![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Голод 41 Практическая гастроэнтерология чтения ![]() Дата публикации: 10 Июля 2001 ![]() ![]() ![]() В моих практических знаниях о жизни множество пробелов. И далеко не все из них досадные. Ну, например, я никогда не заходил в "Макдоналдс". Пока был в Штатах, днем питался задарма в университетской столовке, по вечерам же местные слависты - не самые большие патриоты Америки - водили то в японские, то в мексиканские рестораны. Когда же случалось в одиночку вырываться на волю - в Нью-Йорке, например, - меня заносило, помнится, почему-то исключительно в пиццерии. А когда "Макдоналдс" появился в России, сначала очереди отпугивали, потом цены, а потом "Макдоналдсов" стало столько, что всякий специальный интерес к ним пропал. И опять же - если в Москве и случалось мне искать фаст-фуд, то попадалась почему-то чаще "Пицца-хат" или вовсе уж "Русское бистро". А потом я сел на жестокую диету, и вся вообще индустриально-конвейерная пища из моей жизни навсегда исчезла. Невосполнимый пробел, словом. Собственно, про свои отношения с "Макдоналдсом" я тут стал рассказывать потому, что "гастроэнтерологически" он почему-то прочно связался в моей голове с творчеством Б.Акунина. Бывают, знаете ли, странные сближенья... А тут как раз три последних дня вокруг меня было как-то особенно много Акунина. Сначала из одного уважаемого еженедельника позвонили: дескать, не хочу ли я написать о новых романах Акунина, - и я долго объяснял, почему не только писать про них, но и читать их не хочу. Потом зашел в славную газету "Время МН" и на столе у Оли Тимофеевой увидел странную книжку в развеселой обложке, на которой сразу примстилось мне знакомое сочетание букв. Но то был еще РЫкунин, которого зачем-то вдруг издал "Вагриус", но зато через минуту после моего появления в кабинет ворвался Юрий Арпишкин - и вот в его руках уже был Акунин, то есть один из его последних романов. Вокруг чего, натурально, у нас и возник содержательный общий разговор. Ну и, домой вернувшись, зашел я в сеть, дабы просмотреть несколько дней нечитанные газеты и вообще погулять, и тут же - ну куда податься! - обнаружил не меньше трех рецензий на новые акунинские творения. Ознакомился и подумал что-то вроде: "Медведь сдох". Еще так недавно наша критика нежно любила творца Фандорина и Пелагии, и такой вдруг всеобщий разворот на 180 градусов! Сначала Андрей Немзер поразил меня свежим, полноценным, молодеческим сарказмом - написал, что называется, "литой", цельный темпераментный текст, из которого цитатку не выдернешь. Чувствуется, что крепко достал его Акунин, если критик забирается уже на высоты идеологических обвинений и прозревает за холодноватыми (на мой-то, скажем, взгляд) писаниями Акунина некую неприличную "страсть". В том духе Немзер выражается, что для детективного сюжета все то, что наворотил Акунин в последних романах, лишнее, но "зато все это надобно для утоления одной, но пламенной страсти, что владеет душой Акунина. Раз за разом заверяет он культурное сообщество: не перевелись еще Великие Писатели Земли Русской, и я один из них. ВПЗР должен быть учителем жизни, пророком, спасителем заблудших - вот и несет Акунин свое вещее слово: бегите из обреченного града; скоро низвергнется огнь поедающий; спасутся лишь юные и чистые духом (Сенька Скориков да Маша Миронова), вкусившие духа мудрости Запада (от Фандорина) и Востока (от слуги-японца); удел остальных - Смерть. Так было в начале века прошлого, так будет и в веке нынешнем. (Потому "вкусный" исторический антураж акунинских романов лишь усиливает их "современность". В России ничего измениться не может. По определению.)". Ну, круто забирает Андрей Семенович! То есть, разумеется, фактура акунинских романов позволяет простодушному потребителю "вчитывать" в них всякое-разное идеологическое, даже националистически-имперское, но обвинить автора в целенаправленном "учительстве жизни" и даже мессианистических амбициях как-то ни у кого