Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010831n.html

Все о поэзии 58
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  31 Августа 2001

Бормотание художественное

Часть II

5. А вот после войны - Б. худ. действительно становится магистральной линией:

а: социальная ситуация сталинизма - полная изоляция;

б: но и шире - позиция поэта в мире вообще как таковом, который обнаруживает, что обращаться со стихами - не к кому абсолютно (это станет очевидно позже, уже в 1990-е, но те, которые - - -, те это понимали уже тогда);

в: ну и, кроме того, - просто потому, что риторическая поэзия - обращенная к массам - да или хоть к собеседнику - просто за&бала! А это сильнейший, что бы там ни говорили, - и, может быть, вообще главный движущий мотор развития искусства и смены стилей, манер, идей и проч.: какое-то время господствует одно - а потом оно онастопиздивает, и все бросаются прямо в противоположное.

И поэзия становится тем, чем она, в сущности, на самом деле и есть: бормотанием для самого себя.

Лианозовцы, вот кто это не только осознали, но и осознанно выразили, и притом не только на уровне содержания, но уже и на формальном уровне - Всеволод Некрасов:

Домики домики
Домики домики жмут
Жуть муть
Ничего же вот живут
Же муть же жуть
Ничего стоит заводик
Корпуса
Пропуска
Делает
Производит
Фикуса
И кактуса
Кактусы кусачие
Как усы кошачие
Вот
На подоконнике
Глядят
Пока на домики
Домики по моде
На домики комодики
Домики на домики
Много
экономики, -

или:

Ока-то а
какая
а какая
такая
какая Калуга
какая Калуга
такая Таруса
такая Таруса
какая Таруса
какая Таруса
такая Кашира
такая Кашира
какая Кашира
какая Кашира
такая Коломна
такая Коломна
какие какие
какие такие
какие Прилуки
какие Прилуки
какие-то
и такие Прилуки
такие
и такие Прилуки
и такие
и такие Прилуки

такие
Прилуки
такие стихи, -

или:

так
так
так
так
так
так
обязательно
так как-то

только чтоб вот все вот не так
а по-русски.

Стихи, обращенные абсолютно к одному себе самому, - ну а раз к самому себе, то расфуфыривать их, рифмы там стараться, упаковочные средства, размеры - никакого смысла нет. Схватил момент наличия поэзии в мире - зафиксировал его сразу наскоро - и сойдет.

Себе - и так понятно, а другим объяснять...

Нет никаких других! Потому и незачем.

Скоропись.

6. Пригов Д.

То мол и се, это мол концептуализм, критика языка, делез-лакан-деррида, витгенштейн и хайдеггер.

По-моему, это все никчемное умничанье, то, что называется "понты" (которые объясняются тем, что начинал Пригов это дело еще в 1970-е, а тогда без мудреных словечек было западло - общественность бы не поняла), а на самом деле вся деятельность Пригова есть именно то самое Бормотание художественное в самом чистом виде:

Веник сломан, не фурычит
Нечем пол мне подметать
А уж как, едрена мать
Как бывало подметал я
Так, бывало, подмету
Все светло кругом, а нынче -
Сломано все, не фурычит
Жить не хочется, -

или:

В последний раз, друзья, гуляю
Под душем с теплою водой
А завтра - может быть решетка
Или края страны чужой
А может быть куда и проще
Отключат теплую водичку
И буду грязный неприличный я
И женщине не приглянусь, -

или:

Вот избран новый президент
Соединенных Штатов.
А нам то что? Ну, Президент,
Ну, Съединеных Штатов.
Но интересно все ж: Презьдент
Соединенных Штатов!
Не просто так, а - Президент
Аж Съединенных Штатов!

То есть, это поэзия после Дерриды и Витгеншетйна, когда язык разоблачен и поэзия - тем более, доказана их бессмысленность, ненужность, невозможность и вредоносность ("репрессивность"), а тем не менее - хочется!

Хочется чего-нибудь сказануть в рифму и чтобы было складно - никому! Хоть самому себе!

То есть, это поэзия в максимально чистом виде, квинтэссенция ея: просто так - ни для чего - ни для кого - и в условиях невозможности и бессмысленности ее - а все равно!

