Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
Тема: Букер-2003 / Круг чтения / < Вы здесь
Национальный бестселлер-2001, или Апофеоз Проханова
Дата публикации:  4 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мистерия

Из пресс-релиза Российской литературной премии "Национальный бестселлер" за 2001 год

В отличие от многочисленных существующих сегодня литературных премий цель "Национального бестселлера", по словам председателя его оргкомитета Виктора Топорова, - "дать писателю не рыбу, а удочку". Иными словами, "НБ" задуман и, как уже сегодня можно с уверенностью утверждать, состоялся, не для того, чтобы поощрить достойных тружеников пера по совокупности заслуг, но для того, чтоб отыскать среди многочисленных печатающихся ныне прозаических текстов тот, который достоин стать эстетическим и общественным событием национального масштаба - что роднит "НБ" с Booker-Prize и Prix Goncourt. Кроме того, "Национальный бестселлер" призван способствовать преодолению порочной ситуации, сложившейся в последние годы, когда разделение литераторов и отечественной литературы происходит главным образом по политико-идеологическим соображениям, не имеющим никакого отношения собственно к искусству слова и таланту писателя...

Главный приз - 10 тысяч долларов США - победитель разделит с номинатором и издателем... Финалисты получат по одной тысяче долларов. Помимо денег победитель получит и причитающейся ему славы: премированное произведение будет напечатано, по крайней мере, пятидесятитысячным тиражом, издание предполагается сопровождать рекламной кампанией.

Акт первый

Время действия - 31 мая 2002 года. Место действия - зал "Зимний сад" отеля "Астория" (Санкт-Петербург). В зале - столы, за которыми расположились соискатели, номинаторы и зрители. Гости продолжают съезжаться. На просцениуме - стол, за которым восседает Малое жюри премии. Рядом - доска с названиями произведений, вошедших в шорт-лист премии "Национальный бестселлер" на 2002 год. На этой доске члены Малого жюри вскоре должны поставить крестики против названий выбранных ими текстов. Перед доскою - ведущий действо Артемий Троицкий.

Артемий Троицкий. Хотя последние гости еще входят в банкетный зал гостиницы "Астория", нет причин, чтобы не объявить церемонию вручения второй литературной премии "Национальный бестселлер" (эффектный интонационный жест) ОТКРЫТОЙ!

(Шум, гам, вопли, аплодисменты.)

Я хотел бы сказать несколько слов об этой премии. Литературных премий у нас много. Чуть меньше, чем литературных произведений. Тем не менее, премия "Национальный бестселлер" - особенная. На мой взгляд, премия "Национальный бестселлер" имеет два существенных отличия от всех остальных.

Отличие номер один - в присутствии слова бестселлер. Это слово означает то, что книги, которым присуждается премия, должны продаваться. То есть эта премия не представляет собой какой-то герметический издательский или литературоведческий междусобойчик, а нацелена на тех основных персонажей, для которых книги, собственно говоря, и пишутся. Эта премия нацелена на ЧИТАТЕЛЕЙ. Поскольку "бестселлер" - это гнусное американское слово, то оно подразумевает за собой еще более гнусное американское слово - "маркетинг". Премия "Национальный бестселлер" устроена таким образом, чтобы книгу лауреата сделать фактом массовой культуры, массового читательского спроса. Чтобы донести ее до людей, которые, как правило, книжек вообще не читают. Я считаю, что это очень благородная задача.

Второе отличие премии "Национальный бестселлер" от других - в том, что она находится... не то что бы выше или ниже, а в стороне от тех клановых, цеховых, иногда даже политических интриг, которые царят в недрах российской литературы. В этом смысле понятно, почему эта премия происходит из города Санкт-Петербурга: потому что Москва - город самых гнусных литературных и окололитературных разборок, постоянных дележек каких-то фондов и недвижимости, определения качества писателей по их политическим убеждениям. Москва всегда разъединяет - Питер, наоборот, всегда был славен тем, что это город объединяющий...

Теперь я хотел бы представить вам тех, кто на эту премию номинирован, и тех, кто этих авторов номинировал... В алфавитном порядке авторов.

Но сначала раскрою небольшой секрет: у меня тут есть шпаргалка и маленькая заготовка. Я уверен, что большинство присутствующих по доброй советской традиции книг, выдвинутых на премию, не читало, так что узнать о том, что представляют собой эти книги, будет для них небезынтересно. Кроме того, я поговорил с двумя членами Малого жюри - Юлией Ауг и Сергеем Шнуровым. Я выбрал их по тому принципу, что это люди, в общем-то, мало сочетающиеся друг с другом: Юлия Ауг - актриса, Сергей Шнуров - просто мастер слова. (Оживление в зале.). Он - мужчина, она - женщина. (Вновь оживление в зале.) Но оба из Питера, что их, в общем, сближает. И я захотел узнать от них, что они думают об этих книгах. Их суждения - ни в коем случае не оценки, потому что оценки вы услышите в свое время, - я и буду использовать при характеристике наших соискателей.