рука до сих пор не поднималась. Зря, зря Акунин помянул когда-то нехорошим словом "Пашку Немцерова с Архангельского подворья". Не надо обидчивых критиков провоцировать. Но замечательно Немзер заканчивает свой злобный текст, мстительно вменяя Акунину амбиции, которые свойственны были советской "секретарской" литературе: "После диптиха будет триптих. Или тетраптих. ВПЗР он ВПЗР и есть. Опознается в любом обличье". Слов нет - чрезмерно суров и где-то даже несправедлив громокипящий Немзер. Но я бы на месте Акунина чрезвычайно ценил именно эту откровенно враждебную рецензию. Потому что в ней Юпитер сердится, и тем подставляется, а другие рецензенты, помимо низкой оценки качества собственно детективного ремесла (чем особенно гордился ранний Акунин), позволяют себе благодушно и снисходительно иронизировать по поводу перспектив всего проекта, а это гораздо хуже. Вот узнаваемый В.К., рецензент Полит.Ру, буквально сквозь зубы режет правду-матку, целя в самое дорогое:
А дальше следуют и вовсе обидные сравнения - оказывается, как ни бежал Акунин от тривиальных массолитовских стандартов советской и постсоветской эпохи, никуда от них не делся:
И совсем уж "через губу", занудным экспертным голосом (с язвительным, правда, пинком в итоге):
Известинский критик Роман Волобуев попервоначалу даже ласков и предупредителен. Он говорит, что "Любовник..." и "Любовница..." - "первая работа Акунина, для которой у критиков не найдется доброго слова, а найдется много злых", из чего читатель простодушно заключает, что уж сам-то Волобуев Акунина обижать не станет. Увы! Прежде чем сказать ровно два никак не аргументированных добрых слова, критик с удовольствием и даже блеском объясняет неприличие ситуации, в которую попал романист:
Дальше Волобуев довольно остроумно - изнутри акунинского романного мира - объясняет причины нынешней неудачи и дает писателю ценные (вот где снисходительная ирония откровенно проступает!) советы и рекомендации:
Из "Известий" - с новым дизайном там появились и полезные услуги - я уже по ссылке сходил на "Вести.Ру", где обнаружил рецензию Всеволода Бродского под названием "Воскрешение зомби". Здесь откровенным сарказмом начинается: "Казалось, Эраст Петрович, получивший Антибукера-2000 за спасение фамильных драгоценностей Романовых, успокоится и исчезнет с исторической сцены. Тем более что подзаголовок акунинской "Коронации" - "Последний из романов". Однако Фандорин оказался практически неистребим. То, что обычная, человеческая смерть его не берет, Акунин объяснил нам давно. Теперь оказывается, что ему не страшна и смерть литературная". Тут читателю позволено догадываться - о какой "литературной смерти" идет речь: о той, которая в романах, или о той, которая противоположна "литературной жизни". Лукаво сказано, "надвое". Впрочем, дальнейшее изложение особых сомнений не оставляет:
(Честно сказать, и былой Фандорин не отличался "живостью", ну да бог с ним - лучше поздно, чем никогда. Некоторым нравится вдруг прозревать.) Вот такая вот - унылая, прямо скажем, - вырисовывается картина. А заголовки-то каковы! Помимо помянутого уже "Воскрешения зомби" - "Во всех ты, душенька, нарядах хороша". "Дачный сезон: в бой идут испытанные бренды". "Последнее дело Петровича". Особенно последнее, согласитесь, обидно... Как это там у Курицына - в старые добрые времена раскрутки бренда - игра называлась? "Один раз - не Эраст"? Но, вообще говоря, проекты, подобные акунинскому, не умирают от острой критической кампании. "Макдоналдсы" ведь тоже не боятся ресторанной критики. Умирают такие проекты от появления подобных себе. Когда-то Акунин задвинул Маринину (а чуть было не стала она года три назад вполне "культурно санкционированным" чтением) во второй ряд, а теперь, глядишь, и Акунину придет пора потесниться: распробовали, наелись, стали замечать металлический привкус конвейера... ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
agius@mail.ru ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||