Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
"Второй": уже традиция
Дата публикации:  19 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Бытовало в советские времена такое замечательное словцо: "слет". Прямо вертится на языке украсить им заметку о поэтическом фестивале, учитывая летучую природу не только пегасов, но и вообще словесности. Однако не зря в своей экспрессивной статуэтке "Москва - транзит" (ставшей символом одноименной премии и украсившей фестивальные афиши) автор ее, французский поэт и скульптор Борис Лежен, изобразил готового воспарить, но однокрылого Поэта: вдохновение окрыляет, да земные заботы норовят именно что приземлить... И все ж поэты, хоть большей частью и не слетелись, но съехались - слава богу, пригласить их, благодаря титаническим усилиям Оргкомитета во главе с депутатом гордумы и поэтом Евгением Бунимовичем, хватило денег. Спонсорами 2-го Московского международного фестиваля поэтов выступили Правительство Москвы и ее Дума, а инициаторами - Фонд творческих проектов, журналы "Арион" и "Знамя" и Русский ПЕН-центр.

Поэтический фестиваль событие не литературное ("литературное" - это когда поэт напишет стихотворение), а культурное, но отнюдь не праздное. Это подтвердил еще 1-й фестиваль, прошедший два года назад и всем запомнившийся. Дело не только в том, что поэты почитали стихи, пообщались друг с другом и своими поклонниками (у кого есть), на время почувствовав себя не совсем чужими на празднике жизни. Поэтический фестиваль - верное средство привлечь внимание к поэзии как таковой (а нам не все равно, сколько у стихов читателей, - и похоже, за последнюю пару лет их стало побольше). Нынешний фестиваль вместил в пять дней - с 16 по 20 октября - два десятка вечеров и акций на множестве площадок с участием сотни с лишним стихотворцев и во много раз их превышающим числом слушателей. В отличие от предыдущего, он имел три четко продуманные программы.

Первая (и главная) - "Звезды русской провинции". Не секрет, что подлинную известность (а кому повезет, и славу) стихотворцы обретают в столицах с их всероссийскими "толстыми" журналами и богатой культурной жизнью. Организаторами этого проекта стали журналы "Арион" и "Знамя", широко печатающие на своих страницах стихотворцев со всей страны, - эти авторы и составили ядро программы.

Вторая тема фестиваля - "Классики XXI века" (точнее, те, из чьего числа эти классики могут объявиться: "поэтическая молодежь" в возрасте до 35 лет). В ней наряду с гостями из других городов и стран широко участвовали и молодые москвичи. Один из вечеров бьл посвящен памяти трагически ушедшего из жизни талантливого поэта из Екатеринбурга Бориса Рыжего, который также должен был приехать в Москву...

Третья программа - "Русский/французский: диалог языков, диалог поэтов" - составила международную часть встречи. Круг приглашенных не был ограничен только поэтами Франции (которые участвовали и в предыдущем фестивале), в него вошли также франкофонные поэты Бельгии, Швейцарии и Канады.

Сверх этих трех проводилась - почти экспромтом - еще одна, родившаяся в дни предыдущего фестиваля и оказавшаяся столь удачной, что не прерывалась и в промежутке между ними: "Поэты в школе". Десятки московских школ, гимназий и лицеев принимали у себя приехавших в Москву поэтов, и в один из дней прошла презентация выпущенного по итогам детского поэтического конкурса альманаха "Так начинают жить стихом".

Московский фестиваль поэтов обрел и собственную премию (точней, даже две - Большую и Малую) "Москва - транзит". Ее присуждает Оргкомитет, в этом году обе вручаются поэтам из провинции. Большая - "за многолетнюю плодотворную работу и вклад в русскую поэзию" - была вручена в ходе открытия фестиваля известной саратовской поэтессе Светлане Кековой. Малая предназначена молодому провинциальному автору "за яркое начало творческого пути" и будет объявлена в день закрытия фестиваля.

Фестиваль поэтов - не чинное мероприятие с речами, чтениями и чествованиями, скорее - праздник, отчасти даже карнавал, в котором поэтические концерты перемежаются художественными акциями. Он и эстетически неоднороден - например, провинциальная поэзия на вечере "Ариона" и "Знамени" предстала в совершенно ином обличии, чем на презентации антологии "Нестоличная литература"; и поэтическая молодежь на вечере "Ариона" одна, а на вечере в клубе "Проект ОГИ" другая. Но тем-то и хорош праздник.

По нынешним временам "Второй" в наименовании фестиваля уже почти означает наличие традиции - и есть надежда, что московский поэтический форум сделается, действительно, традиционным Московским биеннале поэтов. Дай-то Бог! А в кулуарах Оргкомитета уже поговаривают о тематике следующего "большого сбора", называя среди возможных программ петербургскую поэзию (к 300-летию северной столицы) и поэзию Русского зарубежья...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 68 /17.10/
Бурова, Серафима.
Сергей Князев, Книгам в Петербурге хорошо /16.10/
Тем, кто их делает - не очень. Cо следующего года отменяют налоговые льготы для книгоиздателей и СМИ. Цены на книжки вырастут - тиражи, соответственно, упадут. Впрочем, трудности мобилизуют, а кризисы способствуют развитию. Будем надеяться, что издательства сумеют распорядиться внутренними резервами.
Дмитрий Бавильский, Живые души /15.10/
Критический реализм - 12. Петр Вайль "Европейская часть". "Знамя". 2001. #6; Александр Генис "Трикотаж" (автоверсия). "Новый мир". 2001. #9.
Дмитрий Воскресенский, Обычно я не перерабатываю свои старые переводы /11.10/
Интервью с переводчиком. Перевод - это творчество плюс знания культуры страны, особенно если речь идет о Китае. Чтобы перевести произведение классической китайской литературы, надо знать страну и язык на таком уровне, чтобы вся мозговая деятельность ушла именно в творчество, а не в поиски слова в словаре.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 67 /10.10/
Бумажечки.
предыдущая в начало следующая
Алексей Алехин
Алексей
АЛЕХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100