Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20011015_kn.html

Книгам в Петербурге хорошо
Тем, кто их делает - не очень

Сергей Князев

Дата публикации:  16 Октября 2001

Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.
Козьма Прутков

Согласно недавно опубликованному в журнале "Эксперт" рейтингу, в десятку крупнейших издательств РФ входят и два петербургских: "Питер" (на седьмом месте) и "Азбука" (на десятом). Хотя и по обороту, и по суммарному тиражу, и по количеству наименований оба - даже вместе взятые - уступают лидерам, "ЭКСМО" и "АСТ", безнадежно - цифры меньше на порядок. Правда, из нестоличных издательств в топ-десятке еще только "Феникс" из Ростова-на-Дону. А бронзовый призер - "ОЛМА" - вроде и не совсем москвич: большая часть его книжек выпускается в копродукции с издательским домом "Нева". Но все равно - для культурной, понимаешь, столицы негусто.

Неудивительно, что "Нева", "Питер" и "Азбука", поделив между собой самые сладкие и крупные куски, в общем и образуют петербургский книжный рынок, являясь главными игроками на нем. "Питер" выпускает образовательную, компьютерную и медицинскую литературу, а также науч-поп. "Азбука", не будучи по сути креативным издательством, распечатывает, как известно, в основном классику, "Нева" специализируется на палп-фикшн - среди ее авторов Юлия Латынина, Андрей Константинов (автор торговой марки "Бандитский Петербург") и Андрей Кивинов ("Менты" с "Убойной силой"), один роман в "ОЛМЕ" - "Неве" издал также Б.Акунин. Все три издательских монстра располагают прекрасно отлаженными системами сбыта, что позволяет им оказывать решающее влияние на книгопродажную политику в Петербурге. Во всяком случае, москвичей, являющихся прямыми конкурентами "Невы", "Питера" и "Азбуки", на местном рынке привечают не особо. Исключение составляет разве что "ЭКСМО", довольно агрессивно продвигающее свои книжки в Питере. Насколько можно судить, "Нева" и "Азбука" фактически контролируют крупнейшую местную розничную книжную сеть "ТАУ" - киоски, лотки и магазины которой привязаны к станциям метро. Книжки конкурентов туда не допускаются категорически. Издательство "Лимбус Пресс" недавно запустило покет-серию "Метро" - классическое чтиво для неглупых, своего рода "Наш ответ "Азбуке Классика" (уже вышли "Сказка 1002 ночи" Йозефа Рота, "Похождения Невзорова, или Ибикус" Алексея Н.Толстого, на подходе "Зависть" Ю.Олеши и "Случай Портного" Ф.Рота в новом переводе). Так вот - книги серии "Метро" в метро не продаются, торговые точки "Тау" просто отказываются принимать их на реализацию.

Справедливости ради следует сказать, что "Метро" "Азбуке Классике" все равно не конкурент. "Азбука" побеждает за счет цены: ее книжки карманного формата в розницу стоят не дороже тридцатки, в то время как "Лимбус" своему покету только отпускную ставит тридцать и больше. Благодаря раскрученности марки - и, соответственно, большим тиражам и постоянным допечаткам, дотированию малоприбыльных изданий за счет хитов - "Азбука" имеет возможность держать не то чтобы конкурентоспособные (конкуренции, по сути, и нет никакой), а просто достаточно низкие цены. Обычно начальный тираж книжки в "Азбуке" - 10 тыс., самый низкий (у неликвидов вроде "Этики" Спинозы) - 8 тыс. "Лимбус" же свой 5-тысячный тираж Рота и Толстого не может продать уже почти год.

