Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010813n.html

Все о поэзии 55
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  13 Августа 2001

Большая буква в начале строки (и знаки препинания)

1. Как только русская поэзия современного типа появляется, - Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский - так сразу с этим и обычай писать каждую строку с большой буквы - Тредиаковский

С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи,
Воду несучи,
Небо закрыли,
В страх помутили!

Ломоносов

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Сумароков

Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.

Нужно полагать, они не сами это придумали. Нужно полагать, позаимстовавали - как и всю поэтическую силлаботоническую систему. Но у кого? Не ведаю. Нужно думать, у немцев.

2. Так оно и является непреложным весь 18-й век, и 19-й, и начало 20-го: символисты, акмеисты при всех своих экспериментах

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
(Брюсов)

3. И еще и эгофутуристы, и те все еще писали буквы, в общем, как положено: и Северянин

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

и Иван Игнатьев, и Константин Олимпов, и Грааль Арельский, и Вадим Баян, и даже Гнедов, хоть и Василиск, а на знаки препинания и большие буквы не покушался:

Слезотеки невеселей заплакучились на Текивой,
Борзо гагали веселям - березячьям охотеи -

Веселочьем сыпало перебродое Грохло
Голоса двоенились на двадцать кричаков -

Обхвачена целовами бьетая ненасыта, -
Засолнкло на развигой листяге -

И Вы понимаете ли в этом что-нибудь:
Слезотеки эта - плакуха - извольте - Крыса...

3. Кубофутуристы, вот кто покушаются на большую букву в начале строки. На синтаксис как таковой - и на правила правописания - ну, вот с ними и на большую букву: Альманах "Садок судей", II (СПб.). (Б.Лившиц, В.Хлебников, Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых, Е.Гуро, Е.Низен, Милица. Рисунки Е.Гуро, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Д. и В. Бурлюков.) Манифест:

"Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
.................
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
..............
6. Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута впервые и осознана".

Соответственным образом они и начали публиковать свои стихи: без знаков препинания и без больших букв вообще.

дыр бул щыр
убещур
скум вэ собу
р л э з
(А. Крученых)

Собирался таким образом и Маяковский публиковать свои сочинения - ан нет! Цензура - запретила! Что уж нашла она такого, что - - -, но - запретила. Крученыхскую заумь - можно, а сравнительно осмысленные стихи - нет.

Пришлось публиковать со знаками.

Отыграться удалось только на буквах в начале строки. Их стали писать в зависимости от правописания: если в конце предыдущей строки была точка - ну, тогда начинать с большой; а если точки не было - с маленькой: Маяковский:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(1913)

Асеев:

Не спасти худым ковуям
стольный град.
Нынче ночью зацелуем
ваших лад.
(1914)

Даже Николай Рерих хоть и не футурист, а примкнул:

За Алтаиром далеко
новые звездные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем.
(1916)

Д.Бурлюк, впрочем, пишет хоть и без знаков препинания, но начинает строчки - с большой.

На гривах черных улыбки розы
Раскрыли нежно свои листы
И зацалованные слезы
Средь изумленной высоты.

А Хлебников, - и с большой буквы, и со знаками препинания:

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.

И Пастернак тоже и со знаками, и с большой:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

4. В 1920-е с маленькой буквы строчки начинают только Маяковский и вслед за ним остальные правоверные лефовцы - Асеев, Кирсанов:

С папироскою
"Дюшес" -
девушка проносится.
Лет примерно
двадцать шесть
пенсне
на переносице.

и др.

Остальные - с большой, хоть даже если строчки поломаны - Тихонов, Есенин, Уткин, Безыменский, Светлов, и проч.

Мальчишку шлепнули в Иркутске.
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы
У него.

Над ним неделю измывался
Японский офицер в тюрьме,
А он все время улыбался:
Мол, ничего "не понимэ".
(Уткин Иосиф)

И хоть даже если кто наследник футуризма - Пастернак, и вообще тоже авангардист - конструктивисты - Багрицкий), Луговской, Сельвинский:

Я пьян с утра, а может быть, и раньше...
Пошли дожди, и очень равнодушно
Сырая глина со стены сползает.
Во мне, как танцовщица, пляшет злоба,
То ручкою взмахнет, то дрыгнет ножкой,
То улыбнется темному портрету
В широких дырах удивленных ртов.
(Луговской)

Улялаев був такiй: выверчено вiко,
Дiрка в пидбородце тай в ухi серга.
Зроду нэ бачено такого чоловiка,
Як той батько Улялаев Серга.
(Сельвинский)

И имажинисты - Шершеневич, Мариенгоф тоже пишут с большой:

        И вот поэтому часто,
        Никого не тревожа,
        Потихоньку плачу и молюсь до рассвета:
        "Сохрани мою милую,
     Боже,
От любви поэта!"
(Шершеневич)

Обвяжите, скорей обвяжите, вокруг шеи
Белые руки галстуком,
А сумерки на воротнички подоконников
Клали подбородки грязные и обрюзгшие,
И на иконе неба
Луна шевелила золотым ухом.
(Мариенгоф)

На знаки препинания не покушается никто.

