Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о поэзии 70
Написать в гостевую

Дата публикации:  29 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ван-Зайчик

Птичка моя, если кому не известно, является большой поклонницей зарубежного детектива. Любимый способ ее отдыха от тягот жизни - купить бутылку водки, зажарить 2 курноги, выгнать меня их кухни и развлекать свой ум алкогольно-детективным способом. И вот: к концу 1990-х годов способ этот стал неосуществим: практически все сочинения всех классиков детектива - Агата Кристи, Стаут, Гарднер, Хэммет, Чандлер - у нас были опубликованы и Птичкой прочитаны. А Марининой и всякими Бешеными она, кончено, брезговала. И она загрустила.

В середине 2000 оказалось - не все пропало. В одной газете она прочла - есть такой голландский человек Ван-Гулик, он написал кучу детективов из жизни - древнего Китая. И вот: в начале февраля 2001 она приходит, вся чрезвычайно оживленная, притом и с курногами, и с водкой: это указанного голландца она купила.

Увы, насладиться не получилось.

Это оказался не тот голландец.

Более того, это оказался вообще не голландец, это оказались два наших человека из города СПб, а сочинение их - "Дело Жадного Варвара", для смеху подписанное именем Ван-Зайчик - никакой не детектив; точнее, под видом детектива, это - евразийского толка учение в жанре альтернативной истории, утопии и идиллии: альтернативной истории - потому, что текст составляет описание того, какова бы нынче, сейчас, в настоящий момент была бы наша жизнь, если в середине XIII века Александр Невский побратался бы с ордынским ханом Сартаком, наследником Батыя, образовав единое государство Ордусь, а потом к ним еще присоединился бы и Китай, и получилась бы едина Евразийская Суперимперия, и вот тогда-то - потому книга еще и утопия, и идиллия - такая бы замечательная жизнь у нас настала, что весь Запад бы плакал горючими слезами и локти кусал бы от зависти

Потому что у нас были бы - экономический строй - госкапиталистическая монархия с чрезвычайно сложной бюрократией; сплошная дружба народов - и Рабинович даже разрешен; и все ходили бы в церковь по воскресеньям, каждый - русские, евреи, монголы, среднеазиаты, китайцы - в свою; и справедливейшее судопроизводство, основанное на толковании судьями цитат из Конфуция; и т.д.

То есть - евразийская, говорю же, утопия, написанная с большим количеством подробностей, что придает тексту некоторую степень убедительности.

Да только вот чего я скажу: тем самым это сочинение и опровергает все евразийские бредни!

Потому что - убедительно показывает: если бы соединить в XIII веке всю Евразию в единую Империю - ну, за исключением крайнего Западного ее отростка; все, что за рекой Буг авторы милостиво оставляют такими, каковы они сейчас, - никакого синтеза культур и некоей новой, невиданной евразийской суперкультуры не выйдет - выйдет один сплошной Китай, причем его глухая провинция: персонажи сочинения первую его половину всячески задаются вопросом, а что подумают о происшествии, которое они расследуют, там, наверху в - - -; вторую половину книги - всеми китайскими, для русского, скажем так, менталитета, дикими способами оказывают почтение прибывшему из самого Китаю начальству, присланному курировать расследование.

Потому ли это так, что авторы китаеведы, вот они и перегнули в сторону китайщины? Может быть.

Может быть, если бы они были "широковеды", то добавили бы - чего? То-то и дело, что ну, еще ислама добавили бы! А собственно русского - что добавить, кроме бороды, восклицаний "гой еси", игры на гуслях да хождения в Церковь, которая, вообще-то, по своим главным принципам - мистике, обряду - является западной: греческой, византийской и римской - в первом тысячелетии н.э., как известно, когда она, Наша Православная Церковь в основном - на 95 процентов - сформировалась - она с римской была, как известно, едина.

В том-то и дело, абсолютно все русское, как оно есть, какими мы, русские, привыкли себя понимать и осознавать - это постпетровская, западническая Россия: Достоевский, Толстой, Пушкин, Тютчев и так далее, вместе и со славянофилами, которые все бредили Шеллингом и Гегелем, вместе и с контркультурой Л.Толстого, призывавшего известно к чему, вместе и с советской властью, которая в экономике и политике погрузила Россию на 70 лет в восточный способ производства и управления, но в культурном плане - только окончательно утвердила это западническое начало, распространившая - силой! - западническую культуру высших классов, 5% дореволюционного населения - на все население СССР.

И вот: книга наглядно показывает: теперь, чтобы вернуться в XII век нужно нынешнюю культуру уничтожить полностью, до тла - все триста послепетровских лет, и русско-классических, и советских, все - и Пушкина, и Чехова, и Бродского - но и Ф.Панферова тоже! И истребить эту культуру желательно вместе с ее носителями, а то ведь снова начнут возрождать. А носители ее (разной степени элитарности, образованности, но именно ее, а никакой-либо другой) 99 процентов нынешнего населения. В том числе, как ни смешно, и сам Ван-Зайчик, и вдохновители его - Гумилев с Дугиным, и уж тем более Летов с Неумоевым (рок играют! не на балалайке) и проч., и проч., и проч.

Стереть с лица земли - чтобы строить вместо всего это некую новую, сугубо специально евразийскую культуру, которая может быть на самом деле исключительно китайско-исламской, как в своей основе, так и во всех бытовых мелочах и частностях, что рассматриваемым романом отлично продемонстрировано.