Блестящая идея "русского Penguin'а" принадлежит Вадиму Назарову, который в бытность свою главным редактором "Азбуки" и раскрутил серию "Классика". В настоящее время Назаров возглавляет, пожалуй, самое модное издательство страны - "Амфору". "Амфора", которой в ноябре исполнится три года, начала с переиздания классических текстов в серии "Новая коллекция". Однако вскоре Назарову стало ясно, что соперничать с выпестованной им же в "Азбуке" серией смысла нет, и была сделана ставку на современную зарубежную и отечественную прозу. В итоге, ближайший конкурент - "Вагриус" - "отдыхает". Если бы рейтинг "Эксперта" учитывал такой показатель, как индекс цитируемости, "Амфора" оставила бы далеко позади и так называемых грандов. Издательство сумело заполучить к себе Павла Крусанова, который, после того как его роман "Укус ангела" (изданный в "Амфоре" же) оказался бестселлером, превратился в раскрученный бренд. Как редактор Крусанов курирует в "Амфоре" серии "Наша марка" (отечественная проза) и "Поколение Y" (писатели младшего поколения). Зарубежные авторы, выходящие в "Амфоре", - сплошь высшая лига: Павич, Петрович, Кундера, Мураками, Турнье, Косински, ван Гулик. На ММКЯ'2000 Вадим Назаров был признан лучшим главным редактором страны.

Среди конкурентов "Амфоры" - "Симпозиум" и "Лимбус Пресс". "Симпозиум" сделал упор на первоклассных западных авторов (остроту его соперничества с "Амфорой" характеризует хотя бы тот факт, что в прошлом году одновременно с "Амфорой" в "Симпозиуме" вышел пять лет готовившийся к печати роман "V" Пинчона - сравнение переводов было не в пользу "амфоровского"). Главный редактор "Симпозиума" Александр Кононов считается трудоголиком и педантом, и у него безупречная деловая репутация. Не случайно Дмитрий Набоков именно Кононову предоставил право издания десятитомного собрания сочинений своего отца. Также Умберто Эко, несмотря на множество более выгодных в финансовом плане предложений, продал "Симпозиуму" эксклюзивное право на издание своих книг в России. "Симпозиум" продолжает также выпускать поэтические "билингвы", в ближайших планах сборники стихов Кортасара, Валери и елизаветинцев.

Что же касается русских авторов, то здесь самым серьезным конкурентом "Амфоры" в Петербурге выступает "Лимбус Пресс". "Мастер-серия", начатая издательством пять лет назад с книжки совершенно чудесных квазиплатоновских рассказов Дмитрия Бакина (получившего за нее "Антибукера"), надежд не оправдала, но последние книги, в ней изданные, - "Блуждающее время" Мамлеева и военно-порнографический роман "Голая пионерка" Михаила Кононова - разошлись хорошо (увы, последнее скорее исключение, чем правило, - продавать свои книжки "Лимбус" не умеет хронически).

Качественную отечественную и зарубежную художественную литературу активно печатает также ряд других мелких и средних издательств, среди которых особо стоит отметить "ИНАПРЕСС" и "Евразию". Эта группа издательств выживает в основном за счет грантов, дотаций, выпуска заказных книг и т.п. Так издательство Российского Христианского Гуманитарного Института (известное серией хрестоматий "Pro et contra") прекрасно себя чувствует благодаря грантам РГНФ. Сидит на грантах и одно из лучших научных издательств Петербурга "Дмитрий Буланин". "Академический проект", затеявший "Новую библиотеку поэта" (вышли уже Баратынский, Федор Сологуб, Кузмин, Окуджава, Садовской, Шершеневич, Багрицкий), поддерживается Всемирным Банком и администрацией Петербурга. Городская администрация охотно помогает издательствам, специализирующимся на собственно петербургской тематике ("Золотой век", "Диамант", "Пушкинский фонд" и др.). Часть тиражей журналов "Нева" и "Звезда" выкупает и рассылает по школам Законодательное собрание. (Интересно, что "Нева" и "Звезда" словно поделили благодетелей: книгоиздательская программа "Звезды" спонсируется в основном фондом Сороса, "Невы" - администрацией Санкт-Петербурга.)

