Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
Тема: Литература и политика / Круг чтения / < Вы здесь
После драки
Урок прикладной конспирологии

Дата публикации:  22 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1

Браки совершаются на небесах, а Луна делается все-таки в Гамбурге.

"Однажды, - вспоминает Александр Проханов в беседе с корреспондентом "Независимой газеты", - в моем кабинете в конце осени появился ваш сотрудник Лев Пирогов. Он привел с собой застенчивого, очаровательного, тихого человека из издательства "Ad Мarginem", имя которому Александр Терентьевич Иванов. (...) И вот, робея, этот францисканец, сама кротость, оказался в моей келье. Пирогов нас подружил, повенчал, так сказать, после чего написал у вас статью под названием "Все у них получится"".

Дальнейшее - известно. После беспрецедентной вакханалии в средствах массовой информации и награждения премией "Национальный бестселлер" в шорт-листе суперзвезд отечественной словесности прибыло. Если раньше он по-пастернаковски ("Нас мало, нас, может быть, трое...") исчерпывался именами Татьяны Толстой, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, то теперь, с прибавлением Александра Проханова, материализовался, похоже, давний римейк Андрея Вознесенского: "Нас мало, нас, может быть, четверо...".

2

Мне все нравится в этой истории.

Во-первых, она подтверждает, что в жизни по-прежнему есть место чуду и что у каждой, самой забубенной Золушки, если ее, конечно, навестит Лев Пирогов, может появиться шанс проснуться в хрустальных туфельках.

Во-вторых, она свидетельствует о том, что чудеса - дело в наши дни рукотворное. После феерической раскрутки Владимира Путина и пива "Клинское" это - третья у нас в стране, а для отечественной культуры и вообще первая, столь наглядная демонстрация пиаровского всемогущества. Теперь-то даже и маловеры будут знать, что из грязи в князи, при грамотном подходе, можно произвести кого угодно - хотя бы и Проханова.

Причем - и на это тоже следует обратить внимание - грамотное втюхивание раскручиваемого продукта, оказывается, не только не предполагает, но как бы даже исключает поиск сколько-нибудь убедительных аргументов. Недаром же никто из писавших о "Господине Гексогене" не потрудился внятно объяснить, чем уж этот роман так хорош. Зачем? Ведь на каждый аргумент может найтись свой контраргумент, и только против лома нет приема. Вот и твердили, вот и твердят, как заведенные, исключительно про "энергетику" (Лев Пирогов, "Независимая газета"), "масштабную яростную энергию" (Дмитрий Ольшанский, "Время МН"), "пассионарность" и "энергетическую мощь" (Игорь Зотов, "Независимая газета"), "совершенно невероятную для российской литературы энергетическую мощь текста" (Леонид Юзефович), его "демоническое обаяние" (Галина Юзефович, "Еженедельный журнал") и "политический темперамент" (Надежда Павлова, "Культура"), "героику русского вызова" (Владимир Бондаренко, "Завтра"), "бес в ребро... фуе-мое" (Вячеслав Курицын, "Русский журнал") да еще, когда слов уж вовсе нет, про "невероятное впечатление" (Михаил Трофименков) и "неотступное чувство события" (В.Курбатов).

В-третьих, эта история показывает, как легко даже и интеллигентные, вполне вроде бы вменяемые, но непростительно молодые люди - в широком диапазоне от Льва Данилкина из "Афиши" до Галины Юзефович из "Еженедельного журнала", - поддаются стыдному стадному чувству, без всякой предоплаты рискуя своей репутацией и сбиваясь в толпу ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в (чернильной) крови.

