Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010912n.html

Все о поэзии 61
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  12 Сентября 2001

Босоножки

Летняя разновидность обуви девушек: что-то вроде туфель, но у босоножек пальцы ног не закрыты носком, а торчат наружу, а еще у них не закрыта задником пятка.

Как бы они, короче, сплетены из отдельных полосок кожи.

Ногти при этом обычно красят.

Вот, то, что у этой на ногах - это, собственно, они и есть.

Начнем со стихотворения:

http://www.russ.ru/krug/20010622n.html

1. Можно предположить, что истоком Б. имеют греческие сандалии. Собственно, они сандалии и есть, отличаясь от них единственным: термин "сандалии" употребим по отношению к обуви на плоской подошве, а если есть каблук - тогда уже используется имя "босоножки".

2. В детстве я, помнится, прочитал в какой-то из познавательных книг, что не только дореволюционные, но и даже довоенные словари русского языка дают слову "босоножка" одно-единственное определение: босая женщина.

Из этого легко сделать вывод, что в России и СССР как минимум четырех первых десятилетий XX века данная разновидность обуви не наличествует.

3.А в загранице - есть. Сия фотография есть подтверждение сему. Фото сделано в 1936 году для журнала "Вог" классиком рекламной (но и авангардистской) фотографии Ман Реем, на нем изображена босоножка, инкрустированная бриллиантами. Следовательно - - -

Птичка моя как женщина, которая понимает в этих делах, конечно, лучше меня, гневно опровергает:

- Какие же это босоножки? Пятка-то есть! Это просто туфли с открытым носом...

Отвечаю:

- Ну что же, будем тогда считать, что это прообраз будущих босоножек.

4. В журнале "Империал" - был такой толстый глянцевый в 1995 - 97 гг. - мной было прочитано, что в США перед Второй мировой войной и в ее течение была мода на латиноамериканские песни и пляски; главной звездой этого дела была Кармен Миранда. От нее, сообщает "Империал", пошла мода на вообще все латиноамериканское, в том числе и на босоножки, причем - на платформе.

Вот фотография, немало способствовавшая популярности ея.

(Картинка рваная, но такой уж она мне досталась, что поделаешь - редкость.)

Какой-то ушлый репортер подстерег момент, щелкнул - там вон оно что оказалось!

И хотя об опубликовании фотографии в те годы сурового пуританизма и речи быть не могло, она ходила по рукам со страшной силой, и народ на выступления М. валил валом в надежде это - а называлось это в те времена - "норка нараспашку" - видеть живьем.

Во всяком случае, так утверждает К.Воннегут в романе "Завтрак для Чемпионов", где эта история и изложена, а также упомянуто и само выражение про норок.

(В семидесятые годы Воннегут был кумиром продвинутой советской молодежи, а уж "Завтрак для Чемпионов", напечатанный в "Иностранной Литературе" совсем поражал. Он был с картинками! Через каждый абзац-другой там шла картинка. Каким-либо образом соотносящаяся с текстом.

Эта идея чрезвычайно запала мне в голову еще тогда, много лет я пытаюсь ее реализовать в собственных сочинениях; ну, вот некоторые образцы некоторых из возможных способов такой реализации - перед вами).

5. Однажды птичка моя в очередной раз лежит в больнице с присущей ей астмой. Со скуки она занимается тем, что расспрашивает лежащих с ней старушек о прежней жизни. О босоножках старушки ей сообщают, что они появляются в СССР - сразу после войны.

До - нет.

6. Опять же птичка моя упорно рассказывает мне следующую историю, которая сразу после войны же якобы произошла в башкирском ауле, в предгорьях Урала, откуда происходят ее предки.

Одного юношу забрали на фронт.

С войны он вернулся не только с победой, но и с молодой женой, найденной им аж в Прибалтике. Жена приехала - в босоножках, а он - в белых брюках.

Их встретили, накормили, напоили, спать уложили.

Проснувшись наутро, молодые обнаружили - белые брюки превратились в зеленые, покрашенные каким-то травяным настоем, а дырки в лакированных босоножках - в носки, пятки - залатаны простой кожей. Родители мужа всю ночь трудились: позор - сын приехал в подштанниках, а невестка в дырявых туфлях - люди засмеют.

Конечно, автор этих строк склонен относиться к этой истории как к не больше, чем анекдоту.

Но Птичка моя упорно настаивает, что так и было.

В СССР еще в 1945 году были такие глухие места, настаивает она, - тот же аул на берегу реки Сакмары, например, где, например, об окончании войны узнали из пролетавшего воздушного шара, к которому был прицеплен плакат с надписью "Война кончилась!"