То есть - объясняю для самых глупых: про то, что:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда
Как желтый одуванчик у забора,
Как, типа лопухи, там лебеда...

Любите долдонить?

Ну вот из этого сора и растет. Более того - именно этот сор - если приглядеться повнимательней - именно он та самая Поэзия и есть. Вот процесс превращения сора в поэзию - Приговым и зафиксирован.

7. Геннадий Лукомников (Бонифаций).

Еще один автор современности, активно разрабатывающий рассматриваемую поэтическую жилу:

Вобла.

(Во бля!) -

или:

казалось
а оказалось, -

или:

поебаиньки
и баиньки, -

или:

Полежатеньки
О Катеньке
Помечтатеньки, -

или:

Не понял. А! Понял. -

или:

Эклога, разведчик, жировки, порей...
Как много словечек в головке моей! -

или:

Пушкин - гений,
Онегин - Евгений. -

или:

Квас без очереди. Жалко,
Что не жарко. -

или:

Ради красного словца
Вставлю ламца-дрица-ца.

И проч.

8. Вишневский, Владимир:

Есть такой поэт.

Ситуация с ним такая: представить невозможно, чтобы какой-нибудь Новый Мир или Арион упомянул о существовании Вишневского. И - совершенно невозможно: он в МК публикуется! о чем тут еще говорить?

Меж тем В., конечно, куда более настоящий поэт, нежели всякие Кублановский, или Кривулин, или Быков - профессионалы по части "тянем-тянем слово залежалое".

А Вишневский - живой.

И практикует он все то же направление - Б. художественное. Ибо что есть его одностишия, как не именно оно?

Я ждал ея, я ждал, меня продуло... -

или:

Я люблю ее по-своему!..
(И она меня по-моему.) -

или:

Как сокращает расстояния
проезд в нетрезвом состоянии, -

или:

Нет, прав Хрущев, бывают пи-да-ра-сы! -

или:

А вдуматься - мы чаю и не пили!.. -

или:

Уж некому сказать:"А вот и мы!.. -

или:

Ведь я тебе практически не вру!.. -

или:

Любовь, весна... а вот и комсомолки!.. -

или:

...Да, есть свой кайф в Законопослушаньи...

И т.д.

И что еще более важно - что он практикует Б. худож. уже не в порядке авангардистских поисков или концептуалистских изысков, а - уже в эстрадной форме, для чтения с эстрады и публикации в МК. Что свидетельствует о том, что линия сия в сущности окончательно победила, стала уже понятной даже и читателям МК, и - - -

9. Ну, и я туда же:

Пузыречки, пузыречки
Пузыречечки мои!
И вы, жаркие денечки,
И отличные вы дни.

Борный спирт, и валерьяно,
И другое и т.д.,
Зацепил я их нечайно
И упали все оне.

Залезал, короче, в ванну
Я товарищи-друзья, -
И ведь был притом не пьяный!
Пьяный вовсе не был я!, -

Но задел при том за столик -
Я за столик зацепел,
И упали йни на полик -
Ох, гайда-тройка рок-н-ролл!

Но ни капли не разбились
Хоть и грохнулися все,
А лишь только покатились
Туба-риба, риба-се!

Но ни капли не разбились,
И целехоньки лежат,
А лишь только покатились
Пузыречечки билят!

Так и ты поэт! Будь стойкий,
Несгибаемый ты будь.
И в пожаре перестройки
Про поэзью не забудь!

И фигнею злободневной
Не давай себя сманить,
А пленительных напевов
Тки и далее бл%дь нить!

(Надым, лето 1990)

Три года спустя я с изумлением узнал, что есть народная песня о том, как стаканчики граненные упали со стола. Стало быть - се есть архетип, а не просто шуточки, как я было думал сначала.


2000, август. Курицын в своей рецензии на сборник моих стихов написал, что не очень оригинально: чувствуется Пригов и т.д. Какой Пригов? - готов был взвиться я. Но, подумав, согласился: наличествует Пригов. Вот это стихотворение - типичная приговщина: длинная складное восторженное бормотание ни о чем. Хорошо бы написать, "да я о Пригове тогда и слыхом не слыхал!" - но это была бы неправда. Десяточка полтора стихотворений Пригова я к тому времени уже прочел и это, может быть, сказалось.

