Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о поэзии 61
Написать в гостевую

Дата публикации:  12 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Босоножки

Летняя разновидность обуви девушек: что-то вроде туфель, но у босоножек пальцы ног не закрыты носком, а торчат наружу, а еще у них не закрыта задником пятка.

Как бы они, короче, сплетены из отдельных полосок кожи.

Ногти при этом обычно красят.

Вот, то, что у этой на ногах - это, собственно, они и есть.

Начнем со стихотворения:

http://www.russ.ru/krug/20010622n.html

1. Можно предположить, что истоком Б. имеют греческие сандалии. Собственно, они сандалии и есть, отличаясь от них единственным: термин "сандалии" употребим по отношению к обуви на плоской подошве, а если есть каблук - тогда уже используется имя "босоножки".

2. В детстве я, помнится, прочитал в какой-то из познавательных книг, что не только дореволюционные, но и даже довоенные словари русского языка дают слову "босоножка" одно-единственное определение: босая женщина.

Из этого легко сделать вывод, что в России и СССР как минимум четырех первых десятилетий XX века данная разновидность обуви не наличествует.

3.А в загранице - есть. Сия фотография есть подтверждение сему. Фото сделано в 1936 году для журнала "Вог" классиком рекламной (но и авангардистской) фотографии Ман Реем, на нем изображена босоножка, инкрустированная бриллиантами. Следовательно - - -

Птичка моя как женщина, которая понимает в этих делах, конечно, лучше меня, гневно опровергает:

- Какие же это босоножки? Пятка-то есть! Это просто туфли с открытым носом...

Отвечаю:

- Ну что же, будем тогда считать, что это прообраз будущих босоножек.

4. В журнале "Империал" - был такой толстый глянцевый в 1995 - 97 гг. - мной было прочитано, что в США перед Второй мировой войной и в ее течение была мода на латиноамериканские песни и пляски; главной звездой этого дела была Кармен Миранда. От нее, сообщает "Империал", пошла мода на вообще все латиноамериканское, в том числе и на босоножки, причем - на платформе.

Вот фотография, немало способствовавшая популярности ея.

(Картинка рваная, но такой уж она мне досталась, что поделаешь - редкость.)

Какой-то ушлый репортер подстерег момент, щелкнул - там вон оно что оказалось!

И хотя об опубликовании фотографии в те годы сурового пуританизма и речи быть не могло, она ходила по рукам со страшной силой, и народ на выступления М. валил валом в надежде это - а называлось это в те времена - "норка нараспашку" - видеть живьем.

Во всяком случае, так утверждает К.Воннегут в романе "Завтрак для Чемпионов", где эта история и изложена, а также упомянуто и само выражение про норок.

(В семидесятые годы Воннегут был кумиром продвинутой советской молодежи, а уж "Завтрак для Чемпионов", напечатанный в "Иностранной Литературе" совсем поражал. Он был с картинками! Через каждый абзац-другой там шла картинка. Каким-либо образом соотносящаяся с текстом.

Эта идея чрезвычайно запала мне в голову еще тогда, много лет я пытаюсь ее реализовать в собственных сочинениях; ну, вот некоторые образцы некоторых из возможных способов такой реализации - перед вами).

5. Однажды птичка моя в очередной раз лежит в больнице с присущей ей астмой. Со скуки она занимается тем, что расспрашивает лежащих с ней старушек о прежней жизни. О босоножках старушки ей сообщают, что они появляются в СССР - сразу после войны.

До - нет.

6. Опять же птичка моя упорно рассказывает мне следующую историю, которая сразу после войны же якобы произошла в башкирском ауле, в предгорьях Урала, откуда происходят ее предки.

Одного юношу забрали на фронт.

С войны он вернулся не только с победой, но и с молодой женой, найденной им аж в Прибалтике. Жена приехала - в босоножках, а он - в белых брюках.

Их встретили, накормили, напоили, спать уложили.

Проснувшись наутро, молодые обнаружили - белые брюки превратились в зеленые, покрашенные каким-то травяным настоем, а дырки в лакированных босоножках - в носки, пятки - залатаны простой кожей. Родители мужа всю ночь трудились: позор - сын приехал в подштанниках, а невестка в дырявых туфлях - люди засмеют.

Конечно, автор этих строк склонен относиться к этой истории как к не больше, чем анекдоту.

Но Птичка моя упорно настаивает, что так и было.

В СССР еще в 1945 году были такие глухие места, настаивает она, - тот же аул на берегу реки Сакмары, например, где, например, об окончании войны узнали из пролетавшего воздушного шара, к которому был прицеплен плакат с надписью "Война кончилась!"

Ни телеграфа, ни радио в поселке не было, ибо не было самоего электричества.

7. 1963-й год, СССР: девушки их уже носят.

И именно под этим названием.

Во всяком случае, их носит одна из персонажиц романа И.Штемлера "Гроссмейстерский балл", который датирован именно 1963-м годом, и который я с интересом прочитал недавно: что ни говори, а польза от реализма в художественной литературе есть: очень много всяких сведений о наличии разных предметов в 1963-м году я из этого романа почерпнул.

Девушку зовут Люся, босоножки у нее красные и стоят 21.60.

Это происходит в городе Ленинграде.

Но видимо в 1960-е Б. отнюдь не были так уж распространены.