Ни телеграфа, ни радио в поселке не было, ибо не было самоего электричества.

7. 1963-й год, СССР: девушки их уже носят.

И именно под этим названием.

Во всяком случае, их носит одна из персонажиц романа И.Штемлера "Гроссмейстерский балл", который датирован именно 1963-м годом, и который я с интересом прочитал недавно: что ни говори, а польза от реализма в художественной литературе есть: очень много всяких сведений о наличии разных предметов в 1963-м году я из этого романа почерпнул.

Девушку зовут Люся, босоножки у нее красные и стоят 21.60.

Это происходит в городе Ленинграде.

Но видимо в 1960-е Б. отнюдь не были так уж распространены.

Так, например, я, по своим надобностям обшарил десятки сайтов в Интернете, собирая изображения знаменитой манекенщицы 1960-х Твигги, и собрал этих изображений несколько сотен - везде она в туфельках, кое-где и в сапожках

а вот в Б. - ни единого фото нет.

Тем не менее, они все-таки были.

Данная фотография - наглядное тому подтверждение.

Вторая половина 1960-х, Дэвид Боуи со своей тогдашней женой Энджи.

Всякий может легко убедиться: на ногах у нее - Б.

8. Собственно, это все.

С тех пор Б., насколько мне представляется на основе личных наблюдений за жизнью, суть совершенно нормальный и обыкновенный предмет женской обуви, который они носят, когда тепло, и о котором больше сообщать нечего. На картинке - босоножки, в 1973 году предлагавшиеся западногерманскому населению каталогом посылторга "Отто".

Впрочем, можно добавить: на основе опять же личных изысканий в собственной памяти, могу высказать гипотезу, что эпоха особой популярности Б. была - вторая половина 70-х и начало 80-х гг.

Тогда их носили все без исключения, и они были не одним из видов обуви - они были главным видом ее. И даже использовались в качестве обуви парадно-выходной, - чего сейчас, вроде бы, не наблюдается.

9. Ага! Пока я все это писал - а вышенаписанное - это примерно год так 1995-й,- все перевернулось на не знаю уж сколько на градусов, и, с примерно 1996-го - а потом и 1997-й, и, уж как самый пик - 1998 - наступает эпоха нового расцвета моды на босоножки. И причем именно - на платформе:

10. Что же до истории с "Норкой на распашку" Кармен Миранды, видимо, действительно, произвела чрезвычайное впечатление на поколение Воннегута и прилегающие к нему.

В 1983-м году, например, итальянским режиссером Тинто Брассом был снят кинофильм, видимо, отнюдь не случайно названный "Миранда" и начинающийся именно с указанной норки:

Гляжу, гляжу - да это же пи%да!
А то, гляжу, чего-то непонятное.
А присмотрелся: вот так так-так да!
Расставились так ноги, задралось так платье,
Зараза камера тотчас же нырк туда -
Вот так начало фильма, господа!

Короче вот сюжет: короче, лето.
Пустынный городок, простая жизнь, такая,
Которая короче, как бы, это
Журча себе спокойно, как умеет, протекает -
И там одна имеется такая -

Такая вся задумчивая ходит,
Такая в красном платье, сверху тесном, снизу развевающемся,
Так вся задумчиво собою позволяет обладать желающим, -
Не по какой-либо причине, просто в этом интерес находит;

Зайдет так в гости, сядет скромно, вся молчит, лишь улыбается
Такая вся прохладная, тенистая
Но так затем вдруг обнаруживается, что так платье задирается,
Так именно как мною именно вышеописано, -
Такая вот короче, выражаясь импортными выражениями, ну и мисс она,

......................................................

......................................

Короче, фильм про лето, про его задумчивые радости.
Как впрочем, и сие стихотворение.

Летом 1990-го видным тюменским деятелем М.Немировым данный фильм был просмотрен в видеосалоне города Надыма, и тут же им переложен в стихотворную форму. У указанного автора тогда был невиданной силы подъем, и он воспевал на своей лире, как (неодобрительно) заметил о ком-то В.Набоков, все, что только не подвернется под руку. Воспел и сей кинофильм.

Вот она, исполнительница роли этой Миранды - актриса по фамилии Серена Гранди.

Но чего-то она - - -

Поэтому вот лучше другая картинка на эту же тему:

это Шарон Стоун, кадр из "Основного инстинкта", где, говорят (я сам не видел), тоже все действие строится на внезапном обнаружением отсутствия трусов на главной героине.