Или:

Хрен и знает, друзья, что сказать.
Хрен его знает, друзья.
Такое какое-то как-то билять,
Что и не сказать ни тра-ля

Такое какое-то как-то все так,
Что хуй что и скажешь чего.
Такое какое-то так мой кутак! -
А более ничего.

Являюсь казалось бы, я же поэт, -
Мышлением должен вскипать! -
Но вот ведь, оказывается, нет!
Ни крошечки, так твою мать.

Оказывается, друзья,
Дружочечки же вы мои,
Оказывается, опляля!
Оказывается, айлюли!

Оказывается, вот так,
А не по другому совсем:
Тукдык, и трыктык, и трактак,
И ничего, что затем.

(Москва, декабрь 1990)

Приложение 1

В прозе тем же самым занимался В.Розанов:

"Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием. И всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это - инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература (письменная)? Потому что о печати не приходит мысль: и, следовательно, Гутенберг пришел "потом".

У нас литература так слилась с печатью, что мы совсем забываем, что она была до печати и, в сущности, вовсе не для опубликования. Литература родилась "про себя" (молча) и для себя; и уже потом стала печататься. Но это - одна техника".

***

Еще помню, есть у Розанова рассуждение о том, что для него литература - все равно что штаны - вещь бытовая, повседневная. Но "Опавшие листья", где это рассуждение вроде бы находится, у меня сперли, и в интернете я их не нашел.

Приложение 2

В.Ходасевич:

Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь -
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи...
Сам потерял - теперь ищи...

Бог знает, что себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.

(1922)

Ходасевич, как известно, в 20-м веке - самый главный антимодернист, самый твердый любитель ясности, точности, определенности - куда больше лишь декларировавших это акмеистов. Но и он - - -. Ибо сила течения потока движения развития искусства поэзии - заставила.

Приложение 3

Г.Айги тоже, конечно, должен быть упомянут в этом ряду.

Например:

ЗАТЕРЯННАЯ СТРАНИЦА

(ИЛИ: СНЕГ В САДУ)

1

бумажка в ветре

2

вэай вьюзавый сда
ю целестни
вьюзавый и эйдса
оэй истни

3

и не найти

(1961)

Или книга 1983 года "Тетрадь Вероники", где он буквально следует завету Заболоцкого и пытается воспроизвести лепет младенца - своей дочери:

СНОВА - УЛЫБКА

светится - безвозрастная - душа человечества: очищенная - сердцем дитяти ("трудом" - и его! - а вернее: трудом за него - неизвестным) - до света проявленная - незримо-"понятного": ах-что-и-сказать! - до такого истока: названье его - пребывает-он-только-единственный! - а что же - сейчас - происходит? - смотрю - забываю - смотрю... - забывая смотренье

(1983, апрель)

СНОВА - ЧТО-ТО

ОТ "ПЕРИОДА СХОДСТВ"

"о - ты мое"

я шепчу-как-кружу

"о - ты самое-самое":

не называя! -

и - как безмолвный ответ - выражение спящей

(ветр - всем лицом)

даже и зыбью устойчивое:

кажется: крепнет все больше в основе его чем-то

очень-давно-материнское

спокойствие тайное:

будто светило

смягченное - далью

(1983, июль)

ПЕСНЯ ЗВУКОВ

о (Солнце Некое)

в а-Небе (тоже Неком)

е-и-у-ы-Другим (Мирам)

и а-э-у-Другие

деревьям-ю букашкам-е а-детям

(6 июля 1983)

Но неохота мне было вставлять Айги в основной текст.

И вот почему.

Потому что те, которые рассмотрены, от Брюсова до Пригова, - те все-таки именно имитируют бормотание - в целях художественной выразительности. А вот Айги принял футуристические лозунги за чистую монету и всерьез поверил, что бормотание как таковое, само по себе, - является произведением искусства.

На мой взгляд, получается очень глупо и скучно.

А еще впридачу - нестерпимо слюняво, слащаво, "экстатично" и - претенциозно.