В-четвертых, людям постарше да поопытнее эта история могла бы напомнить и об ответственности за слова, произносимые без оглядки на то, как они отзовутся. Ведь "сюжет усерения" современной русской литературы, которым так технично воспользовались прохановские пиарщики, не Игорем же Зотовым был введен в массовый оборот, и не за Львом же Пироговым потянулась "золотая молодежь" газетно-журнального мира, а - назову лишь одно авторитетное имя - за Аллой Латыниной, которая (ничуть, разумеется, не догадываясь, что готовит фон для воссияния "Господина Гексогена") убеждающе долго оплакивала "сумерки" и "закаты", безвременно постигшие нашу словесность.

В-пятых, эта история хороша еще тем, что роли всех ее участников впервые с беззастенчивой наглядностью расставлены в правильном порядке. Сначала, как на современных афишах или в титрах сегодняшних ТВ-программ, выведено крупно автор идеи (ну, предположим, предположим, это Лев Пирогов) и руководитель проекта (Александр Иванов), затем √ помельче - генеральный продюсер (Игорь Зотов) и со-продюсер (Владимир Бондаренко) и, наконец, совсем уж меленько исполнитель, он же автор текста (Александр Проханов).

Можно было бы прибавить и в-шестых, и в-седьмых. Но остановимся. Ибо на повестку дня просится вопрос о заказчике всего сотворенного нашей "золотой молодежью" и ее старшими товарищами.

3

Поскольку роман А.Проханова повествует, среди прочего, о причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске и поскольку флагманом пиаровского процесса, вне всякого сомнения, явилась "Независимая газета", заказчика вычислили тотчас же.

"Специалистам не надо напоминать, кто владеет "НГ" и кто сильнее всех любит версию о взрывах, изложенную Прохановым", - суховато заметил Михаил Золотоносов ("Московские новости", 23-29.04.2002).

Имя Бориса Абрамовича Березовского публично не называется никем, но подразумевается, похоже, всеми, и я не стану спорить со стоустой молвою.

Но спрошу: отчего, в таком случае, никто из писавших о "Господине Гексогене" даже и не попытался подойти к роману с инструментарием реальной критики, выделив в нем прежде всего смысловую, публицистическую составляющую и объяснив публике - на манер Н.А.Добролюбова или В.Я.Лакшина, - что роман следует читать не как шаловливое фэнтези, но как грозный обвинительный акт, адресуемый ФСБ, властям, всему путинскому режиму?

Только ли оттого, что традиции реальной критики и превращения литературного текста в эффективное орудие политической борьбы ныне забыты?

Или - рискнем допустить - заказ с самого начала был иным: не усилить, но, наоборот, замаскировать, запудрить, пригасить пропагандистское звучание романа, перевести его в плоскость привычной постмодернистской игры с "метафорами" и "энергетиками"? Ведь, подчиняясь, надо полагать, требованиям не ими затеянной пиаровской кампании, и сам Александр Проханов, и его неутомимый истолкователь Владимир Бондаренко в своих высказываниях о романе осмотрительно огибают все острые углы и горячие точки, охотно говоря о полистилистике, артистизме, все тех же бабочках, - одним словом, о чем угодно, но только не о том, что составляет действительное содержание книги...

Вот и оказалось, что "Господин Гексоген" лег на лотки и прилавки далече-далече от газеты "Завтра" и других изданий непримиримой "духовной оппозиции", зато близенько-близенько к "Кыси", к "Голубому салу", к творениям Б.Акунина и А.Марининой.

Отметив, что "миф "Господина Гексогена" теперь вошел в обойму мифов "массовой культуры", Александр Тарасов расценил это как "пропагандистскую катастрофу", поскольку "отныне многомиллионная армия читателей Полины Дашковой и Бушкова вместе с убеждением, что "все начальники - воры и бандиты", "все менты - беспредельщики и куплены мафией", "все судья - взяточники" и т.п., будет верить и в то, что Проханов знает, кто взрывает Россию" ("Новая газета", 4-7.06.2002).

Соглашусь, но с уточнением, что я-то вижу в происшедшем не пропагандистское поражение, но, совсем напротив, исключительную по своим интенциям победу нынешней власти.