Уникальное явление представляет собой издательство Ивана Лимбаха - образцовый случай меценатства. Господин Лимбах - реально существующий человек, не чуждый музам молодой финансист, принципиально издающий книги, не имеющие никаких шансов окупиться (по его собственным словам, если он с каким-то проектом не оказывается в убытке, это вызывает у него подозрение - значит либо автор недостаточно элитарен, либо книга была подготовлена хуже, чем то могло быть сделано). Я не в большом восторге от такой издательской политики, но с радостью признаю, что дизайн и полиграфическое исполнение здесь неизменно восхитительны. Издательство неоднократно удостаивалось всероссийских и местных наград в области книгоиздания. Среди авторов: Андрей Битов, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн и Д.А.Пригов, Михаил Безродный, Леонид Гиршович, покойный Олег Григорьев, Дмитрий Авалиани, Вячеслав Курицын.

Со стороны может показаться, что книжное дело в Петербурге стабильно и благополучно: город поддерживает издательства, активно развивается книгопечатание при вузах, постоянно открываются новые крупные торговые точки (в том числе, в спальных районах), выходит целых три специализированных журнала - "Новая русская книга", "Питерbook" и "Петербургский книжный вестник" - издания, в общем, вполне кондиционные. В городе наличествует ряд достаточно квалифицированных критиков и литературных журналистов. Тем временем "мэйджоры" не почивают на лаврах, но потихоньку осваивают новые издательские ниши. "Азбука", которую сильно теснит также распечатывающий классику "Кристалл", приступило к выпуску собраний сочинений в твердой обложке, двуязычных изданий и серии "Academia" (Выготский, Жирмунский, М.Гаспаров). "Питер" также намеревался в прошлом году запустить свою серию "не для всех", но по невыясненным причинам дело застопорилось.

Однако изнутри все выглядит не так прекрасно. Две главные беды современного питерского книжного бизнеса: нечистоплотность и некомпетентность. Издательства, все еще не избавившиеся от пиратских замашек, воруют друг у друга идеи, "вчерную" допечатывают тиражи, авторам, переводчикам и даже сотрудникам не платят так долго, как только могут, всячески экономят на редактуре и корректуре и т.д.

В каждом издательстве сидит, качая ногой, пиар-девица (реже юноша), отвечающая (отвечающий), в частности, за рекламу (при этом рекламная стратегия, как правило, отсутствует: продвигать книги в условиях скромного финансирования, работать с прессой в Петербурге не умеют - умеют устраивать презентации).

Пример "компетентности": девушка-пиарщица подходит ко мне с вопросом: "Ой, Сережа, у нас книжка вышла, кому ее отдать на рецензию?"

- Пошлите Никите Елисееву.

- Кто такой Никита Елисеев?

- Один из ведущих петербургских литературных критиков, печатается, в частности, в "Новой Русской Книге".

- Что такое "Новая Русская Книга"?

- Критико-библиографический журнал, главный редактор - Глеб Морев.

- Кто?

На третьем вопросе терпение у меня обычно кончается.

Или, уже в другом издательстве:

- А кто такой Глоцер?

- Московский литературовед, специалист по обэриутам.

- А кто такие обэриуты?

- Милая, - взрываюсь я, - ты же в издательстве работаешь полгода уже, могла бы узнать.

- Я, - ответный крик, - не обязана знать всех твоих писателей-чурок!

(Как позже выяснится, обэриуты, в ее понимании, некое этническое меньшинство - нечто среднее между аборигенами и алеутами.)

Впрочем, я увлекся. Итак: что в сухом остатке?

Все, конечно, могло быть лучше - но могло быть и хуже - следовательно: все хорошо. Прогноз же умеренно пессимистический: со следующего года отменяют налоговые льготы для книгоиздателей и СМИ. К тому же в Петербурге администрация давно уже хочет упразднить скидки на аренду недвижимости для так называемых "социально и культурно значимых организаций" - к последним относятся и издательства, - и надо думать, своего власти в ближайшем будущем добьются.

Наверняка, цены на книжки вскоре вырастут - тиражи, соответственно, упадут. Впрочем, трудности, говорят, мобилизуют, а кризисы способствуют развитию. Будем надеяться, что издательства сумеют с толком распорядиться своими внутренними резервами. Их, как видим, достаточно.