|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Все о поэзии 57 Написать в гостевую Дата публикации: 28 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати Бормотание художественное Часть I
Николай Заболоцкий, 1948. Осудил, значит, это дело. Но, тем не менее, именно это - бормотание - и оказалось магистральной линией развития русской поэзии в ХХ-м веке. Рассмотрим ее в ее историческом развитии. По порядку. 1. Первое опубликованное на русском языке стихотворение в жанре Б. художественного - то есть, конечно, которое мне удалось найти - стихотворение С.Т.Верховенского, прекраснодушного и очень глупого либерала 1840-х годов, тем не менее, по мнению Ф.М.Достоевского, прямого породителя - отца - Петруши Верховенского, главного беса в романе "Бесы". Предыстория такова: Степан Тимофеевич в ужасе бежит из Петербурга, где обнаружил полное крушение своих планов и надежд, в полном смятении ума, он всю ночь крутится без сна в поезде на верхней полке, а в голове его сумбур и хаос, и крутится без конца - в такт стуку колес - стишок
Вот поэзия такого рода - это и есть то, что здесь именуется "Б. художественным" - и линию ее развития мы здесь и попытаемся проследить. То есть, вот и определение: это более-менее рифмованная речь, обращенная автором к себе самому, поэтому не нуждающаяся в пояснениях, художественных средствах выразительности и т.д., то есть бессвязная, обрывочная, зачастую бессмысленная, примитивная с точки зрения нормального художественного вкуса - а вернее, конечно, имитация такой речи. Для чего? Да для все того же - для достижения некоего эстетического эффекта и для оказания некоего эстетического воздействия на читателя - слушателя - но под видом полного отказа от каких либо попыток такого воздействия. То есть, в сущности, для того чтобы осуществить мечту Лермонтова:
Осуществить буквально: писать такие стихи, "значенье" которых (семантика) было бы действительно абсолютно ничтожно, но которым внимать без волненья (прагматика) было бы - - - 2. Как только начинается русский модернизм - начинается он с классического образца Б. худож-го: Брюсов В.Я.: Творчество 2
3. Футуристы прямо декларируют Бормотание х. как сознательный - и чуть ли не главный в футуризме - принцип: крученыхская заумь; или Пастернак:
и он же:
Главный по этой части - Хлебников, конечно:
или:
и т.д. Но все-таки возобладала в футуризме другая - эстрадная, риторическая линия, обращенная лицом к публике, агитационная, или эпатажная, или - - - Пастернак например: вот поэт полностью углубленный в себя, и стихи его, несомненно, - диалог исключительно с самим собой, бормотание себе под нос, из которого случайно подслушавший и трех слов не поймет - по какому они принципу связаны - Душа
ан нет: по сути - оно так, но по форме - еще нет. Эксплицитно - явным образом - это не продемонстрировано: на формальном уровне стиха. На формальном уровне стихи - все равно являются построенными как сообщение от некоего А некоим Б, Ц, Д и проч. Пастернак все-таки слишком хорошо застал еще те времена, когда поэт был поп-звездой, выступал с эстрады перед вопящей от восторга аудиторией, и это вот - - - 4. Обэриутов, кроме самих интенций развития поэзии, еще и сама жизненная ситуация уже напрямую загоняла в именно Б. худож.: изолированные от всего мира, волей-неволей стихи обращались в говорение с самим собой - бормотанием себе под нос: Нетеперь
Но на самом деле - еще все-таки не до конца. Все-таки футуристическое происхождение сказывается - и обэриутская заумь, как и футуристическая, - все-таки направлена среди прочего - а может, и в первую очередь - и на эпатаж. А эпатаж подразумевает слушателя. Тем не менее, в 1930-е годы переход к бормотанию х. становится просто вынужденным самим веществом жизни: или идти в лебедевы-кумачи, или же - - - Мандельштам, например: акмеист же - "прекрасная ясность", "мужественно-трезвый взгляд на мир" и т.д. - а:
Что это? Какое шерри, какое бренди, при чем здесь оно все? Да в том-то и дело, что ни при чем. А в том-то и дело, что:
"все равно", среди прочего, также и в том смысле, что все равно и какими словами выражать состояние своего - - - Примечания 1 "Век" - это журнал 1860-х годов, с ним был связан какой-то скандал. Лев Камбек - тоже какой-то деятель тех времен, с ним тоже был какой-то скандал. Какой - сейчас уже никто не знает. Кажется, Лидия Гинзбург в своих мемуарах вспоминает, что в 1930-х годах в Оленинграде был человек, знания которого об эпохе Достоевского были настолько обширны, что он даже знал, кто такой Лев Камбек и в чем состоял скандал, с ним связанный. Но этот человек уже умер, и теперь... 2 Латании - домашние пальмы, растут в горшках. "Лопасти" - листья оных. И - такие росли в дому у Брюсова. И шевеление их теней на эмалевой стене и навеяло отцу русского модернзма данное стихотворение. Продолжение следует.
поставить закладку написать отзыв
|
nemiroff@au.ru URL |
|
||