Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о поэзии 59
Написать в гостевую

Дата публикации:  5 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Борода в жизни писателя и человека

Часть 1

Москва, середина 90-х годов ХХ века. Некий человек А. смотрит новости по телевизору. Жена человека А. приходит с кухни с чашкой кофе, садится рядом.

- Это что за бойкий старичок-профессор? - просит она пояснить происходящее на экране.

- Это генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана.

- А! Ну, они там все в ООН такие, хиппаны-пацифисты.

- Да не ООН, НАТО!

- НАТО? - изумляется человек Б. После чего резюмирует: - Да-а-а ...

На этот раз интонацию человека Б. можно было бы передать словом "Дожили!", или цитатой из песни В.Ободзинского:

Все изменилось, -
Мы - но и мир.

Главное, конечно, что послужило основанием потрясение человека Б. - наличие у генерального секретаря такой крайне серьезной организации, какой является НАТО, - бороденки. Дальнейшее будет представлять собой историю бороды в мире людей за последние четыре тысячи лет. Основные вехи, насколько мне удалось их выяснить из разных источников.

1. Самые древние из цивилизованных людей, жившие в страшной шеститысячелетней толще древности, шумеры, они бороды - брили. Более того - они брили и голову до сплошного блеска. Я, например, очень долго не мог понять, зачем они это делали. Бриться - оно и теперь, в эпоху атомного века, синхрофазотронов и индустрии бытовых удобств, есть занятие не слишком увлекательное, а уж тем более брить не только лицо, но и голову. А ведь тогда и бритвы были из мягкой, то есть тупой, меди, если не вообще обсидиана, и не только никаких не было кремов для бритья, но и даже простого мыла! А?

Птичка моя Гузель объяснила: именно потому, что мыла не было, приходилось бриться. Вошики! Всякие прочие мандавошечки! Вот и - - -

Всю остальную историю человечества при желании можно рассматривать и как историю борьбы между любителями, чтобы на лице все было гладко, как на дамской заднице, - и считающими, что это баловство.

Ашурбанипал

2. Междуречье, где тысячу лет обитали шумеры, завоевывают семиты - много их, разных волн, - и они все бородаты. И на три тысячи лет там воцаряется борода: вавилоняне, ассирийцы, касситы, эламиты, халдеи, персы - все они бородатые. Бороды у них заплетены косичками, крашены хной и являются показателем чина: кто важней, у того и борода шикарней, например, у правителей б. огромадные, уложенные кольцами во много хитрых ярусов.

3. В Древнем Египте было принято приносить волосы в жертву богам, фараон носил "привязную" бороду из драгоценных металлов. Бороду крепили при помощи тесемок, которые не маскировали. Борода делалась в виде косички, уба. Иногда бороду украшали тонкой золотой змейкой - уреусом, символом бессмертия. После смерти фараона бороду могла надевать его жена.

Гомер

4. Классические древние греки, от момента своего появления на Балканах (начало II тыс. до н.э.) вплоть до Александра Великого - 336-323 до н.э. - бородаты. В моде были светлые бороды, поэтому некоторые волосы на лице покрывали щелочью и сидели на солнце, чтобы волосы выгорели.


Александр Македонский

Александр Великий велел бороды брить - чтобы враг в битве не мог ухватить бойца за волосистый выступ. По другой версии, у самого Александра борода росла плохо - кустиками, чтобы не быть белой вороной, он приказал всем ходить гололицыми. По третьей версии, Александр хотел всегда оставаться юным, каким был, когда потряс мир своими походами. Самый простой способ казаться юнцом - быть безусым (безбородым). А уж остальные стали бриться в подражание ему.

В дальнейшем древние греки ходили в основном без бороды.

В городах были профессиональные брадобреи.

За отсутствием мыльной пены (древние мыла не знали) при бритье использовалось растительное масло.

Овидий

5. Бородаты и классические римляне - до конца III века до н.э., когда они, завоевав Грецию, тотчас же оказались полностью под греческим культурным влиянием, переняв у греков все: от религии и философии до моды.

