Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010718n.html

Все о Поэзии 52
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  18 Июля 2001

Богомяков Владимир

Часть 1

Здесь место непростое, Леонид.
Здесь каждый видел то, как куст горит.
Здесь тусклый плод становится вдруг страшен.
Здесь место непростое, Леонид.
Здесь твой беззвучный сон вдруг шепотом украшен.
А у виска здесь звездочка горит.
Здесь место непростое, Леонид.
И кто же шепчет в зеркале овальном?
Ты спишь в моем дому изгнанником печальным.
И неразгаданны чуть слышные слова.
Здесь место непростое, Леонид.
Здесь червь в земле, а в воздухе сова.
Здесь тусклый плод становится вдруг страшен.
И странная твоя седая голова
Уставила в меня роскошный глаз.
О, не смотри, здесь место непростое, Леонид.
Здесь даже шепчут в зеркале овальном.
И неразгаданы чуть слышные слова.
Здесь червь в земле, а в воздухе - сова.
О не смотри, здесь место непростое.
В пространство выхожу нагое и пустое.
Начало ноября.

Стихотворение принадлежит Владимиру Богомякову, сибирскому поэту-самородку, жителю города Тюмени, одному из наиболее выдающихся представителей той части тюменского населения, для обозначения которых принято использовать термин "тюменщик". Кроме того, В. Богомяков еще и мыслитель, простой и религиозный, автор трудов на эти темы, доктор философских наук, отец многих сыновей, обладатель большой бороды, и плюс к тому человек, вот уже с 1994 года полностью - и безо всякого постороннего вмешательства - отказавшийся от употребления алкоголя.

Кроме того, в 1970-е - 1980-е - выдающийся знаток всех тайных, секретных, герметических и эзотерических учений: уфологии, экстрасенсорики, оккультизма и т.д., а также - в 1980-х - один из самых первых первопроходцев нарождавшегося тогда кооперативного движения.

Биографические сведения.

Годом рождения Богомякова В. является, видимо, 1955-й.

Сведения о занятиях Б. до мая 1988-го года скудны и обрывочны, (впрочем известно, что в конце 1970-х он закончил истфак Тюменского университета, затем обучался в аспирантуре в Новосибирске, написал диссертацию на тему "Социальные проблемы новых городов Тюменского Крайнего Севера", за то что получил звание кандидата философских наук.) Поэтому сразу переходим к лету 1988-го, когда происходит знакомство Б. с основными деятелями тогдашнего сибирского "нового искусства", представленнного в основном панк-рок-музыкой: Р. Неумоев, Е. Летов, Я. Дягилева, и проч. и проч. и проч. Эти деятели проводят так называемый "Первый всесоюзный фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки", явившегося для советского панк-рока примерно тем, чем был Вудсток для американских радикалов 1960-х. В. Богомяков случайно попадает на один из концертов его, приходит в полный восторг, в результате чего и осуществляется указанное знакомство. Лет в это время Б. около 35-ти. Также нужно сообщить - нечестно было бы это утаивать - что папа В. Богомякова в это время является вот уже более 10 лет Первым секретарем Тюменского обкома КПСС, то есть очень большим начальником, даже в масштабе всего СССР - членом ЦК и т.д.

Начинается дружба, происходящая и поныне.

Переходим к историям.

1. Указанное лето 1988. Главным центром тогдашней культурно-богемной жизни города Тюмени является улица Мельничная, квартира кандидата искусствоведческих наук по имени Марина Чистякова, некоторое время спустя становящейся Мариной Богомяковой и матерью еще одного из его сыновей. В.Богомяков, разведенный с бывшей женой Натальей, именно там и проживает в описываемый период бытия. Жара и лето, белые ночи с их призрачным безумием; деятели рок-музыки и вообще новой на тот момент культуры; дружба; водка. В одну из белых ночей этой дружбы вдруг в дверь стучат.

- Здорово, сосед! - восклицает стоящий на пороге мужичонка. - Я сосед, тут по соседству живу, - объясняет он, - смотрю: у вас тут весело! Возьмите и меня к себе!

- Хм, - без воодушевления отвечают ему. - Да у нас уж кончилось веселье-то. Все выпили, уже расходимся.

- А у меня с собой есть! - и мужичонка вынимает руки, которые прежде держал за спиной, и в руках у него - две бутылки водки.