Стране - вот этой самой "многомиллионной армии читателей" - не только ведь подарили еще одного модного беллетриста. У страны еще и отняли - самого, может быть, темпераментного и литературно одаренного обличителя нынешнего "преступного режима". Еще недавно Александр Андреевич Проханов рисовался публике в облике имперского ястреба, воителя, непримиримого тираноборца, который скорее умрет, чем хотя бы крошку возьмет как у власти, так и у остро презираемого им литературного истеблишмента. И вот поди ж ты, взял, не отвернулся - сначала от сомнительных ласк "золотой молодежи" из "Ad Marginem" и "Афиши", а затем и от сомнительной премии господ В.Топорова и В.Когана. Его не удалось сломать, зато удалось купить - тиражами, славою, чечевичной похлебкой.

О да, разумеется, Проханову и сейчас никто не мешает живописать "силиконовые груди Матвиенко" и "пышные бедра Касьянова" или кричать "в лицо Путину, что он предатель, - пускает американцев в Среднюю Азию, отдает Россию в лапы НАТО, отталкивает Белорусь, гробит русский флот и Космос" ("Завтра", 2002, # 25). Но только - в глазах "многомиллионной армии читателей" - вера этим крикам не та уже, как не та теперь вера и опасной гипотезе о том, что это Кремль, оказывается, руками наиболее доверенных фээсбэшников взрывал по ночам жилые дома в Москве и Волгодонске.

То, что претендовало на роль компромата и было, по крайней мере, провокацией, прочтено и прочитывается как чистейшей воды вымысел - столь же пряный и столь же пропагандистски безвредный, выхолощенный, как и предположение Владимира Сорокина о гомосексуальной близости Сталина с Хрущевым.

Было - вся кровь политики, стало - пся крев ненаучной фантастики, массовой культуры, шоу-бизнеса. А в массовой культуре, по определению, мин нет. Все обезврежены.

Как обезвредили, перевели из контекста криминальной политической борьбы в контекст экстремальной артистической фронды и самого Александра Андреевича Проханова.

Подальше от Макашова и Зюганова, поближе к Сорокину и Бреннеру - путь, что ни говори, славный.

4

И здесь самое время вспомнить, что в параллель с "Операцией Гексоген" весною 2002 года шла операция по обезвреживанию и компартии, ее думской фракции. Причем, в отличие от Проханова, которого по лишнему билетику пропустили-таки в артистическую тусовку, Геннадию Селезневу, Светлане Горячевой, Николаю Губенко, еще нескольким узнаваемым "лицам КП РФ" ничего нового не посулили. Лишь гарантировали, что в обмен на партбилеты за ними сохранят должности, привилегии, влияние.

И этого оказалось достаточно.

Александр Андреевич, разумеется, вознегодовал:

"Сегодня компартию уничтожают сложными технологиями, именуемыми "организационным оружием". Откалывают "партийную аристократию", пораженную перерождением, повенчанную с режимом, не мыслящую себя без привилегий, думских комитетов, губернаторских кресел. Эту "элиту" в гримерных администрации Путина подкрашивают, делают смазливой, показывают народу как самую просвещенную, интеллигентную часть партии, противопоставляя ее угрюмым и скучным консерваторам" ("Завтра", 2002, # 25).

Это правда. Как правда и то, что смазливым в это же самое время делали и самого Проханова.

Зачем убивать, ломать через колено, преследовать всей мощью государственной машины, когда можно просто купить?

Ведь купили же - в дни, когда Проханов получал "Национальный бестселлер", а Селезнев выбирал между партийной дисциплиной и постом четвертого лица в государстве, - "Общую газету" у Егора Яковлева. Он морщился, негодовал, никак не мог запомнить фамилию перекупщика, но факт остается фактом: одной из последних в стране газет демократической оппозиции больше нет. И - процитируем Людмилу Нарусову - "...Я не понимаю, чего жалуется Егор Яковлев, ведь ему никто руки не крутил! Он сам все продал после полугода торговли! Как девушка, которая сама уступила мужчине, а потом кричит об изнасиловании. Тем более что он же не приватизировал право на свободу слова!" ("Новая газета", 24-26.06.2002).