Итак, Дмитрий Бортников. "Синдром Фрица". Номинатор - Юрий Мамлеев, которого даже я знаю лично, поскольку имел честь... (Аплодисменты, неизвестно к чему относящиеся - то ли к Юрию Мамлееву, то ли к чести г-на Троицкого.) Дмитрий Бортников - уроженец города Самары, проживает ныне в городе Париже, тем не менее добрел и до северной столицы. Мнение о Дмитрие Бортникове Юлии Ауг: "экзистенциальность страдания в духе Жана Жене". Сергей Шнуров о Бортникове: "Непонятно". (Оживление в зале.)

Следующая книга - Ирина Денежкина, "Song for Lovers". Ирина Денежкина - автор молодой и никому не известный. В шпаргалке для меня написано, что даже непонятно, сколько ей лет, - где-то в районе двадцати. Текст ее был выловлен оргкомитетом премии "Национальный бестселлер" из Интернета. Ирина Денежкина, как я понимаю, из города Екатеринбурга. Номинировал ее Станислав Зельвенский, газета "Коммерсантъ", Петербург.

Юлия Ауг процитировала в связи с книгой Денежкиной детские частушки, которые она помнит... прямо скажем, не то чтобы очень точно. И я, к сожалению, тоже не смог ввести припомнившиеся ей слова в рифму и размер, но звучит это примерно так:

Петя и Оля
Попали в магнитное поле.
Долго родители
Бедных детей... в общем, никак не размагнитили, короче говоря,

Это довольно коряво, но, по мнению Юлии Ауг, содержание книги описывает точно. У Сергея Шнурова отзыв очень лаконичный: "Мясо". (Оживление в зале.)

Далее у нас - Сергей Носов, "Дайте мне обезьяну". Носова номинировал участник Малого жюри прошлого года, Павел Крусанов, автор известного романа, практически бестселлера, "Укус ангела".

Олег Павлов - "Карагандинские девятины". Как сказано в шпаргалке, "автор суровой мужской прозы". Номинировала Олега Павлова Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь"... Очень мне памятный журнал, еще по 60-м - 70-м годам: Иван Шевцов, Всеволод Кочетов... Я их читал в свое время: помню, мы просто упивались этой прозой. (Чрезвычайное оживление в зале). И вот теперь журнал "Октябрь" делает подборку номинантов премии "Национальный бестселлер". Спасибо, Ирина.

Следующий автор - Александр Проханов, роман "Господин Гексоген". Роман был номинирован одновременно с двух сторон: Игорем Зотовым из "Независимой газеты" и сибирским писателем и депутатом Олегом Пащенко. Про Александра Проханова в моей шпаргалке написано... Ну, есть вещи общеизвестные: известный писатель, в прошлом военный корреспондент "Литературной газеты", главный редактор газеты "Завтра"... А есть вещи, которые хочется процитировать. Написано, в частности, что это "мастер городской техногенной прозы". Ну, я не знаю, в какой степени это "техно", но "милитари" - несомненно... Также написано, что "с момента объявления шорт-листа (4 апреля) успел стать кумиром золотой молодежи, о чем официально объявлено в Интернете"... Интересная у нас, однако, стала золотая молодежь... Будем следить за ее дальнейшим развитием. Как она, эта молодежь, будет бронзоветь...

Ну и, наконец, последний номинант - Ольга Славникова, которая сочинила "Повесть о настоящем человеке" - "Бессмертный". А номинировала ее Елизавета Новикова (аплодисменты.)

Таким образом, вы уже знаете главных действующих лиц сегодняшней литературной драмы. Но есть еще и другие, закулисные люди. Это оргкомитет премии "Национальный бестселлер": председатель фонда "Национальный бестселлер" Татьяна Набатникова, ответственный секретарь премии Виктор Топоров и исполнительный директор фонда Юлия Давидюк.

Осталось представить судей премии - так называемое Малое жюри. В этом Малом жюри я тоже был в прошлом году, причем судил настолько удачно, что теперь дослужился до звания конферансье. Надеюсь, что кто-нибудь из моих последователей также со временем сможет абсолютно без причин болтать по микрофону и вешать вам всем на уши лапшу....

