Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Все о поэзии 74
Написать в гостевую

Дата публикации:  13 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Видеомагнитофон, краткий очерк истории

Часть I

Итак, видео - одно из чрезвычайно существующих нынешних ответвлений бытия: движущиеся картинки, мелькающие по экранам деревянных ящичков довольно мелкого размера, сопровождающиеся звуками.

В последние годы наблюдение за этими картинками стало чрезвычайно популярным времяпрепровождением в городах нашей страны; есть даже люди, которые просматривают в день не менее 2,5 кинофильмов при помощи вышеуказанного устройства и считают вычеркнутым из жизни день, если им по какой-либо причине, такого осуществить не удалось; в связи с этим - вот примерный перечень сообщений, которые автор этих строк, являющийся М.Немировым, в настоящий момент готов сообщить относительно явления жизни под названием "видеомагнитофон" и всего, с ним связанного.

Как в общечеловеческом, так и в специфически тюменском разрезе этого дела.

1890-е

Се есть реклама прибора под названием "мутоскоп": ящичек, к дырочке в котором нужно прильнуть глазом, и - там движутся изображения, являющиеся примитивной рисованной мультипликацией. Примерно конец XIX века. Не вижу причин, почему его не считать предтечей современного видео. Тем более что и увидеть в нем можно было обычно, как это следует из кинофильма "Эммануль-2", не что иное, как порнуху.

Там, в фильме, один хитрюга завел у себя такой ящичек, и научился подстрекать посещавших его дамских личностей заглядывать в дырочку. Они заглядывали. И они видели - две высокого роста рыжие худые красотки ставят третью, аналогичную, на четвереньки и - давай всячески овладевать ее при помощи очень больших и резиновых тех, которые. А та давай довольно скалиться большим и очень красным и сверкающим помадой ротатором и всячески оттопыриваться задними выпуклостями.

И этот хитрован, пока его гостья изумлялась, не в силах оторваться от дырочки, он давай задирать на ней все, что задирается снизу вверх и оттопыривать то, что под этим задирающимся, и - - -

1950-е, СССР

Более 60 разных номеров журналов "Техника - молодежи" и "Знание - сила" этих годов, которых по случаю довелось мне приобрести в конце апреля 1995 года, наглядно свидетельствуют: вопрос фиксации телевизионного изображения на магнитной пленке рассматривался в этот период истории советской общественностью во вполне положительном плане. Не одна, и не две имеются в них заметки, в которых указывается, что идея такой фиксации ничего общего не имеет с буржуазными и идеалистическими псевдонаучными измышлениями, а напротив - отлично соответствует марксистско-ленинской природе вещей и их отражения в деревянных ящичках, способствующих борьбе трудящихся за все хорошее против всего плохого.

Приводятся и примерные возможные схемы устройства такого прибора, приводятся и ссылки на труды классиков марксизма, обосновывающие верность их. Одну из них привожу. Она относится к 1955 году, вырезана из журнала "Знание - сила".

1960-е, СССР

Самое видное для любого, обладающего глазами, доказательство того, что в первой половине 1960-х видеомагнитофоны уже существуют и действуют - вот уже столько лет не преходящая любовь нашего ТВ ко всевозможному ретро, ко всяким "Голубым Огонькам" 1960-х. Раз их можно сейчас показывать - следовательно, они записывались, следовательно - - -

Но, конечно, тогда видео было еще сугубо профессиональной аппаратурой, целые комнаты шкафов и устройств, обслуживание которых требовало штата наладчиков и операторов. О бытовом В. и речи не шло.

1969

Первый в мире кассетный видеомагнитофон произведен фирмой "Сони", он является цветным, размеры его 8х5х12,5 дюйма, вес - 450 грамм. Длительность записи - полтора часа.

Естественно, это сугубо экспериментальная модель, существующая в штучных экземплярах. До массового внедрения В. в жизнь еще - - -

1973

А вот катушечные бытовые видеомагнитофоны. Они уже есть в продаже. На иллюстрации - одна из их моделей, предлагаемая для приобретения каталогом германпосылторга "Келль-73".

1974

А вот и советский аппарат указанного образца.

Год 1974-й, производство ЛОМО ("Ленинградский оптико-механический завод").

Впрочем, это не было бытовым культтоваром. В магазинах он не продавался, граждане СССР его купить не могли. Он распределялся по культурным учреждениям и т.д.