5. Обериуты в этом вопросе бессистемны. Заболоцкий - по большей части с маленькой, но, например, "Деревья" - с большой. Или "Царица мух"; и т.д.:

Сквозь дверь он чувствует квартиру,
где труд дневной едва лишь начат,
там от плиты и до сортира
лишь бабьи туловища скачут;
там примус выстроен, как дыба,
на нем, от ужаса треща,
чахоточная воет рыба
в зеленых масляных прыщах;
там трупы вымытых животных
лежат на противнях холодных
и чугуны - купели слез-
венчают зла апофеоз.

Хармс - всеми способами: и с маленькой и с большой и без знаков препинания:

Ведите меня с завязанными глазами.
Не пойду я с завязанньми глазами.
Развяжите мне глаза и я пойду сам.
Не держите меня за руки,
я рукам волю дать хочу.
Расступитесь, глупые зрители,
я ногами сейчас шпыняться буду.

Введенский - то совсем с малой и без знаков, то со знаками и тогда по правилам орфографии:

Мне страшно что я при взгляде
на две одинаковые вещи
не замечаю что они различны,
что каждая живет однажды.
Мне страшно что я при взгляде
на две одинаковые вещи
не вижу что они усердно
стараются быть похожими.

Олейников - только с большой.

Жена-кобыла -
Для удовлетворения пыла.

Жена-корова -
Для тихого семейного крова.

Жена-стерва -
Для раздражения нерва.

Жена-крошка -
Всего понемножку.

В 1930-е обычай начинать строку с малой строки потихоньку распространяется. Но какой-то системы в этом еще нет. Борис Корнилов, например, начинает строчки в основном с большой буквы

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?

Но есть и с маленькой:

Нас качало в казачьих седлах,
только стыла по жилам кровь,
мы любили девчонок подлых -
нас укачивала любовь.

- а его жена Ольга Берггольц в основном с малой. Ифлиец Павел Коган - с большой:

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.

а его лучший друг, ифлиец же Михаил Кульчицкий - с малой:

Война - совсем не фейерверк,
а просто - трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота.

6. При позднем - послевоенном - сталинизме - примерно та же картина: никакой системы нет: К.Симонов, С.Маршак,
С.Михалков, например - с большой:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(Маршак)

За Бюрократом Смерть пришла,
Полдня в приемной прождала,
Полдня в приемной просидела,
Полдня на очередь глядела,
Что все росла,
А не редела...
И, не дождавшись... померла!

"Что-о? Бюрократ сильнее Смерти?"
Нет!
Но живучи все же, черти
(Михалков)

С маленькой - М.Луконин, В.Тушнова

Счастье - что онo? Та же птица:
упустишь - и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годиться,
трудно с ним, понимаешь?
(Тушнова)

С.Щипачев до войны - с маленькой, а с середины сороковых - с большой.

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
а песню не легко сложить.

7. С Евтушенки и вообще с 1960-х (которые начинаются на самом деле в 1956-м году), наконец, складывается четкая система: кто за всякое новаторство, кто против остатков сталинизма и вообще всего плохого - тот начинает строчки с маленькой буквы, кто лакей, холуй и прислужник и воспеватель кровавых палачей - те пишут с большой. Евтушенко, соответственно, - последовательно с маленькой:

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.

Вознесенский с маленькой (но бывает и с большой):

Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят Антимиры!

Ахмадулина - всегда с малой:

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным

Рождественский тоже с малой:

...В Нечерноземье,- согласно прогнозу,-
резко уменьшится снежный покров...
Днем над столицей
местами - грозы.
А на асфальте
местами -
кровь.

Егор Исаев, Грибачев, Софронов и т.д. - с большой:

А ты, земля,
Еще родней сродни
Страну с Москвой,
Москву со всем народом,
Дай,
Дай упор во глубине веков,
Яви - свой гнев -
Скажись набатным сводом
Согласных всех
И сродных языков.
(Егор Исаев)

Так оно с тех пор более-менее и есть: Бродский:

   Увы,
   из Москвы
   снова я должен
   уехать. Я дожил:
   остался без денег
   и ни один бездельник
   не выдаст мне, как ни проси,
   на такси.