Итак, почетный председатель Малого жюри - Президент Наблюдательного совета Промстройбанка из Петербурга Владимир Коган. (Бурные аплодисменты.) Если я правильно помню по прошлому году, у председателя Малого жюри довольно своеобразные права и обязанности. В его обязанности, как ни странно, не входит ставить крестики и оценивать книги, зато его правом является окончательное решение. Если два или более произведений наберут одинаковое число голосов, то именно Владимир Коган своим веским словом сможет повернуть судьбу денежных единиц, выдаваемых автору "Национального бестселлера" и его номинатору, в ту или другую сторону...

Представляю других членов Жюри.

За номером первым у нас, естественно, проходит прошлогодний лауреат - писатель, востоковед, автор первого национального бестселлера "Князь ветра" Леонид Юзефович. Характерно, что роман Юзефовича на самом деле стал бестселлером: в течение 10 недель он находился в славном списке наиболее продаваемых нашему народонаселению художественных произведений.

Юлия Ауг - актриса театра и кино, петербуржка. Она имеет самое непосредственное отношение к книгам: помимо того что она очень внимательный читатель (о чем свидетельствуют ее оценки), Юлия Ауг снимается сейчас в телесериале в роли... книгоиздателя.

Владимир Бондаренко - литературный критик, главный редактор газеты "День литературы". Его книга "Дети 37-го года" была в прошлом году в числе соискателей премии "Национальный бестселлер", но лауреатом, правда, не стала. Тем не менее Владимир Бондаренко теперь в Малом жюри.

Михаил Трофименков - литературный и кинокритик (аплодисменты), корреспондент отдела культуры Издательского дома "Коммерсантъ", Санкт-Петербург.

Ирина Хакамада... Ирина Хакамада - это, понятное дело, политик из СПС, заседает в Белом доме, занимается делами малого бизнеса в Государственной думе. Издательский бизнес в нашей стране - это очень малый бизнес; по-видимому, он слишком мал для того, чтобы Ирина сама смогла сюда приехать. Поэтому она поручила огласить свое решение своему помощнику в Санкт-Петербурге.

Сергей Шнуров (аплодисменты, радостные вопли.) Интересно тут написали про Сергея Шнурова: по свидетельству средств массовой информации, очень доволен, что дали на халяву почитать несколько книжек. Это правда или нет? (Оживление в зале. Шнуров кивает.) Он согласен! Итак, любитель чтения Сергей Шнуров.

Ну, в общем-то, это все, ребята... Вот эти люди сегодня определят судьбу "Национального бестселлера". На этом я временно слагаю с себя полномочия ведущего и предоставляю слово оргкомитету премии "Национальный бестселлер" для сообщения более углубленных сведений о премии. Первой выступит, насколько я понимаю, Татьяна Набатникова.

Татьяна Набатникова. Дамы и господа! Сегодня, сейчас, через несколько минут мы приступим к присуждению российской литературной премии "Национальный бестселлер" за 2001 год. Внимание к нашей премии огромно. Собственно, в прошлом году внимание тоже было велико. Но в прошлом году задавали вопрос: кто дает вам деньги? В этом году задают другой вопрос: ну, ты объясни, кому вы дадите эту премию? Никто не верит, что у нас построено все таким образом, что, хотя, конечно, прогнозировать какие-то результаты можно, но все-таки сориентировать на результат совершенно невозможно. Я надеюсь, вы сегодня сами в этом убедитесь. Шорт-лист нашей премии - это очень разные люди. Независимо от того, сколько баллов набрали участники на предварительном этапе, они действительно оказываются в равных условиях. И между собой будут состязаться люди, которые находятся в совершенно разных категориях. Например, новорожденная свежесть Ирины Денежкиной будет состязаться с термоядерной мощью Александра Проханова, художественная изысканность и нервная изощренность Ольги Славниковой - со сверхчувственностью Дмитрия Бортникова. Социальное чутье Сергея Носова - с гулом аортной крови в прозе Олега Павлова. Мы не сомневаемся в потенциале каждого из представленных произведений. Я думаю, каково бы ни было решение нашего жюри - оно все равно будет хорошим и правильным.

Исполнительный директор Юлия Давидюк. Я хотела бы сказать несколько слов благодарности нашим спонсорам, нашим друзьям, круг которых постоянно расширяется. В этом году к банку "Еврофинанс", который был с нами с самых первых дней и, надеюсь, не оставит нас и в дальнейшем, присоединились "Объединенная финансовая группа", "Ингосстрах" и "Регионснаб". Спасибо всем. Мы рады, что наша идея честного и открытого соревнования близка все большему кругу людей. Я хотела бы пригласить к микрофону представителя банка "Еврофинанс".

