Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Голод 57
Практическая гастроэнтерология чтения

Дата публикации:  9 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Все выходные смеялся: на субботу и воскресенье серьезные люди из форумов куда-то пропадают, а на их место неведомо из каких щелей вылезает всякая мелкая шелупонь, сказать которой нечего, но какой-то след ("Здесь был Вася" или вообще из трех букв) оставить очень хочется. Не далее как вчера был я в "Знамени" и предъявил главному редактору свои претензии: "Что же это Вы, Сергей Иванович, выгнали меня за пьянку из лучшего толстого журнала современности? И за Буйду ответите!" На что Чупринину возразить было нечего - ежели в форуме РЖ такое пишут, значит, что-то знают.

А теперь слушайте сюда, ублюдки! Я вам расскажу "подлинную историю" моего "алкоголизма", может, чему полезному научитесь. Хотя вряд ли. Во-первых, опоздали вы со своим посланием человечеству на три с лишним года. Во-вторых, стыдиться мне нечего - напротив, те несколько лет, когда я много и с удовольствием пил, дали мне, кроме элементарного кайфа, которого вам бывает достаточно, совершенно бесценный опыт непрерывной работы головой. Я ведь совершенно не так пил, как российское большинство. Российское большинство пьет по-дворничьи: собрались, насосались, быстро проехали стадию "хорошо сидим" и разговоры про футбол плавно перевели во взаимный мордобой, потом проблевались несвежей "закусью" и заснули в собственной блевотине. А наутро - похмелюга, нечистая совесть, синяки и кровоподтеки, если не вытрезвитель или ментовский "обезьянник".

Вот всех этих пролетарских и коллективных радостей я последовательно сторонился: во-первых, пил в компании только тогда, когда этого невозможно было избежать, или когда "компанию" изображала милая какая-нибудь девушка. Ничего более скучного и духовно опустошительного, чем русские посиделки за бутылкой, на свете нет - вне всякой зависимости от образовательного ценза выпивающих. Большинство людей от алкоголя тупеют, и наблюдать этот процесс печально. Причем коллективность самого действа, по моим наблюдениям, только его ускоряет и усугубляет последствия. В этом смысле загадочно происхождение народного поверья о том, что питье в одиночку - последнее дело и прямой путь к алкоголизму. Это, видимо, такой страх объединенных круговой порукой скотов, что кто-то из них разорвет круг и станет вдруг человеком - существом, несущим индивидуальную ответственность за свои дела.

Во-вторых, я никогда не делал из распития бутылки события: то есть не локализовал процесс во времени. Мне решительно не хотелось за бутылкой "забываться" - мне нужно было, напротив, постоянно подстегивать мозги очередной порцией чистой энергии. Чтобы пить и оставаться при этом вменяемым человеком, надо пить понемногу весь день, и не дрянь какую-нибудь самопальную из ларька, а "исключительно качественный продукт", как любил говорить коммерческий директор "Знамени", напивавшийся, впрочем, быстро и непоправимо даже путем употребления "качественного продукта". Моя дневная норма была ровно такова, чтобы после обычного рабочего дня часам к трем ночи спокойно в собственной постели уснуть, проспать часов семь-восемь и проснуться без малейших признаков похмелья - это около литра водки. При этом сам процесс пития выстраивался как система культурных ритуалов, где количество выпитого роли не играет: зашел в один бар, выпил рюмку водки или джина, выкурил сигарету, понаблюдал окружающую жизнь, потом зашел в другой, где приятнее пить пиво, и там посидел за кружкой, потом пришел на работу, сделал себе кофе или чаю, плеснул в чашку на треть водки или коньяку, - ну, и так далее.

Зависимость от алкоголя переводится из физиологического плана в культурно-ритуальный, физиология при этом довольно эффективно подавляется, отчего, кстати, - слушайте сюда, ублюдки! - мне не было потом никакой нужды ни "подшиваться", ни кодироваться (приличные люди не должны пускать в свои мозги даже врачей). Достаточно было просто одну систему ритуалов сменить другой. Ежели человек - существо высокоорганизованное, так он это процедуру способен произвести без всяких потерь для целостности своего "я".