На месте проданной "Общей газеты" появится другая, и будет она, охотно допускаю, очень даже ничего себе, но в одном можно не сомневаться: оппозиционной она не станет.

Впрочем, похоже, что на оппозиционность в нашей стране спроса вообще больше нет. Она вышла из моды - вместе с национальной самокритикой и протестными настроениями.

Кого - в Думе, в радио- и телеэфире - ни послушай, кого в газетах ни почитай, всеми (уточню - почти всеми) владеет чувство более или менее глубокого удовлетворения, а замечания и претензии, если они все-таки возникают, носят исключительно конструктивный характер и вполне могут быть учтены в процессе окончательной доводки того или иного властного решения.

Парламентарии, журналисты, литераторы - все те, словом, кто еще пару-тройку лет назад обдумывал проекты создания в стране гражданского общества, от властей по определению не зависимого, охвачены ныне энтузиазмом соборного государственного строительства, и уже не кажутся экзотическими, уже не изумляют слова, например, модного петербургского беллетриста Павла Крусанова: "...Собственно интеллигенцией следует считать лишь ту ее часть, которая в данный момент состоит на службе государства и выполняет его заказ. Остальные - в запасе. Иные формы существования интеллигенции в принципе могут рассматриваться как незаконные воинские формирования" ("Нева", 2002, #6).

То, как умело наша власть обращается с "незаконными воинскими формированиями" российских интеллигентов, мы знаем. По опыту событий, случившихся, скажем, вокруг "старого" НТВ. Но власть у нас, дай бог ей здоровья, нынче и вменяемая, и обучаемая, что показал сюжет со "старым" телеканалом ТВ-6. Начали, как водится, грубо, с тычков и зуботычин, едва не спровоцировав очередной выход интеллигентских масс на Пушкинскую площадь, зато закончили цивилизованно: перекупкой или, сохраним корректность, предложением, от которого команда Евгения Киселева не смогла отказаться.

Как и Проханов, как и Селезнев, как и Егор Яковлев.

5

Но Березовский, скажете вы, Березовский!..

А что Березовский?

Если он действительно, как предполагают, заказывал (и оплачивал) раскрутку романа "Господин Гексоген", то эту операцию никак нельзя не признать проваленной с блеском. Очевидно выиграла власть, артистически обезвредившая компромат потенциально большой разрушительной силы. А оппозиция, этого самого компромата лишившаяся, столь же очевидно проиграла.

Березовский, о проектном даровании которого на Руси слагают легенды, на этот раз дал маху.

Но маху он, похоже, дает всякий раз - с тех пор, как убыл в Лондон для того, чтобы возглавить (и профинансировать) всех непримиримых и неукрощенных.

Ну, в самом-то деле.

Фильм "Покушение на Россию", продюсером которого он выступил, оказался на удивление неубедительным.

Телеканал ТВ-6 был на удивление легко выпущен из рук.

"Независимая газета" и "КоммерсантЪ", где Березовский сменил главных редакторов, во-первых, заметно поплошали, а во-вторых, ведут себя на удивление смирно, будто руководствуясь тем же государственническим пафосом, что и не скрывающие своей пропутинской ориентации "Известия", "Газета", "Комсомольская правда", "Труд", "Российская газета", "Время новостей", "Московский комсомолец", иные многие.

Единственное, что позволяют себе в последние месяцы "КоммерсантЪ" и "Независимая газета", - это интервью с Борисом Абрамовичем, но и интервью эти с каждым месяцем становятся все более вялыми, не выходящими, во всяком случае, за черту смутных угроз и пифического красноречия.

Что еще?