Кибиров:

Все-то дяденьки, тетеньки,
паханы, да папаши,
да братаны, да братцы,
да сынки у параши.
Все родимые, родные
и на вид, и на ощупь,
все единоутробные
и сиамские, в общем.

В.Степанцов:

Приятно ощущать опустошенность чресел,
любимую к такси с поклоном проводив,
и после вспоминать, сжимая ручки кресел,
весь перечень ее лишь мне доступных див.

и прочие несгибаемые борцы - с маленькой, воспеватели сталинизма Ю.Кузнецов и компания - с большой.

8. Кроме этих двух основных делений, есть и флуктуации:

а) Авангардисты, исполнившие мечту Маяковского, то есть пишущие все с маленькой буквы и без знаков препинания, например, Айги:

друг мой
о мама-ребенок
младенца лицо отдаляется
силу иметь
чтоб приближаться сияюще-равным
к обликам-крyгам
любимых-и-любящих
(много
отдельно
Одно)

Сатуновский:

самое главное знать что это и есть стихи
(Сатуновский)

и проч.

б) Авангардисты же, которые пишут без знаков препинания, но строчки начинают с большой буквы - Некрасов, Сапгир, Пригов

Ел шашлык прекрасный сочный
А быть может утром рано
Эти самые кусочки
В разных бегали баранах

(еще раньше это дело осуществлял Т.С.Элиот, и - хорошо бы проверить - Апполинер).

Впрочем, Некрасов когда как, в смысле, без знаков - всегда, а насчет букв:

Ночью
Ничего нет

Ночью
Ничего нет

Черный дождик -
Черный дождик

Белый снег
Наверно белый снег
И тут же рядом:

Ночью
очень чудно

Ночью
Очень чудно

Но ничего

в) Авангардисты же - ну более-менее - из нынешних: Кононов, я - с большой.

В психиатрической больничке барон чернявый, белая невеста и сущность чистая
Гуляют в пропилеях тополиных под балдахином хинного заката.
Потом эфирные тела их Осирис сонный на спецвесах завесит,
И легче каждое аминазина ампулы, цыганской фиксы, дуновенья.
(Кононов)

Жданов, Быков, Еременко, - с малой

Там за окошком развивался лес.
Как яйцеклетка. (Как грудная жаба.)
Внутри него злодействует отвес,
а снег над ним стоит,
как дирижабль.
(Еременко)

Кривулин - совсем с малой:

на всех растерянности хватит
добра с довершьем
ну да, мы прожили некстати
где центр где стержень
не ведая но веря глухо
и веря слепо
что есть минуты легче духа
белее света
человек пещерный человек платона
дай-кось я прочту при свете ночника
по ладони испещренной буквами закона
многоногими букашками истоптанная рука

***

Все выше высказанное не есть полная абсолютная правда. Все выше высказанное есть схема, то есть огрубление. Так, в эту схему не влазят такие авторы 1960-х годов, как А.Кушнер, Ю.Мориц, И.Лиснянская и нектр. др., которые начинали строки в стихотворениях обязательно с большой буквы. Хотя были они отнюдь не оплоты советизма. И.Лиснянская, например, за антисоветчину была исключена из союза писателей.

***

На самом деле работай я, допустим, зав.кафедрой... фиг ли там зав.кафедрой! почасовиком... допустим, урюпинского университета... да фиг ли там урюпинского, тюменского!, я бы взял студентов и сказал бы им: "Или ты идешь в библиотеку, берешь там "Новый мир" за какой-нибудь год, изучаешь его и предоставляешь мне процентную и пофамильную роспись кто пишет с большой буквы, а кто с маленькой, - или незачет. Понял?" Это только малая часть тех полезных свершений, которые я мог бы сделать, если ...

Бодливой корове Бог рогов не дает.

***

Это статью я писал с большим отвращением. Более того: рассказав основную идею, остальное я заставил писать мою Птичку. Мне казалось, что это все тянет максимум на курсовую на втором курсе сызысранского пединститута и то нерадивый студент получит незачет, потому что "а Маргарита Алигер?", "а особенности буквоупотребления у Елены Шварц?" и т.д. Но моя безумная Крошка умудрилась сделать открытие: она отыскала очень странные флуктуации: некоторые авторы, например, до войны писали с маленькой буквы, при сталинизме "позднем" - с большой, а как только появился Хрущев - опять с маленькой. Этакий филологический способ выявления "сук".

Хотя зачем здесь филологические способы?

Они и так сразу видны, без филологии.

***

Что до меня, то я примерно до 98 года писал с маленькой. Но потом что-то как-то мне разонравилось и теперь пишу с большой.