Представитель банка "Еврофинанс". Скажу только одно: я очень рад, что в этом году не задают вопрос, кто эту премию финансирует. Спасибо.

(Аплодисменты, оживление в зале.)

Виктор Топоров. Наша премия присуждается во второй раз. Есть немецкая поговорка: "Первый раз не считается". Мы, однако, считаем "первый раз" вполне состоявшимся. И надеемся на второй. Конечно, спору нет: отчетный и подотчетный литературный год выдался не очень ярким, что нашло свое отражение и в шорт-листе, точнее в конкурентной борьбе вокруг него. Общая конкуренция была ниже, чем в прошлый раз. В этом году попасть туда было полегче. Пониже проходной балл. В то же время обошлось без таких досадных (бывших в прошлом году) неприятностей, как провал Михаила Кононова, провал Павла Крусанова, провал Татьяны Толстой. На этот раз за бортом шорт-листа остались многие замечательные писатели: Пелевин, Гандлевский, Матвеева, Постнов... Но все же на вопрос "Где же эти славные имена?" - не хочется отвечать цинично: "Где-где? Известно где..." Позволим себе ответить по-другому. Они фигурировали в шорт-листе, они боролись... Они чуточку недобрали до нашего замечательного сегодняшнего финала. Тынянов когда-то написал статью о поэзии, которую назвал "Промежуток". Я не хочу подражать Тынянову, а тем более - равняться с Тыняновым. (Оживление за некоторым столами - там, где известно имя Тынянова). Но наша литература сейчас переживает действительно нечто вроде промежутка. Однако всякий промежуток является кануном. Я убежден, что не сегодня-завтра появятся новые замечательные имена, новые замечательные произведения. Более того: они появятся, как мне представляется, в ближайшие два-три месяца. Уже где-то осенью мы зафиксируем этот подъем. Но отчасти он уже и зафиксирован в поразительно молодом - учитывая наших молодых авторов и вечно молодого душой Александра Проханова - составе наших участников.

Артемий Троицкий. Теперь я хотел бы предоставить слово Владимиру Когану, председателю Малого жюри. Сейчас-то, собственно говоря, самое интересное и начнется...

Владимир Коган. Я хотел сказать несколько слов, но потом передумал и решил, что если мне придется голосовать, то тогда я скажу, а если не придется, то и говорить незачем. Поэтому приступаем к голосованию. Первым свое мнение высказывает уважаемый лауреат премии за прошлый год Леонид Юзефович.

(Леонид Юзефович встает и медленно направляется к центру зала.)

(Продолжение следует).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Букер-2003' (архив темы):
Александр Проханов, "Я хочу окропить своими книгами первую половину ХХI века" /30.05/
Интервью с финалистом премии "Национальный бестселлер". Мою книгу углядела молодая интеллектуальная элита, контрбуржуазная, с ностальгией по грандиозному советскому проекту. В обход линии Мажино, интеллектуалы дали мне маленький проход через Бельгию, и мои дивизии с кротко опущенными пушками вошли в Париж.
Вадим Дьяковецкий, Разочарование как творческий стимул /29.05/
Любая премия - мотылек; сегодня отметили - завтра забыли. На этот "символический" капитал долго не протянешь. Живущий писатель, даже если трижды увенчан и таким образом "пропиарен", все равно должен свою значимость подтверждать и доказывать.
Олег Павлов, "Я не знаю, что напишу завтра, да и смогу ли написать..." /29.05/
Интервью с финалистом премии "Национальный бестселлер". Вы спрашиваете, в какой номинации и какую премию я хотел бы получить, если б имел возможность выбора? Одну, но значимую? Я бы хотел воскреснуть. Такая есть номинация? А премия? Ну, я ее тогда и выбираю. Одну, но значимую.
Ольга Славникова, Я - одинокий человек в литературе /28.05/
Интервью с финалистом премии "Национальный бестселлер". Результатом премии должна быть хорошо написанная книга, которая способна разойтись 50-тысячным тиражом. Чтобы такое случилось, рукопись должна быть очень занимательной, либо должны быть приложены изрядные усилия по ее промоушну. "Национальный бестселлер" их не прилагает.
Олег Проскурин, Дебют-2002, или Торжество добродетели /27.05/
Александр Кабаков мечтает вырастить поколение консерваторов. Эдвард Радзинский участвует в грехе и предлагает премию за книгу без мата. "Девушка" - ругательное слово. Дмитрий Липскеров всенародно кается. "Дебют" как православная премия. Николай Кононов не согласен заседать в православном жюри. Добродетель торжествует.
Олег Проскурин
Олег
ПРОСКУРИН
редактор "Круга чтения"
proskur@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:

Rambler's Top100