Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20010924n.html

Все о поэзии 64
Написать в гостевую

Мирослав Немиров

Дата публикации:  24 Сентября 2001

Брюсов, Валерий

Конь блед

И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть.

Откровение, VI, 8

I

Улица была - как буря. Толпы проходили
Словно их преследовал неумолимый рок.
Мчались омнибусы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком,
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;
В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком
Выкрики газетчиков и щелканье бичей.
Лили свет безжалостный прикованные луны,
Луны, сотворенные владыками естеств.
В этом свете, в этом гуле - души были юны,
Души опьяненных, пьяных городом существ.

II

И внезапно - в эту бурю, в этот адский шепот,
В этот воплотившийся в земные формы бред,
Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,
Заглушая гулы, говор, грохоты карет.
Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
В воздухе еще дрожали отголоски, крики,
Но мгновенье было - трепет, взоры были - страх!
Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть...
Полосами яркими, как пряжей пышных ниток,
В высоте над улицей вдруг разгорелась твердь.

III

И в великом ужасе, скрывая лица, - люди
То бессмысленно взывали: "Горе! с нами бог!",
То, упав на мостовую, бились в общей груде...
Звери морды прятали, в смятеньи, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей, - в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Да еще безумный, убежавший из больницы,
Высказал растерянно, пронзительно крича:
"Люди! Вы ль не узнаете божией десницы!
Сгибнет четверть вас - от мора, глада и меча!"

IV

Но восторг и ужас длились - краткое мгновенье.
Через миг в толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье;
Было все обычным светом ярко залито.
И никто не мог ответить в буре многошумной,
Было ль то виденье свыше или сон пустой.
Только женщина из зал веселья да безумный
Все стремили руки за исчезнувшей мечтой.
Но и их решительно людские волны смыли,
Как слова ненужные из позабытых строк.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.

Май, июль и декабрь 1903

Брюсов потихоньку стал чуть не самой презренной фигурой в русской поэзии ХХ века. Любителей хваленого "Серебряного века" нынче как собак нерезаных, у акмеистов - огромное количество поклонников; у Блока - тем более, есть поклонники Белого и даже Вяч. Иванова, и даже и Гиппиус. О Брюсове чтобы кто положительно отзывался - не встречал таких. "Делец", "преодоленная бездарность", "кропотливый формалист", да притом еще и продался большевикам.

Как-то это, как минимум, нехорошо.

Худо-бедно, а он (Брюсов) их всех (модернистов) породил.

Не будь Брюсова, - и его персональной сочинительской деятельности, и его деятельности агитатора и пропагандиста модернизма, - вполне может быть, никакого "серебряного века" бы не было. То есть, стихотворный мистицизм, оккультизм и все прочее, Блок, Белый, Эллис и т.д., конечно, были бы, но излагать свои оккультные воззрения они вполне могли бы языком Надсона и ему подобных; то, что "серебряный век" не свелся исключительно к оккультной тематике, а еще и сопровождался "художественными исканиями" - тут заслуга, видимо, почти исключительно именно Брюсова.

Грядущие гунны

Топчи их рай, Атилла.

Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий -
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме -
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей,
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Осень 1904

30 июля - 10 августа 1905

Вот как раз и объяснение, чего это он с большевиками связался.

Не "чего это", а - совершенно был последователен: чего в 1904 году говорил, то в 1918 сделал.

Товарищам интеллигентам

Инвектива

Еще недавно всего охотней
Вы к новым сказкам клонили лица:
Уэллс, Джек Лондон, Леру и сотни
Других плели вам небылицы.

И вы дрожали, и вы внимали,
С испугом радостным, как дети,
Когда пред вами вскрывались дали
Земле назначенных столетий.

Вам были любы - трагизм и гибель
Иль ужас нового потопа,
И вы гадали: в огне ль, на дыбе ль
Погибнет старая Европа?

И вот свершилось. Рок принял грезы,
Вновь показал свою превратность:
Из круга жизни, из мира прозы
Мы взброшены в невероятность!

Нам слышны громы: то - вековые
Устои рушатся в провалы;
Над снежной ширью былой России
Рассвет сияет небывалый.