Естественно, его впускают. Дружба разгорается с новой силой. Мужичонка в процессе разгара дружбы, однако, на удивление активно начинает интересоваться присутствующими:

- А вы кто? А вы? Где работаете? Место постоянного проживания? Какие несете общественные нагрузки? - дружба приобретает весьма неправильный характер: сидящие за столом угрюмо молчат, мужичонка цветет и царит, бодро умудряясь задавать сразу всем присутствующим одновременно вопросы паспортно-анкетного характера. Тут В.Богомяков и произносит следующую фразу, глядя на мужичонку лицом, имеющим выражение осознания понимания:

- Слышь, мужик, - обращается он к нему, - да ты ведь в Госбезопасности работаешь!

- Вовсе нет! - нимало не смутясь, тут же отвечает мужичонка. - Я на автобазе работаю, у меня и документы с собой, - говорит он и, действительно, тут же ловким жестом вынимает из кармана какую-то книжечку и быстро раскрывает ее перед каждым из присутствующих, после чего еще более ловко ее в карман прячет. И вечер продолжается. В течении которого Владимир Богомяков пьет водку, а после снова обращается к мужичонке:

- Слышь, как тебя, - говорит он ему тихохонько, - тебе разве в ГБ не рассказали, почему они мной интересуется? А дело в том, что я - телепат, - объясняет В. Богомяков. - Мне стоит вот так руки ко лбу приложить - ладонями наружу - и я могу понимать, о чем думает человек, который напротив меня, чего он хочет, и так далее. Конечно, не дословно считывать, но в общих чертах - элементарно! Вот они за мной на всякий случай и следят, - сообщает В. Богомяков мужичонке.

Тем временем и эта, принесенная мужичонкой, водка кончается. Собрав деньги, присутствующие гурьбой отправляются за продолжением. Возвращаясь, они видят следующую картину: они видят очень пьяного Владимира Богомякова, время от времени вяло пытающегося приложить руки ко лбу растопыренными ладонями вперед; во-вторых, они видят не менее пьяного указанного человека, тут же хватающего В. Богомякова за эти самые руки и яростно отдирающего их от богомяковского же лба.

Тут меня спрашивают: он это как, для смеха, или он и в самом деле такой, В.Богомяков?

Отвечаю: официальная идейная самоидентификация В.Богомякова в те времена, то, как он сам себя определял и называл: "я человек, который искренне верит абсолютно во все: в Бога, в инопланетян, в физику и химию, в телепатию и Шамбалу, и во все остальное прочее".

По всем эти вопросам он, если спросят, охотно давал справки: что нынче происходит на планете Дронт в созвездии Альдебарана; каково имя четвертой сущности в Пирамиде Лемурийского эгрегора; на какие чакры воздействует группа "Токинг Хэдз" в отличие от группы "Назарет", каков принцип движения НЛО, обосновавшихся в Пермской зоне, что пишет преподобный Серафим Роуз об этих НЛО (сатанизм это в чистом виде, вот что он пишет); но сам лично В.Богомяков, просто так, ни с того ни с сего и от своего собственного имени никогда, в отличие, например, от Струкова А. или Неумоева Р., агитацией и пропагандой всего этого я не видел, чтобы занимался, излагая все вышеперечисленной скорее с интонацией "А есть вот еще и такая точка зрения".

Впрочем, нынче он от всего этого полностью отказался и теперь является ревностным прихожанином Тюменского Знаменского собора, читает в Тюменской духовной семинарии курс политологии и редактирует "Сибирскую Православную газету". Надеюсь - и насколько я знаю В.Богомякова, почти уверен - он всем этим занимается в прежней присущей ему рассудительной и обстоятельной манере, без все того же струковско-неумоевского кликушества.

2. Вот еще одна история периода искренней веры В.Богомякова абсолютно во все. Поздняя осень 1989 года, поздний вечер. Автор этих строк является посетителем жилища Богомякова В. Его впускают (один из детей), его проводят на кухню, на кухне есть кухонный стол, на столе стоят три бутылки водки - невиданная роскошь по тем временам, временам угара антиалкогольной компании. Закуски на столе, естественно никакой нет, ибо по тем временам лютого безалкоголизма закусывать считалось все равно, что выливать водку в унитаз, но есть на столе большой настольный термометр - настольный, комнатный, для если кому интересно знать, какова нынче в комнате температура воздуха по шкале Цельсия; он будет в дальнейшем играть важную роль в этом повествовании, поэтому я упоминаю его особо.

Еще есть Наталья Бывшебогомякова, вид у который гордый и неприступный.

Имеется и хозяин дома, Богомяков В., который пьет водку чайными стаканами и - рыдает.