Журнал "Колокол", затеянный по-герценовски в Лондоне, делается вызывающе непрофессионально и столь же вызывающе беззуб (или, может быть, лучше сказать √ беззвучен).

А про партию "Либеральная Россия", под знамена которой должны были бы по идее собираться все демократически ориентированные критики правящего в России режима, сказать вообще нечего: отстой, полный отстой.

Вот я и думаю: как любой человек, Березовский, конечно, имеет право быть бездарным. Но ведь не во всем же!

Или, думаю я, ему (или кому-то, кто за ним) как раз и нужно, производя впечатление абсолютно бездарного или абсолютно беспомощного, раз за разом проваливать всякую антипутинскую акцию, успешно дискредитируя саму идею гражданского противостояния властям в глазах тех, кто пока не состоит на службе государства и пока еще не ликует, выполняя его заказы?

6

Я отнюдь не настаиваю на истинности этой версии.

Более того. Как человеку, терпеть не могущему разговоры про всякую там закулису, конспирологию и руку то ли масонов, то ли Лэнгли, то ли Кремля, мне эта версия глубоко неприятна.

Но ведь надо же как-то объяснить несомненное потепление общественно-политического климата в стране. "Яблоко" кислит, но оскомину у администрации больше не вызывает. СПС во всю свою креативную мощь ищет поводы еще разок солидаризироваться с президентом. Правозащитники - после пресловутого Гражданского форума - будто в рот воды набрали. КП РФ парализована. После перепрофилирования отчаянной ТВ-6 в миролюбивую ТВС и остановки "Общей газеты" оппозиционность на медийном рынке позволяет себе только "Новая газета", да и ту недавно пообещали обескровить судебными штрафами. И даже Проханова, как мы видим, переквалифицировали в художники слова. Словом, с политической борьбой, с двигательным и вроде бы непременным конфликтом между обществом и государством все у нас сегодня по Александру Твардовскому: "...Обозначено в меню, а в натуре нету".

На то же место, где могли бы собраться и испытать чувство локтя как нынешние политические диссиденты, так и все, у кого расхождения с властью носят чисто стилистический характер, уселся (или посажен) Борис Абрамович Березовский, а с ним, знамо дело, не каждый, далеко не каждый россиянин готов слиться в объятиях.

Вот и вспоминаешь невольно, что в Кремле, а в особенности при Кремле нынче не только дуболомы, но и люди блистательного ума, неуемной фантазии, собаку съевшие на политехнологиях, готовые и блоху подковать, и подпустить тонкую шутку - вроде той, что принесла Александру Проханову премию "Национальный бестселлер" и нежданную общероссийскую славу...

Все ведь выиграли, не так ли? И Проханов, и его издатель, и вдохновители "Национального бестселлера", и газетно-журнальная "золотая молодежь", заявившая о себе как о сильном игроке на медийном поле, и государство.

Все, кроме литературы. Но ведь не литературой же единой жив человек?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Литература и политика' (архив темы):
Ирина Роднянская, Ловцы продвинутых человеков (окончание) /19.07/
Утопию Аверинцев определяет как "наиболее радикальную противоположность теистической идее спасения". Но можно вспомнить и Честертона - его антитезу обтекаемого шара и угловатого креста. Утопия, Ордусь - это шар, всем приятный и потому всеми принятый. Здесь места хватает для всех, здесь нет зла и "плохих людей нет", есть только "заблужденцы".
Ирина Роднянская, Ловцы продвинутых человеков /18.07/
Задача "Евразийской симфонии" Хольма ван Зайчика в том, чтобы, захлопнув окно в Европу, прорубить его в Азию. Творцы новейшей утопии обращаются отнюдь не к дугинцам - им важно переориентировать так называемую передовую интеллигенцию. И тут они действуют очень тонко, используя новейшие фобии и пристрастия. (отзывы)
Сергей Чупринин
Сергей
ЧУПРИНИН
Критик, главный редактор журнала "Знамя"
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:

Rambler's Top100