В обломках троны: над жалкой грудой
Народы видят надпись: "Бренность!"
И в новых ликах живой причудой
Пред нами реет современность.

То, что мелькало во сне далеком,
Воплощено в дыму и в гуле...
Что ж вы коситесь неверным оком
В лесу испуганной косули?

Что ж не спешите вы в вихрь событий -
Упиться бурей, грозно-странной?
И что ж в былое с тоской глядите,
Как в некий край обетованный?

Иль вам, фантастам, иль вам, эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с поэтом
Любили вы оригинальность?

Февраль - март 1919

Буйнов, поп-исполнитель

А вот это сильный чувачина!

Интервьюер:

- А вот вы в очках - это почему? Может вы - того? Книжки читаете?

Буйнов:

- Да вы что! Да как у вас язык такое сказать повернулся! Или вас конкуренты подослали - меня в глазах народа опорочить?! Книжки! В казино один раз по пьянке сорок тысяч баксов проиграл, вот зрение и испортилось от расстройства! А вы - книжки! Типун вам на язык!

***

Птичка моя, вышенаписанное прочитав, засомневалась:

- Ты это выдумал!

Ну, и выдумал, так и есть. На самом деле его просто спросили об очках, а он объяснил, что повредил глаз в детстве.

Но выдумал-то - правильно!

Выдумал-то - именно так, как оно должно быть на самом деле!

Поэтому - - -

Будильник

Реле для приведения в действие свистка: 1 - водяной бак (наполнение днем); 2 - капельный сток (вода вытекает ночью); 3 - водяной коллектор (медленное наполнение ночью); 4 - перепускной сифон (вода перетекает утром); 5 - герметический сосуд с быстрым наполнением утром; 6 - пищик свистка (вытеснение воздуха из сосуда через пищик)

Первый в истории человечества будильник изобретен не кем иным, как самим Платоном, знаменитым философом, родоначальником того, что в советской традиции называлось "Объективный идеализм". Я это узнал из "Словаря античности", М., 1992, пер. с нем., из имеющейся в нем статьи "Реле, или силовой выключатель, технич. изобретение 4 в. до н.э.". Там и схема этого платонова будильника приведена, которую я и воспроизвел.

Это весьма с интересной стороны характеризует этого философа. Оказывается он был не только любитель пиздеть и пиздоболить, но и еще - - -

А ведь этого в Греции было как раз - нельзя!

Свободному человеку - да еще стороннику аристократов - и заниматься техническими изобретениями?

Ни в коем случае, западло, как примерно русскому дворянину начала XIX века вдруг взяться самому в имении своем пол мыть и трусы себе стирать.

Для этого рабы есть и всякие ремесленники, чернь, "демос"!

А уж тем более Платону, который был не просто сторонником аристократии, но идеологом ее и создателем теории кастового государства с беспощадным отделением друг от друга мыслителей-правителей, воинов-стражников и ремесленной черни непроницаемыми перегородками.

Но, видать, так уж зуделось у него не просто пиздоболить, но что-нибудь и делать, что не утерпел, и пренебрег и позором, и собственными теориями, и взял и будильник и изобрел.

Да, это, конечно, делает Платона более симпатичной личностью, нежели он представляется обычно, исходя только из его сочинений.

Хотя, конечно, не делает более симпатичными сами эти сочинения.

  • "Учение Платона об обществе и государстве" - В.Ф.Асмус. Античная философия.

  • "Философия Платона" из цикла "Лекций по истории натурфилософии" И.Лупандина.

  • Мочалова Ирина Николаевна, "Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона" - "Вероятно, ряд работ академиков имел прикладной характер, в частности, работы по оптике Филиппа Опунтского. В качестве примера практического использования научных разработок может быть рассмотрен так называемый "платоновский будильник", или "ночные часы", поставленные в саду Академии, по всей вероятности, еще при жизни Платона. Аристокл сообщает, что будильник был устроен, как "очень большая клепсидра, наподобие органа" (Athen, IV, 174 ff) и должен был ранним утром собирать товарищей и учеников Академии на занятия".