Оказывается, он только что силой взгляда сумел поднять спирт в термометре - то есть температуру - на четыре деления вверх, - а гадина Натаха не желает это подтвердить.

- Но ведь ты же видела, я же вот, сейчас, на твоих глазах, - взывает Богомяков В. к бывшей жене.

Гордо и непреклонно та отвечает:

- Владимир, ты прекрасно знаешь, что я нисколько не сомневаюсь, что ты способен это сделать, но на грех лжесвидетельствования я не пойду: я верю, что так и было, но сама - не видела: я специально отвернулась, чтобы с таким сатанизмом никаких дел не иметь. (Кстати, в этом она стояла на совершенно официальных церковно-православных позициях, которая (Православная Церковь) нисколько не отрицает наличия всех подобных вещей и явлений, но решительно осуждает тех, кто этим занимается).

- Гадина, ну ведь какая гадина! - пия водку стаканами и размазывая слезы обиды по бородатому лицу, объясняет мне В.Богомяков, - видела она, все видела, назло мне врет, что не видела!

Хотите верьте, хотите нет, но длилось это часов шесть: Наталья гордо сидела на стуле, обладая, нужно признать, осанкой и статями какой-нибудь британской герцогини, и гордо опрокидывала рюмочку за рюмочкой, в основном со мной, ибо Бога - см. далее; я сидел, не зная, как быть и понимая, что лучше бы мне уйти, но три бутылки водки...; В.Богомяков время от времени сидя задремывал, а потом просыпался и начинал снова взывать к Наталье, уговаривая ее не выделываться, а честно подтвердить то, что она видела своими собственными глазами, просто не могла не видеть, - и т.д.

Не слишком скушенный в тонкостях парапсихологии, автор этих строк предложил разрешить проблему очень просто: пускай В.Богомяков снова поднимет (или опустит) силой мысли спирт в градуснике, а я не гадина Натаха, я человек посторонний, я точно подтвердю, если что.

- Да ты что? - взвился Бога - Я тебе что, Лао Цзы какой-нибудь, - чудеса по пятнадцать штук в день на заказ вытворять? У меня второй раз в жизни такое только и получилось - а эта гадина!... - и все начиналось снова.

3. Ранняя весна 1991, Москва. В.Богомяков, А.Струков, А.Гофлин и Д.Попов, приезжают сюда с чемоданами денег, заработанных разъезжанием по самым крайним из Северов нашей Отчизны (достаточно упомянуть, что главная база их в этот период - поселок Мужи Шурышкарского района, находящийся на левом берегу Обской губы, километрах в ста пятидесяти севернее Салехарда и примерно в трехстах километрах выше Полярного круга), читая людям за деньги лекции об истинном устройстве Вселенной (в основном по Д.Андрееву, Аверьянову, Раджнишу и Сан Санычу Дееву) и обучая их правилам истинного поведения в этой, правильно понятой Вселенной - технике управления астральными потоками энергий и стихий, способам раскрытия чакр посредством запуска Змеи Кундалини, правилам поведения при встрече с инопланетянами и т.д.

Отработав сезон, они приезжают в Москву отдохнуть и останавливаются у автора этих строк, в указанный период проживающего на улице Петрозаводской, в восьми автобусных остановках от станции метро "Речной Вокзал".

Ежеутренняя астральная борьба с похмельными муками.

Многочасовые пассы трясущимися руками по очереди друг над другом, сопровождающиеся озабоченным бормотанием "Ща-ща, погоди, щас снимем" и приказами "Да ты что так зажался, ты анахату-то расслабь!"

Заканчивалось это всегда одним и тем же: констатацией факта, что сегодня чего-то оно в астрале не то, какая-то темная сила перекрывает все каналы, после чего - коллективным движением по направлению к винному магазину с выражениями лиц, вдруг резко начинающими излучать решимость, и бодрость, и все остальное, что описано автором этих строк относительно сего в различных стихотворениях, не буду повторяться.

4. Лето 1991, Москва. Автор этих строк в гостях у юного сотрудника подпольного журнала "Контркультура", панк-пропагандиста и летоволюба. Портреты кумиров, висящие на стене: Летов, Моррисон, Биафра из "Дэд Кеннедиз", прочие малосимпатичные личности, перечислять которых лень, и среди них - здоровенная, 60 на 90, фотография В.Богомякова.

- А этот откуда?

- А это один чувак из Тюмени.

- И чем же он прославлен?

- Да хрен знает, но говорят - крутой.

Продолжение следует