Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/20010622n.html |
Все о Поэзии 48 Мирослав Немиров Дата публикации: 22 Июня 2001 Блеск и Шик Необходимейшее то, что должно быть в стихах!
Вот это правильно. Или, того же автора:
(Тут правда есть сомнения: во-первых, чирикает ли перепел или издает какие-нибудь другие звуки; во-вторых - про кастет - гм-гм..; в-третьих - смешно, что обращено это не к какому-нибудь там ну... ну, Георгию Иванову, а - к И.Северянину, который именно по части "невероятно себя нарядить, чтобы нравился и жегся" был уж никак не перепел, а павлин куда попавлинистее самоего Маяковского, автора вышенаписанного.) Да, так и надо. Именно так - а не как-нибудь по-другому. На мой, конечно, взгляд. Потому что есть другая теория: должна быть "душевная теплота", "доверительный разговор с читателем", "искренность", "напевность"... Солженицынские претензии к Бродскому - это в сущности претензии именно человека, желающего от поэзии чего-нибудь душевного и теплого - и в Бродском этого никак не находящего. И недоумевающего в результате - что же в этом хваленом Бродском вообще хорошего - холод, равнодушие, гордыня и фокусничество! Являясь либералом и плюралистом по убеждением, я, конечно, не могу отрицать права на сущестование такой поэзии - С.Щипачев, Б.Окуджава, С.Гандлевский, Б.Кенжеев, прочие - но и, являясь плюралистом и либералом, я не могу не отрицать и за собой права считать такую поэзию нудотой и выдохшимся лимонадом. *** Вопрос в том, что именно понимать под блеском и шиком. Я понимаю - то, что при советской власти обзывалось "трюкачеством" и "фокусничеством". То есть, чтобы в каждой строфе - а может, и в строке - был именно трюк и фокус, какой-нибудь неожиданный поворот - интонационный, метафорический, какое-нибудь этакое словцо, или там сумасшедшая рифма и т.д. Чтоб читатель, читая, все время крякал: эх! Ну, дал! Потому я, например, Пастернака - раннего - сильно любил и до сих пор люблю, хотя и понимаю смехотворность трех его четвертей: и сентиментальность, и позерство, и... и даже просто прямую глупость. А вот Мандельштама так полюбить и не сумел: слишком - - -; слишком - - -; взять да и на ровном месте отколоть коленце, среди бела дня сплясать коровяк вприсядку - ни для чего, просто так, от удали! - этого от него никогда не дождешься. И Набокова - среди прочего - именно за это и люблю: прозу. Потому что в прозе у него - в каждом абзаце по пять таких антраша. "Запонку потерял... задел обо что... должно быть... когда с милой Эммочкой... шалунья всегда... я, главное, слышал, как что-то.. - рассеянно бормотал адвокат. При этом он глазами так и рыскал по углам камеры. Видно было, что его огорчила потеря дорогой вещицы. Это видно было. Потеря вещицы огорчила его. Вещица была дорогая. Он был огорчен потерей вещицы." Для чего последние четыре предложения в отрывке? А ни для чего! Исключительно для шика! (и блеска). А вот в стихах он как раз:
Очень душевные стихи. Солженицыну, наверно бы, понравились: искренность на лицо, теплота, тоска по Родине... Да только что-то как-то - - - - А Кушнер? - спрашивают меня. (См. Гостевую, архив с 25 марта, 01:58.) Типичный ведь "чирикающий перепел"! Тихий аккуратный интеллигентик в очочечках, кропающий стишки, которые и советская власть одобряла, и - - -. Что же я его восхваляю на каждом углу? Отвечаю:
или:
Или... Э-э, ладно. Примеров можно на целую книжку насобрать. Перейдем к сути. Это что ли скромность, бедность, тихость и серость? Один блеск и шик! Потому что Кушнер - он типа Корейки из "Золотого теленка": ходит в рубище и прикидывается тихим мышонком, совслужащим на 35 рублей, а на самом деле - - -. Только если Корейко так всю жизнь и проходил в рубище, чахня над своими миллионами, то Кушнер иногда - втихаря - позволяет себе взять и что-нибудь из этих миллионов, рубинов и брильянтов - эх! Чтобы затем опять юркнуть в норку. Эх! Ладно! Еще процитирую:
Или:
Если говорить как в школе и ставить вопрос, так что же нам нравится в этом стихотворении, так это - мне - то, что здесь так описывается дело наличия в мире богов, как будто оно зависит от степени их культа. Идея довольно забавная и даже трогательная. Чрезмерное обилие эпитетов и всяких прочих вообще синонимов - не почему-либо, не по каким либо существенным причинам, а, правду говоря, исключительно чтобы занимать место. Чтобы поддерживать размер. Или:
(Идейно я с этим - являясь православным - глубоко не согласен, и, во-вторых, на самом деле Кушнер, я думаю, не хуже меня знает, что это в детском пересказе мифов они такие чистые и беленькие, а на самом-то деле - - - Но! Но сказано это на самом деле и не ради - - - , а ради одного только вызова. Потому что по нынешним временам - религиозного возрождения - за такое скоро и в Сибирь угодить можно будет! Что-то понаставил я Кушнера, выходит, что у него самый большой блеск и шик. На самом деле, конечно, не только у него. Еще, например, у меня. У Кибирова (80-х годов, в поэмах). У Пригова, конечно. Он хотя и прикидывается, что ходит в рванине - ан рванина эта из шелков и бархата пошита! - Солженицын о Бродском - Штерн в "Экслибрисе" за Бродского - Иванова в "Знамени" за Бродского - Игорь Ефимов в "Новом мире" о том как Солженицын читает Бродского Блаватская, Елена Тут вот что: всякую историю международного модернизма - символизм и все прочее декадентство - я уверен, нужно начинать с 1875 года: с основания Е.П.Блаватской Теософического общества. Модернизм и все последующее искусство обычно начинают с импрессионизма (ну, или, может, раньше - с Бодлера, а то и с романтизма) - но не менее - а может, и более - важный его краеугольный камень - оккультизм, а массовое вторжение оккультизма в сознание людей как раз и началось с Блаватской. - сайт посвященный Блаватской - Страница диакона Андрея Кураева. "Рерихославие: Как Блаватская запретила молиться". - "Розанов и Блаватская о тайнах "юдаизма". Статья Вадима Россмана в журнале "Неприкосновенный запас", # 6, 1999 г. - Блаватская Елена Петровна путешественница, писательница, основатель Теософского общества на Суперстар.ру - Теософическое движение в России на Теософ.ру - Штаб-квартира Международного Теософского общества - Влияние Блаватской в искусстве и науке XX в.. Наука и "Тайная доктрина". У истоков абстракционизма. Малер, Сибелиус, Скрябин. Мифы, сны и коллективное бессознательное. Ирландское литературное возрождение из книги Сильвии Крэнстон - Вс. и Вл. Соловьев о Блаватской и теософии - "Оккультизм будет править миром!", прогнозы от Мирослава Немирова "Блестящие"
24 июля 1999, суббота, 9.29. Посещая порой ближайшие продуктовые магазины, где во многих из них поет для развлечения продавцов и покупателей радио, с ужасом мной обнаружено, что главный хит текущего лета √ песня:
с ритмически аналогичным началом. Таково (телепатическое?) перетекание идей в мире людей. И что? Да, в общем, ничего. Разные жанры: поп-песня погремит, да и канет, а стихи - они вещь куда более долгодействующая. *** 2000, 27 августа. Небезызвестный М.Вербицкий ругал стихотворение про Ротару, - уж очень сама Ротару такая, что "хотеть ее пердолить" просто некрофилией какой-то попахивает - и говорил (писал), что лубше б я о "Стрелках" сочинил. А я как раз уже и сочинил, и без всяких его советов - вот это. Про "Стрелок", про "Блестящих" и т.д. и т.п. *** Картинка - опять совсем не - - - Поэтому опять же - ну, так пришлите такую, которая совсем - - - - Официальный сайт "блестящих" - Забавная страничка, где в две колонки хвалебные и ругательные отзывы о группе "Блестящие". - Эротические поддельные фото Блестящих
|