Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Антироман в письмах
Дата публикации:  27 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ответ господину Бавильскому

Тот факт, что автор статьи "Прохождение тени или Вскрытие приема" в ее концовке сам себя высек, избавляет меня от необходимости прибегать к розге. Господин Бавильский (с коим я не имею чести быть знакома, ибо никогда не была в Челябинске) сильно грустит в связи с тем, что его труды по изживанию в себе "совка" никак не могут увенчаться успехом:

"Необходимы чудовищные интеллектуальные и душевные усилия для того, чтобы преодолеть в себе этот самый пресловутый совок, уже давно и безнадежно слипшийся в структуре личности российского человека все с тем же пресловутым шестидесятничеством".

Можно только пожалеть человека, который тратит "чудовищные усилия" на безнадежное психодело да еще, подобно героям Достоевского, ревниво, с надрывом инспектирует из своего подполья психодела других.

Почему господину Бавильскому не пришла в голову простая (не извращенная провинциальным комплексом неполноценности) мысль о том, что мне хотелось раскрутить Курицына? Что он (Курицын), с моей точки зрения, заслужил честь быть представленным среди тех, кто (в моих интервью) определяет русскую современность?

Полный противоречий, "халявный" психоанализ поколения, проведенный господином Бавильским, может вызвать только смех. К тому же я не поняла, что за поколение он имеет в виду, обрушиваясь на меня. Шестидесятников? На момент написания этого текста мне 27 лет. Предполагаю, что мой критик старше, хотя и не достиг критической возрастной точки, позволяющей относить его к поколению, чье мироощущение формировалось в 60-е годы. Колики в животе вызывает навязчивая фиксация многих на этом "шестидесятничестве". Что их там так зацепило? Впрочем, меня тоже там многое цепляет. Например, американское концептуальное искусство 60-х годов.

Однако не дело мне обижаться на уральских самозванных борцов за чистоту постшестидесятнического медиального пространства. Мне и самой нравится эта идея чистоты. Она мне кажется позитивным замещением идеи пустоты, которая царила в искусстве 60-90-х годов.

И кажется, что идея чистоты, стерильности уже понимается современным искусством довольно глубоко. Можно было бы долго рассуждать о целой сети амбивалентных смыслов, уже воплощенных, уже про-из-веденных искусством. Но это не входит в ответ господину Бавильскому. Коротко говоря, пусть выливают на меня ведро говна и мочи - я буду считать это очищением. Брала я в своей жизни всего два электронных интервью - со Славой (название "Вячеслав Николаевич" без моего ведома состряпали в журнале) и Екатериной. А какие плоды?


Ответ госпоже Григорьевой

Уважаемая Надежда!

Почему-то не думал, что статья о материале в "Звезде" вызовет такое активное неприятие: переходов на Вашу личность и прямых оскорблений в нем нет, а как человек публичной профессии, Вы, как мне кажется, все ж таки должны уметь "держать удар" и отвечать за то, что было "написано пером".

Решил ответить на Ваше письмо, чтобы четче объяснить позицию. Без стеба и подначек: для этого Вы слишком легкая добыча - и без того наступили на все грабли, расставленные в моем тексте.

Более всего меня удивило, что Вы радуетесь тому, как я высек себя в собственном тексте. Ведь именно такую реакцию у Вас вызвали мои слова о том, что мы все родом из совка, поэтому и изживание родовых пятен советского образа жизни требует определенных умственных и душевных усилий.

Никакой новой или эксклюзивной информации здесь не содержится: все мы, рожденные в СССР, по определению, обречены нести радиоактивный заряд разлагавшейся вокруг действительности. Все мы, хотели или нет, хапнули этого добра и не нужно делать вид, что Вы к нам откуда-то с Луны. И Вы, и я, и Алла Борисовна Пугачева, и Вячеслав Николаевич Курицын, и Дмитрий Сергеевич Лихачев какой-нибудь тоже. Но не переживайте: ничего страшного или непоправимого в совке нет, он легко и успешно лечится. Как показывает опыт, тому есть масса положительных примеров.

Другое дело, что не у всех процесс изживания совковых представлений развивается так активно, как хотелось бы. Скажем, для меня одним из серьезных показателей такой вот "сердечной недостаточности" является неумение адекватно реагировать на критику. Убежден: аргументация на уровне "сам дурак" требует немедленного усиления амбулаторного лечения. Иначе - даже я побоюсь предсказать все возможные последствия перетекания заболевания в хроническую форму.

Странно, Вы не задумались над тем, что, возможно, небрежно написанным материалом, дали, могли дать кому-нибудь повод для критики. Но нет, Вы - безупречны и, как всегда, совершенны, другое дело, что мир вокруг кишит провинциальными завистниками и недоброжелателями. Очень знакомая позиция поиска виноватых на стороне, не так ли? Типичная такая, родная...

Меня очень удивило и, не скрою, позабавило Ваше определение меня как провинциального и закомплексованного человека. Может быть, закомплексованность моя заключается в том, что я свободно высказываю свою точку зрения? Правильно ли я понял также, что в высказывании Вашем смысловая тяжесть лежит все-таки на слове "провинциальный"?

Это потому, что все свои тексты, где бы они ни были опубликованы, я всегда четко (и, поймите Вы, осознанно!) маркирую местом своего проживания? Скажите, если бы вместо "Челябинска" я ставил бы под своими статьями "Бостон" или "Амстердам", в каких комплексах Вы бы могли меня упрекнуть?

С моей точки зрения, Челябинск - милый и уютный город. Мне здесь хорошо живется и работается. Именно поэтому я давно и упорно не переезжаю в Москву или в Питер, хотя возможностей, как Вы понимаете, у меня имеется множество превеликое. Тем не менее, как Вы видите, и сидя на Урале я достаточно плотно интегрирован в профессионально-критическое сообщество, востребован: участвую в жюри литературных премий (в этом году только трижды) и т.д.