При таком образе жизни голова, естественно, работала на повышенных оборотах - все время возникали какие-то нетривиальные мысли, которые тут же записывались на чем попало. Ни один из этих листочков, кстати, не пропал - сменив "систему ритуалов", я сразу же запихал все написанное в компьютер, получился файл с названием "Записи кучей" мегабайта на три с половиной (пришлось поделить потом для удобства на несколько), и ежели сейчас мне свежей мысли для какой-нибудь статьи не хватает, я залезаю туда - там этих мыслей заготовлено вперед лет на десять. И там же вырабатывался тот язык, на котором я сейчас с вами здесь изъясняюсь. А как замечательно слушалась в эти годы музыка! Сейчас все-таки относительно редко достает до дна, до загадочной эмоциональной тьмы, которая тогда была всегда рядом, близко. Да много чего тогда обострилось - и наблюдательность, и способность понимать людей и логику их поведения, и даже какие-то возможности проявились на грани экстрасенсорики (в которую я вообще-то мало верю). Однажды профессионально "поставленный на охрану" (то есть за большие деньги обученный без размышлений рвать всякого чужого) питбуль подбежал ко мне на улице и голову на колени положил. Потрясенная хозяйка (которая мне и рассказала про "постановку на охрану") только и спросила: "Вы что, кинолог?" А питбуль и без всякого обучения - сгусток чистейшей злобы. Что еще? - Кино в эти годы я смотреть совершенно не мог - я предсказывал любой сюжет на пять-шесть поворотов вперед, рассказывал, кто умрет, а кто выживет, и жена с сыном меня, наконец, стали от телевизора просто гнать.

Словом, ну никак я не могу признать годы "алкоголизма" потерянными. Вот к чему было, правда, полное равнодушие - это к отношениям с социумом. Не сказать, что публичная продуктивность тогда совсем исчезла - все-таки придумал и осуществил "знаменский" "Наблюдатель", написал несколько десятков вполне приличных статей, вел что-то вроде рубрики в "Первом сентября" и печатал в куче разнообразных газет мелкую эссеистику. Потом ее, кстати, года полтора подряд вывешивал Костырко в свом "Кроносе", увы, безвременно почившем. Но, повторяю, решительно все равно было: напишу - не напишу, забудут - не забудут, выскажусь - не выскажусь. Интересно было "Записи кучей" для личного употребления писать, фразы так и этак конструировать, а выстраивать на базе продуманного какие-то законченные и оформленные "опусы" казалось работой лишней и бессмысленной.

Но, в общем, впадая в такой образ жизни, я отдавал себе отчет, что очень долго так прожить не получится. Во-первых, как ни избегай общества, никуда от него не денешься - рано или поздно, несмотря на отсутствие дебошей, скандалов и прочих видимых последствий, тебя вычислят, определят твое поведение как девиантное и начнут приписывать алкоголю все неловкие ситуации, в которые время от времени попадают и полные трезвенники.

Что я понял за эти годы - к традиционному разрушительному и безмозглому пьянству у нас в России относятся гораздо терпимее, нежели к тому, чем занимался я. Рано или поздно создается некая критическая масса общественной нетерпимости и от тебя уже ждут чего-то стереотипного: чтобы ты кому-нибудь морду набил в общественном месте, потерял рукопись, попал в вытрезвитель. С особым нетерпением ждут, когда ты начнешь интеллектуально деградировать, - как же, ведь во всех популярных санпросветовских брошюрах так написано!

Эти общественные ожидания раздражают, и начинаешь поначалу с ними даже играть - что-нибудь такое вполне умеренное, но отвечающее ожиданиям совершать, а это уже некая потеря самостоятельности. Я же, повторяю, ничего не скрывал и не стыдился (правда и в другую крайность не впадал - не выдавал просто удобный мне образ жизни за "творческое поведение"), и потому однажды даже санкционировал появление на страницах журнала "Знамя" произведения, где выведен под собственной фамилией в качестве героя, пьющего на рабочем месте отнюдь не чай. Сам принес главному редактору - через голову отдела прозы - и настоятельно рекомендовал напечатать.