Так, например, я, по своим надобностям обшарил десятки сайтов в Интернете, собирая изображения знаменитой манекенщицы 1960-х Твигги, и собрал этих изображений несколько сотен - везде она в туфельках, кое-где и в сапожках

а вот в Б. - ни единого фото нет.

Тем не менее, они все-таки были.

Данная фотография - наглядное тому подтверждение.

Вторая половина 1960-х, Дэвид Боуи со своей тогдашней женой Энджи.

Всякий может легко убедиться: на ногах у нее - Б.

8. Собственно, это все.

С тех пор Б., насколько мне представляется на основе личных наблюдений за жизнью, суть совершенно нормальный и обыкновенный предмет женской обуви, который они носят, когда тепло, и о котором больше сообщать нечего. На картинке - босоножки, в 1973 году предлагавшиеся западногерманскому населению каталогом посылторга "Отто".

Впрочем, можно добавить: на основе опять же личных изысканий в собственной памяти, могу высказать гипотезу, что эпоха особой популярности Б. была - вторая половина 70-х и начало 80-х гг.

Тогда их носили все без исключения, и они были не одним из видов обуви - они были главным видом ее. И даже использовались в качестве обуви парадно-выходной, - чего сейчас, вроде бы, не наблюдается.

9. Ага! Пока я все это писал - а вышенаписанное - это примерно год так 1995-й,- все перевернулось на не знаю уж сколько на градусов, и, с примерно 1996-го - а потом и 1997-й, и, уж как самый пик - 1998 - наступает эпоха нового расцвета моды на босоножки. И причем именно - на платформе:

10. Что же до истории с "Норкой на распашку" Кармен Миранды, видимо, действительно, произвела чрезвычайное впечатление на поколение Воннегута и прилегающие к нему.

В 1983-м году, например, итальянским режиссером Тинто Брассом был снят кинофильм, видимо, отнюдь не случайно названный "Миранда" и начинающийся именно с указанной норки:

Гляжу, гляжу - да это же пи%да!
А то, гляжу, чего-то непонятное.
А присмотрелся: вот так так-так да!
Расставились так ноги, задралось так платье,
Зараза камера тотчас же нырк туда -
Вот так начало фильма, господа!

Короче вот сюжет: короче, лето.
Пустынный городок, простая жизнь, такая,
Которая короче, как бы, это
Журча себе спокойно, как умеет, протекает -
И там одна имеется такая -

Такая вся задумчивая ходит,
Такая в красном платье, сверху тесном, снизу развевающемся,
Так вся задумчиво собою позволяет обладать желающим, -
Не по какой-либо причине, просто в этом интерес находит;

Зайдет так в гости, сядет скромно, вся молчит, лишь улыбается
Такая вся прохладная, тенистая
Но так затем вдруг обнаруживается, что так платье задирается,
Так именно как мною именно вышеописано, -
Такая вот короче, выражаясь импортными выражениями, ну и мисс она,

......................................................

......................................

Короче, фильм про лето, про его задумчивые радости.
Как впрочем, и сие стихотворение.

Летом 1990-го видным тюменским деятелем М.Немировым данный фильм был просмотрен в видеосалоне города Надыма, и тут же им переложен в стихотворную форму. У указанного автора тогда был невиданной силы подъем, и он воспевал на своей лире, как (неодобрительно) заметил о ком-то В.Набоков, все, что только не подвернется под руку. Воспел и сей кинофильм.

Вот она, исполнительница роли этой Миранды - актриса по фамилии Серена Гранди.

Но чего-то она - - -

Поэтому вот лучше другая картинка на эту же тему:

это Шарон Стоун, кадр из "Основного инстинкта", где, говорят (я сам не видел), тоже все действие строится на внезапном обнаружением отсутствия трусов на главной героине.




поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Агеев, Голод 52 /12.09/
Cовсем уж анекдотом показалась мне "особо ценная" мысль Данилкина об Акунине как о провозвестнике национального примирения - литература отсылается туда же, где спорт, мода и попса. Если это - "примирение", так оно достигнуто ценой жертвы тем самым "качеством", о котором так пекутся критики, обслуживающие книготорговлю.
Дмитрий Бавильский, Hа собственной шкуре /12.09/
Писатель не может одновременно являться субъектом литпроцесса и постмодернистом. Потому что выстраданный текст, каким бы игровым и разрушительным зарядом он ни обладал, не может быть обманкой. Так, Пригов и Сорокин, по моей классификации, никакие не пм, но наследники ВРЛ, а вот Маринина и Децл - самые ни на есть что.
Борис Дубин, Средняя литература для среднего человека /11.09/
Перемены в судьбе литературы парадоксальны: она освободилась от социального давления, но при этом утратила формы внутренней самоорганизации. Новых групп, заявивших о себе через журналы, не появилось, зато оформился своеобразный, плохо структурированный и вполне работающий механизм - тусовка. Видимо, это и есть сегодня ведущая форма организации в культуре вообще.
Соломон Апт, "Перевожу в день минимум 3 страницы..." /10.09/
Интервью с переводчиком. "В 1960-м году в "Иностранной литературе" решили - неудобно, во всем мире читают Кафку, а у нас его не знают. Надо было на что-то решиться. Я предложил новеллы "Превращение" и "В исправительной колонии". Завотделом сказал: "Это будет шок, у нас к такому не привыкли". А я: "Вот именно. Тогда со всем остальным будет легче". В итоге - удалось."
Мирослав Немиров, Все о поэзии 60 /07.09/
Борода в жизни писателя и человека. Часть II.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100