный запас", # 6, 1999 г.

- Блаватская Елена Петровна путешественница, писательница, основатель Теософского общества на Суперстар.ру

- Теософическое движение в России на Теософ.ру

- Штаб-квартира Международного Теософского общества

- Влияние Блаватской в искусстве и науке XX в.. Наука и "Тайная доктрина". У истоков абстракционизма. Малер, Сибелиус, Скрябин. Мифы, сны и коллективное бессознательное. Ирландское литературное возрождение из книги Сильвии Крэнстон

- Вс. и Вл. Соловьев о Блаватской и теософии

- "Оккультизм будет править миром!", прогнозы от Мирослава Немирова

"Блестящие"

Группа

Девчонки, девчонки, девчонки в босоножках!
Ну полюбите же меня вы хоть немножко!
Девчонки новомодные, которы на платформах!
Хочу познать я вашу суть, не только видимую форму!
О, замечательные нынешние девушки,
Вы что творите, суки? Я же ведь еще не дедушка!
Вы почему, такие замечательные сплошь разнообразно,
Так мной манкируете совершенно безобразно?
Одумайтесь немедленно, создания с ногами!
А то навеки заклеймю (в стихах!) названием вас женска пола дураками!
Одумайтесь, одумайтесь, опомнитесь, цыпленочки!
Ведь я совсем же пропадаю, просто прям козленочек.

июнь 1999

24 июля 1999, суббота, 9.29. Посещая порой ближайшие продуктовые магазины, где во многих из них поет для развлечения продавцов и покупателей радио, с ужасом мной обнаружено, что главный хит текущего лета √ песня:

Ах где же вы девчонки, девчонки, девчонки,
Короткие юбчонки, юбчонки, юбчонки, -

с ритмически аналогичным началом. Таково (телепатическое?) перетекание идей в мире людей. И что? Да, в общем, ничего. Разные жанры: поп-песня погремит, да и канет, а стихи - они вещь куда более долгодействующая.

***

2000, 27 августа. Небезызвестный М.Вербицкий ругал стихотворение про Ротару, - уж очень сама Ротару такая, что "хотеть ее пердолить" просто некрофилией какой-то попахивает - и говорил (писал), что лубше б я о "Стрелках" сочинил.

А я как раз уже и сочинил, и без всяких его советов - вот это. Про "Стрелок", про "Блестящих" и т.д. и т.п.

***

Картинка - опять совсем не - - -

Поэтому опять же - ну, так пришлите такую, которая совсем - - -

- Официальный сайт "блестящих"

- Фан-клуб Б.

- Забавная страничка, где в две колонки хвалебные и ругательные отзывы о группе "Блестящие".

- Эротические поддельные фото Блестящих