Сомневаюсь, что это есть в Сети, но если кому любопытно - найдите 6-й номер "Знамени" за 1997 год и прочитайте "Туда, где нас нет..." Алексея Винокурова. Вещь, между прочим, интересная не только тем, что я там один из героев. Там и Базиль Григорьев (владелец "Кукол") в героях, и Шендерович, и Буйда, и Синявский, и множество других известных лиц. Диалоги главного героя со мной там, конечно, придуманные и утрированные (как и вся стилистика повестушки), но вполне возможные. Ни малейших сомнений - печатать или не печатать в таком именно виде - у меня тогда не было, чему множество свидетелей. Мне и впрямь было неинтересно, сколько сплетен обо мне этот текст породил - а он таки их породил, они до сих пор ходят кругами и - судя по форуму - аж через несколько лет возвращаются.

Словом, общество стало нервничать и вести со мной "воспитательную работу", чем был основательно испорчен особенно последний год моей алкогольной гармонии.

Во-вторых, долго так жить нельзя, потому что алкоголь действительно яд. Если уберегаешь от него мозги, так он рано или поздно найдет слабое место неразумной органики - интоксикация все-таки бешеная. Весь фокус в том, чтобы свою органику понимать и вовремя остановиться. Я как раз свою органику - должно быть, на почве бесконечной ненависти к ней - понимал неплохо и даже точный диагноз себе поставил до всяких врачей. Но просчитался где-то на полгода, и потому весь опыт закончился все-таки не так красиво, как мог бы - та самая "гастроэнтерология" не выдержала, от которой и пошел вообще "Голод". Но это, в общем, единственное, о чем я жалею.

В-третьих, никакая система не может жить долго, оставаясь замкнутой - начинается энтропия, а я в годы пьянства был все-таки подобием замкнутой системы. Самодостаточности, впрочем, хватило бы еще довольно надолго, хотя при первых же признаках энтропии я бы свой эксперимент, конечно, прекратил. Но опыт самодостаточности - тоже ценность: будучи сейчас человеком публичным, много пишущим и печатающимся, открытым и хуле, и похвале, я прекрасно помню, как жил без этого, и иерархия у меня выстроена оптимально - цена "успеха" ниже цены "свободы высказывания".

Поэтому я позволяю себе писать здесь заведомо "неуспешные" тексты, за что меня не раз в форуме укоряли - и не только недоброжелатели. Отдельный текст для меня вообще роли не играет - он элемент эпического сюжета, который я волен завернуть как угодно, обойдя общие для всех "информационные поводы" (вот сегодня-завтра все со страшной силой запишут про букеровский шорт-лист, ужасно скучно) и найдя какие-то свои.

Словом, долго еще можно тут делиться личным опытом. Беда только в том, что он действительно личный и потому вряд ли кем-то другим повторимый. И довольно дорогой - не всякому по карману. Так что мои мемуары не стоит воспринимать как пропаганду нездорового образа жизни. Скорее это мой скромный протест против стереотипности мышления.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 66 /08.10/
Булатов, Эрик. Бульварная пресса.
Роман Солнцев, Мы, Россия, - люди книги /08.10/
Художественная литература в Сибири издается или при поддержке местных властей, или - что реже - при поддержке местных бизнесменов, и совсем уж редко - на страх и риск самих издателей. В процентном соотношении это выглядит примерно так: 30, 15 и 5%. - А остальные 50%? - спросите вы. А эти просто не издаются.
Юрий Издрик, Место встреч, торгов и суда /04.10/
Украинская книжка все более вытесняется русскими книгами. Русскоязычная книжка, изданная на Украине, не в состоянии конкурировать с аналогичной книгой российского производства; в украинском издательском деле царит информационный вакуум. Львовский Форум издателей, пусть и выполнивший свои основные задачи, так и не состоялся именно как FORUM. Его достало лишь на многолюдные собрания и оживленный торг.
Дмитрий Бавильский, Антракт /04.10/
Критический реализм-10: Елена Попова "Большое путешествие Малышки". Роман. "Знамя". 2001. # 7; Роман Сенчин "Минус". Повесть. "Знамя". 2001. # 8.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 65 /03.10/
Буколика.
предыдущая в начало следующая
Александр Агеев
Александр
АГЕЕВ
agius@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100