Вот какой логический вывод из евразийских писаний. Если, читая их, хоть немного применять ум, а не только упиваться волшебными словами "пассионарность", "суперэтнос", "люди длинной воли".

***

Если применять ум, да.

Да никто не применяет.

И мало-помалу евразийство сейчас становится постепенно - - -

Это примерно как торф горит: он же, сука, под землей горит, и вот, думаешь, это где-то там, за горами и лесами горит, и только иногда ветер вонючий дым к нам приносит, а потом - хвать! - да это здесь, тут уже под ногами со всех сторон горит, е-мое! -

Модное поветрие, да, и уже критики, привыкшие держать нос по ветру, некогда проповедники постмодернизма, пока он бы в моде, теперь начинают осторожно поддакивать евразийцам.

Так вот: я не из таких, я не ради Моды (или ради Наоборота, как есть еще категория мыслителей), а ради, как ни смешно это нынче звучит, Правды - конечно, как я ее понимаю. И вот Правда и заставляет меня написать: евразийство - наглая ложь, сознательно применяемая для оболванивания масс, - и более ни для чего, подобно марксизму, фашизму, нацизму, оккультизму и т.д.

То есть, уточню: основоположники этого дела (в случае с марксизмом - Маркс и Энгельс, в случае с евразийством - русские евразийцы двадцатых и последующих, включая Гумилева) - видимо, в основном верили в собственные выкладки, то есть занимались самооболваниванием. Их последователи (в случае марксизма - Ленин, Сталин, в случае евразийства - Дугин, Проханов, Вербицкий) - на самом деле ни в какую такую эту хренотень не верят, а сознательно используют как удобную ложь исключительно для оболванивания масс, чтобы, используя их как орудие, захватить власть - а далее что? А далее вполне по Оруэллу: сапог, топчущий человеческое лицо - вечно.

На самом деле, это очевидно всякому, кто читал сочинения евразийцев не для внешнего пользования, а которые инструкции для "внутренней партии" - и тут все совершенно по Оруэллу, или, как во всяком оккультизме, где всегда существует многоуровневая система посвящений - и каждый следующий уровень опровергает то, что открыто на предыдущем, - "Элементы", "Милого Ангела", "Лимонку"; писания не безумцев, пишущих на Ленине, а самого М.Вербицкого, суть которого всего перечисленного в том, что Евразия, собственная культура, православие, народность - это все для профанов, дружба народов: для "внутреннего круга" - всевозможный оккультизм, переходящий - это уже на следующем уровне - в натуральный сатанизм (см. Кураев "Сатанизм для интеллигенции"). Впрочем, нынче можно и не приглядываться: Вербицкий своего сатанизма и так уже не находит нужным скрывать, а всячески пропагандирует Кроули, который известно, кто.

Вот так.

Евразийцев пинал (см. Азиза), пинаю и буду пинать - потому что это ядовитое пойло, духовная сивуха, оккультное варево, замешанное на Геноне, Блаватской, Рерихе и т.д.

Мне как человеку разумному это, во-первых, мерзко, как человеку православному, я надеюсь, там, потом, - зачтется.

***

Один раз этим пойлом уже опоились - Серебряный Век - так нет! Второй раз давай!

Тьфу, тьфу и тьфу!

Но есть большая разница: тогда были - честные дураки, с Блоком и Белым во главе, которые честно это взахлеб хлебали, сейчас - бесстыдные жулики, которые это варево варят не для себя, а только чтобы опоить массы, с целью - - -

Ну, там выше все описано.

Я уже писал про многовековую войну с граблями, перевес в которой по-прежнему на стороне грабель; повторю это.

Так-то.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Борис Дубин, "Переводчик перебирает варианты до "сотых интонаций" /26.10/
Интервью с переводчиком. Для переводчика литература невозможна без риска, без ощущения, что ты идешь первым, но если у тебя нет рамок нормы, звучащего в тебе пространства различных стилистических школ, то нет и литературы. Эти вещи могут впрямую не понадобиться или послужат лишь фоном, и все же они должны быть.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 69 /24.10/
Бээфовка. Важенин, Владимир.
Дмитрий Бавильский, Антимаканин или последняя буква алфавита /23.10/
Критический реализм-13. Толстые журналы любят открывать очередные номера текстами Маканина: редкий случай писателя, который не растерял творческой активности, а продвинулся вперед, по одному ему понятной траектории. Ну, да, да, не перевелись. Литературный институт готовит подобных персонажей пачками. Вот так у нас и делают пророков.
Александр Агеев, Голод 58 /22.10/
Просто хороший рассказ - и рассказ, хороший для номинирования на специальную премию, - дьявольская разница. А поскольку премия за лучший рассказ - имени Ю.Казакова, то он же первый в качестве образца и вспоминается. Тем не менее рассказов, прочитанных за год, не так уж мало задержалось в памяти - есть из чего выбрать.
Ольга Славникова, Русская книга дома и в гостях /22.10/
Книжная ярмарка во Франкфурте, в отличие от московской, прежде всего зона бизнеса. Нас мало переводят на Западе - и мы платим западным авторам той же монетой. Самое ценное, что я привезла из Франкфурта, - это открытие, что я не знаю современной мировой литературы: мировое равновесие, как его ни нарушай, все равно существует.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100