By the way, один пример провинциального подхода к делу. Не так давно Вы, Надежда, опубликовали в "Русском журнале" премилую рецензию на книжку Юлии Кисиной, где радовались тому, что корректоры (или редакторы?) еще подобного не читали. Знаете ли Вы, прелестное дитя, что я, сидя в Челябинске, написал одну из первых рецензий на первый сборник прозы Юлии Кисиной, который вышел, страшно сказать, в 1993 году. Посмотрите в подборках "Независимой газеты", если интересно. Она (газета, то есть) тогда еще книжного приложения не имела, но по субботам полосу "Культура" регулярно отдавала обзорам книжных новинок.

Именно Интернет, виртуальный характер работы в "Русском журнале" позволяет мне сидя за две тысячи км от столиц, разговаривать сейчас с Вами. Вполне современный способ общения, снимающий оппозицию между центром и периферией, городом и деревней, как было принято говорить в нашем родном СЭСЭСЭРЕ. Именно месторасположение заставляет меня с особым рвением читать и рецензировать толстые журналы, в которых Вы, Надежда, имеете честь публиковаться: книжки к нам приходят с некоторым опозданием, а вот журналы, знаете ли, в самый срок.

Априорное чувство превосходства, связанное с местом проживания, стремление во что бы то ни стало переселяться в Москву, в Питер, видится мне еще одним не до конца изжитым симптомом нашего доморощенного совка. У меня ж другой девиз: "где я - там и солнце". Конечно, с точки зрения неконвенциональной полемики, очень удобно припечатать собеседника таким вот непарламентским приемом. Вы в этом, увы, не одиноки: недавно и Дима Быков обиделся на меня за критику своего не слишком удачного творения, придумав мне зависть и - опять же таки - всевозможные провинциальные комплексы.

Не знаю, что хуже, закомплексованный провинциал или столичный сноб, тем не менее, на фоне Димы Быкова Ваш недолеченный совок выглядит куда как симпатичнее: Вы хоть не догадались обвинить меня в зависти! И, слава богу, потому что пишу я много, и не всегда, к сожалению, комплиментарно. Следовательно, завидую такой прорве народа, что вообще непонятно, как еще жив-то остался! Остается определить только, какие чувства я испытываю к тем, о ком пишу положительные отзывы. Надо будет у Быкова спросить, он у нас все про всех знает.

А теперь самое важное. Про возраст. Очень рад, что Вы уже в таком юном возрасте много публикуетесь. Но вся фишка в том, что шестидесятничество не имеет формальной поколенческой привязки. Вирус его не знает возрастных или географических границ. Я ни за что не припишу к шестидесятникам каких-нибудь активных деловаров-старичков. Зато среди людей своего поколения без труда с легкостью нащелкаю кучу маринованных шестидесятников. Да хотя бы тот же самый Дима Быков - чистой воды продукт мутации шестидесятнической этики-эстетики, тот тупик, в который она, в конечном счете, выродилась. Или вот практически вся наша попса (от "писателей сатириков" до певиц-однодневок) обязана своим эстетическим интенциям чудовищным пошлякам, типа Высоцкого или Окуджавы. Несмотря на Ваш нежный возраст, я вычитал из Вашего интервью с Курицыным серьезные симптомы застарелой отечественной болезни, о чем и поставил Вас в известность. Будьте бдительны, ибо рецидив подобного заболевания может случиться с каждым.

Более того скажу, как я понял в момент написания статьи о Вашем неудачном интервью, основная проблема лечения текущего момента в том-то как раз и заключается, что совок и шестидесятничество слиплись в процессе эволюции, став чем-то вроде сиамских близнецов. А эта штука уже посильнее, чем насморк или сифилис выходит!

Рад, что Вы серьезно озабочены раскруткой Курицына. Он и правда того стоит. Хотя не уверен, что Вы избрали правильные методы объяснения сути этого сложного и запутанного явления простодушной журнальной аудитории. Одними игровыми моментами тут, к сожалению, не обойтись, нужны серьезные просветительские навыки. Скажем, Вы легко и остроумно манипулируете понятиями "чистоты" и "пустоты". Становится ясно: когда Вы говорите о том, что Вас действительно занимает, выходит действительно интересно. Так и пишите собственные оригинальные тексты, а не переводите время на заведение нужных знакомств. Будут классные тексты, знакомства придут сами.

Извините, что письмо затянулось. Не дуйтесь на меня без причины, все будет хорошо. :-)

С симпатией,
Бавильский,
г. Челябинск


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Калашникова, Михаил Гаспаров: "Не заслонять собой подлинник от читателя" /26.06/
Интервью с Михаилом Гаспаровым, ученым, филологом-класссиком, знатоком поэзии и переводчиком - Алкея, Овидия, Аристотеля, Цицерона, басней Эзопа. Счастлив, кто стережет Фермопилы духа...
Дмитрий Бавильский, Форель разбила лед /25.06/
"Иные голоса, иные миры" возникают в книжных сериях издательств и на разных литературных сайтах. Каждый выбирает по себе.
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 48 /22.06/
Блеск и Шик; Блаватская Елена; "Блестящие".
Михаил Бутов, Полемический отклик на статью В.Топорова "Смиренный журналище" /20.06/
Сам дурак! И Яковлев дурак! И все дураки! Только "Новый мир" - белый и пушистый...
Мирослав Немиров, Все о Поэзии 47 /19.06/
есы". Бжезинський, Збигнев. Бидструп, Херлуф. итлз".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100