А это все тот же 1974-й год, продукция фирмы "Санио". Кассетная видеокамера. "По своему внешнему виду и габаритам", сообщает "Наука и жизнь", откуда картиночка вырезана, "практически не отличается от современного портативного любительского киноаппарата", работая на кассетах, как их называет все та же "Наука и жизнь", "галетного типа".

1976

"Техника молодежи" сообщает: киноиндустрия спохватывается и пытается нанести ответный удар. Кино желаете на дом? Пожалуйста! Кинозал в чемоданчике! В котором и экран, и крохотный проектор, и нужно только вставить в него микрокинокассету с пленкой размером не больше магнитофонной катушки и - смотри кино, сколько влезет. А качество киноизображения куда, как известно, выше, нежели изображения, делаемого способом видео.

Но, как мы можем видеть это сейчас, спустя 20 лет, не получилось.

1970-е, конец

Появляются в продаже и советские катушечные видеомагнитофоны. Они назывались "Воронеж" и стоили, кажется, 2030 руб. Осенью 1979 я лично видел такой в городе Ростове-на-Дону, в универмаге "Нива", что на проспекте Сельмаш.

1983, сентябрь, город Тюмень

Сергей Осташов, личность из Москвы, являющаяся спекулянтом довольно крупных масштабов, прибывающая сюда по своим спекулянтским вопросам. Случайное знакомство его со студентами Тюменского университета; дружба; встречи; совместно проводимые вечера.

Вечера проводятся так: на столе стоит значительное количество водки, за столом сидят тюменские студенческие люди, во главе стола сидит Осташов и рассказывает: есть такой прибор - видео, по нему можно увидеть тако-о-ое!

Так проходят все вечера всех посещений Осташовым тюменских просторов - он их посещает практически ежемесячно. Внешность его является внешностью четырнадцатилетнего подростка, голос его является слегка бабским, по-бабски же он то и дело всплескивает ручками, беглым московским говорком восклицая: "А тут раз! - дверь распахивается, а там - мертвецы!" - лицо его исполнено вдохновения, ужаса, и восторга; тюменщики сидят, жадно стремясь не пропустить ни единого словечка и ни единой мимической извилины крохотного осташовского личика; таков, собственно, и есть он, первый зафиксированный факт столкновения автора этих строк и его тюменских друзей с предметом "бытовой кассетный видеомагнитофон зарубежного производства".

И долгонько в Тюмени еще передавалось из уст в уста: "А вот Осташов рассказывал, есть еще такой фильм "Возвращение зловещих мертвецов". Так там!.."

(Осташов потом, года через полтора, влетел в уж совсем крупные дела, участники которых чуть ли не сторублевые купюры печатали на цветном ксероксе; два года пребывал под следствием; выкрутился; но оправиться от потрясений так и не смог: бизнес его весь пошел под откос, и сидение за бутылкой портвейнового вина и пересказ видеофильмов бедолагам-собутыльникам из ближайшей к метро Аэропорт окрестности вот уж лет 15 как является его основным жизненным занятием.)

Продолжение следует.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Дарк, Голод долог /13.11/
Ко мне в руки попал роман с названием "Осенний каннибализм". Оказалось, что в long list конкурса "Дебют" вошло одноименное произведение другого автора. Ничего необычного тут нет, просто авторы живут в одно и то же время. Вот сквозь какую ржавую или желтоватую пленку видит мир - да нет, почему писатель? - современный русский человек.
Игорь Сид, О воле к Африке: на пороге нового передела /12.11/
Этнические украинцы в СССР и России готовят почву для осуществления культурной экспансии на Мадагаскар. Интегральное воплощение таинственного проекта "Украина-Мадагаскар" представлено в "Московиаде" Юрия Андруховича.
Дмитрий Бавильский, Митин журнал /12.11/
Критический реализм-16. Дмитрий Волчек "Девяносто три!". Kolonna Publications. 2001.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 73 /09.11/
Верлибр. Вертолет.
Юлиана Яхнина, "Каждый перевод - интерпретация" /08.11/
Интервью с переводчиком. Переводчик, как и автор оригинала, вступает со своими героями в многообразные отношения. Бывают удивительные "сближения": в поисках портретов героинь воспоминаний де Реца я нашла в Париже неизвестные мне фотопортреты моей мамы, которая до войны жила и училась в Париже! Спасибо грешнику-кардиналу!
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100