![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Голод 46 Практическая гастроэнтерология чтения ![]() Дата публикации: 6 Августа 2001 ![]() ![]() ![]() ...На самых задворках эфира, по "Столице" показывали зачем-то "АССУ". Сто лет не видел, забыл совсем, а сейчас какие-то фрагменты, всякими другими делами занимаясь, ухватывал. Тогда еще, много-много лет назад, казалась "АССА" сладкой холодной фальшивкой, химическим таким мороженым для неизбалованных советских детишек. Одна только загадка была: зачем там книжка Эйдельмана про Павла I (Грань веков. Политическая борьба в России. Конец ХУШ - начало ХIХ столетия. - М.: Мысль, 1986. - 368 с. 50 000 экз. 1 р. 50 к.), которую почитывает между злодействами цеховик Крымов? А сегодня посмотрел и подумал: да ни при чем там Эйдельман и Павел I тоже. Просто модная тогда была книжка, все читали. И вообще примиренно как-то смотрел сегодня: ну да, еле сдерживаемая воля к пошлости (потом уж нарыв прорвался), но зато несколько хороших планов зимней Ялты. И с другой стороны - лучше уж пошлая, вялая, псевдодекадентская "АССА", чем бодренький "Брат 2". Хотя несложно вычертить траекторию превращения "АССЫ" именно что в "Брата". Еще раздражал ужасно голос молодого Гребенщикова. Даже понял, почему раздражал: слушал я недавно всю подряд Патти Смит, и на третьем диске (Easter, 1978, а второй, между прочим, называется Radio Ethiopia) наткнулся на замечательную балладу Ghost dance:
Так она, вроде, начинается. Но там не в словах дело - жаль, не могу здесь вставить Mp-файл, то есть даже два файла сразу - Патти Смит и "Рок-н-ролл мертв" как-то сразу менее уважаемого Б.Г. Ну, ежели кому не лень и деньги есть, - поищите диск Патти Смит в Mpeg'е, и послушайте, и скажите со мной вместе, что воровать нехорошо. Хотя, может, я тут велосипед изобретаю, и Гребенщиков где-нибудь давным-давно признался. Я ж не фанат. И кстати - раз уж "Брат" вспомнился, так сразу и "Наутилус" на ум пришел, - хорошо, что поклонники "Наутилуса" (большая их часть) не очень-то знают "источники". У замечательной группы Genesis есть давным-давно забытый диск The Lamb Lies Down On Broadway, а на диске том симпатичная, ужасно длинная песенка Back in N.Y.C. У кого есть, послушайте ради любопытства - где-то на середине шестой минуты послышится что-то родное, знакомое-знакомое. Я только все время забываю, какую именно песню сделал "Наутилус" из еще чрезвычайно щедрых тогда (в 1974 было дело) Genesis... Вот в какую музыкальную уголовщину завела "АССА", а может, и не "АССА" даже, а вялое, хилое "Нашествие-2001", которое два дня транслировали по ТВ-6 (с глупейшим сопровождением Кричевского и Юлии Бордовских) и в разных новостях смешили оценками количества зрителей: то тридцать тысяч, то сто пятьдесят, то Вудсток, то не Вудсток. Дался им Вудсток, понимаешь... То, что я успел увидеть по своему ящику, - тихий, мирный пивной уикэнд, совершенно в стиле "А кто пойдет за Клинским?", и в конце было жалко Шевчука, даром что выглядел и держался он куда моложе публики, которую так и не сумел завести. Словом, рок-н-ролл вроде жив, но решительно непонятно, кому он здесь нужен. Вот с таким же чувством, кстати, читал я в июльском "Знамени" подборку стихов Нины Искренко: Нины уже нет, а стихи живые, и при всем при том отчетливое ощущение, что читаешь их в полном одиночестве. Довольно трудно внятно вербализовать это чувство. Ну, вот, по контрасту: когда читаешь поэмы, предположим, чистенького, умненького, начитанного Глеба Шульпякова, как бы слышишь в окружающем пространстве "шепот, робкое дыханье" и прочие трели соловья, то есть словно бы читаешь их в некой теплой, заинтересованной компании, хотя нету в шульпяковских стихах и десятой доли того драйва, который переполняет небрежные строчки Нины Искренко. Какая-то гробовая тишина вокруг... Как будто умерла не только Нина Искренко, но и все, к кому она адресовалась. Ну, не умерли, так занялись другими делами. В том же июльском "Знамени" несколько критиков и писателей отвечают на вопрос редакции: кто им запомнился из писателей до 35, начавших в последние два-три года, на кого из таких писателей возлагают они свои надежды. Большая часть маститых литераторов вяло ругается на редакцию, задавшую такой глупый вопрос (правда, Немзер не вял, а напротив - кипятится, защищая литературу 90-х и отрицая "поколенческий" подход). Еще энергичен Валерий Попов, и я бы прислушался к нему, когда он называет имя Павла Мейлахса (печатался Мейлахс мало, самое доступное из напечатанного - рассказ "Придурок" в "Новом мире" и повесть "Избранник" в июньской "Звезде"). Проза действительно нетривиальная, хотя я не взял бы на себя смелость сказать о Мейлахсе словами Попова:
Кто ж будет после такой рекомендации читать Мейлахса? Решат, что он - "критический реалист", "чернушник", да и отложат подальше. Вот ниже Попов пишет: "Павел Мейлахс написал наиболее точный портрет поколения, и трагедия еще и в том, что поколение это не хочет видеть своего портрета, "упиваясь" совсем другим. И это "другое" в полной мере представляет Павел Крусанов - поэтому он так и популярен сейчас". Золотые слова... Павел Крусанов - вообще полный победитель этого опроса. И Александр Касымов с него начинает, и Валерий Попов его амбивалентно хвалит (дескать, дурному учит молодежь, но - мастер!), и добросовестная Ольга Славникова, после умнейших рассуждений о самом типе литератора до 35-ти, вдруг называет "обнадеживающим именем" Крусанова. Просто досада берет. Вот послушайте:
Павел Крусанов, на которого потом Ольга возлагает свои надежды, целиком укладывается в этот портрет "нового пишущего": "Существует некий профессиональный уровень работы, ниже которого опускаться не рекомендуется, но и стремиться выше особенно незачем". Таков Крусанов и есть, и с чего Славникова взяла, что он из тех "нахалов", "для которых процесс важнее результата" - бог знает. Литератор холодный, расчетливый, поверхностный. И все мы, главное, присутствовали при его "раскрутке", прекрасно помним, кто и как это делал. Вообще же лучшее, что мне приходилось читать про Крусанова - это рецензия на его "Бессмертник" Игоря Клеха. По ссылке сходите, а для ленивых процитирую:
А в самом конце Игорь Клех говорит фразу вроде бы дежурную, но вескую: "В обрисованной коллизии отражается не личная проблема Крусанова, но общий эстетический и мировоззренческий тупик, в котором очутилась современная русская проза, если не вообще литература". Это, к сожалению, истинная правда. ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
agius@mail.ru ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||