Катон Старший, он же Суровый, тот самый, который требовал, чтобы Карфаген был разрушен, изо всех сил боролся за древние римские доблести и против низкопоклонства перед изнеженным и развращенным Востоком - тщетно. Низкопоклонство победило полностью, и среди прочего - в деле отсутствия бороды. На 400 лет - до времен императора Адриана (117-138) - римляне все сплошь бриты. И бриты все хоть сколько-нибудь романизированные - окультуренные римской культурой (а она есть, как сказано выше, греческая, только по-латыни) жители всей остальной римской империи. Бородаты только философы, которые старались подчеркнуть свое отличие друг от друга различными формами собственных бород, и совсем уж модники, постригавшие, оправлявшие, укладывавшие бороду волнами и завитушками, в соответствии с последним писком моды. Или уж самые дикие обитатели каких-нибудь придунайских лесов. И еще - иудеи. Последние изо всех сил отстаивали свою религиозную и культурную самостоятельность от любых попыток эллинизации и романизации - и отстояли.

Причем римляне, подражая грекам, как это, впрочем, обычно и бывает, оставили оригинал далеко позади. В эпоху поздней Республики и расцвета Империи (I в. до н.э. - II в. н.э.) они выбривали, депилировали при помощи глины и даже выщипывали, для уж совсем отроческой гладкости, растительность не только с лица, но и со всех прочих частей тела, начиная с груди и кончая теми уголками, о которых лучше умолчать в статье, рассчитанной на семейное чтение.

Апостол Павел

6. I, II, III века уже нашей эры. Распространение христианства.

Христиане - не бреются из принципа. Также они не посещают бань, не мажут членов благовониями, не украшают жилищ безделушками, не - - - , и не - - -, и не - - -. Ибо - презирают все суетное и мирское. Римляне - моют и лелеют свое тело, христиане заботы о теле презирают, ибо заботятся о душе.

И с окончательной победой в Империи христианства - правление Константина Великого - борода постепенно воцаряется безраздельно на полторы тысячи лет.

Интересно, что и все последующие духовные фундаменталисты, вплоть до моджахедов, талибов, ваххаббитов и салманрадуев, - бородаты.

И даже буддистские монахи, у которых бороденка-то - три волоска, но и они стойко держатся за нее - и никак иначе.

Гутенберг

7. Средневековье. Во всем мире царит фундаментализм - христианство или ислам - во всем мире безраздельно царит борода.

8. Позднее средневековье. Борода носит не цельный характер. Она подбрита. В разное время были модны разные формы бороды. Например, эспаньолка - подбриваются щеки и шея, верхняя губа, остается только узенькая полоска на подбородке - она подстригается и гладко причесывается.


Данте Алигьери
9. Возрождение - подражание античности, и причем именно римлянам, и причем римлянам временам Империи, а не Камилла и Марцелла, и снова самые продвинутые в этом подражании начинают бриться.


Дефо Даниэль
10. Реформация: расклад примерно такой: католики - чаще бородаты, протестанты - почти всегда бриты. В XVII веке Людовик ХIII ввел моду на бороду а-ля ройал или "мушка" - когда сбрито все, кроме небольшого "кустика" под нижней губой.

С появлением пудреного парика в XVIII в. придворные полностью отказались от бород, бакенбард и усов. И правда, кому охота быть облепленным тестом, - ведь парик пудрили мукой, она сыпалась на лицо, на бороду, человек потел, сопливился, мука раскисала и - - -

Продолжение следует.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Кузнецова, "Бальзак, Готье, Аполлинер по-русски не писали!.." /04.09/
Интервью с переводчиком. Чтобы переводить крупную прозу, надо сидеть за столом часами, ежедневно. Не каждый может позволить себе эту роскошь. Поэтому теперь переводную литературу иногда просто невозможно читать.. Где-то мне попалась великолепная фраза: "У него было такое выражение лица, которого нет в словаре!"
Ольгерт Либкин, Главное отличие России от других стран /04.09/
- в традиционно уважительном отношении к книгам. В России читают не больше и не меньше. Интервью с директором издательства "Текст".
Дмитрий Бавильский, Место встречи /03.09/
Критический реализм-6. Рустам Ибрагимбеков "Храм воздуха". Повесть.
Александр Агеев, Голод 51 /31.08/
Советский книготорг был плох, но он распределял огромные тиражи по всей стране. Нынешние же издательства работают на две столицы, а одному издательству не по силам создать книготорговую сеть на всю Россию. В итоге у нас складывается средневековая, удельная система, а в свет выходит огромное количество чудовищных книг.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 58 /31.08/
Бормотание художественное. Часть II.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100