Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Определенно не знать
Морис Бланшо. Пространство литературы. - М.: Логос, 2002. - 288 с. - Тираж 3000 экз. ISBN 5-8163-0030-X

Дата публикации:  23 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Невозможно писать, не достигнув того мгновения, добраться до которого можно лишь в пространстве, открывающемся порыву письма". Начать текст возможно, лишь уже находясь в нем. Все действительно важное и интересное - внутренне противоречиво и невозможно. Литература тоже. Где вообще начало у произведения - кто может сказать, когда появилась его первая мысль, первый образ? Когда оно оказывается завершено? Автор этого не знает никогда.

Но не открывает ли эта невозможность другие возможности? Произведение "не является ни завершенным, ни незавершенным: оно есть". Как объект природы, свободный от предназначенности и конструкторских замыслов, открытый для встречи и вложения смыслов. И ему дела нет до чьих-то свидетельств. "Слово больше не говорит, но есть" - не самовыражение и вообще не выражение, но существование. Голоса слов и вещей, идущие к нам. Автор - посредник этого исполинского шепота, "открываясь которому, язык становится образом, становится воображаемым, говорящею глубиною, неразличимою полнотою, которая пуста". (И, переходя к письму, он вынужден от этого шепота отвлечься, мы пишем книги, "лишь заставляя замолкнуть то, что их вдохновляет", - еще одно противоречие).

И кто знает, что такое литература? Во всяком случае, не поэт. Он "сам не знает, поэт ли он, но он не знает и что такое поэзия и даже есть ли она вообще; она зависит от него, от его исканий, причем такая зависимость не дает ему власти над искомым, а лишь делает его самого недостоверным для себя, как бы несуществующим". Но только благодаря этому незнанию он и остается поэтом, а его произведение может оказаться хоть сколько-нибудь живым. Важна дистанцированность произведения от себя - посредством которой "произведение всегда ускользает от того, что оно есть, - кажется окончательно сделанным и, однако, незавершенным, как будто в беспокойстве, отдаляющем его от всякого схватывания, оно становится соучастником бесконечных вариаций становления". Концептуализм - далеко не единственный способ противодействия застыванию культуры. Есть более плодотворные - подвижность, незавершенность. Для привычной речи нормально быть расслышанной - произведение говорит только потому, что к этому не стремится. Оно не несет "ни уверенности для нас, ни ясности в отношении его самого".

Определенность уничтожает и читателя. "Вот что больше всего угрожает чтению: реальность читателя, его личность, его нескромность, ожесточенное желание остаться самим собой при встрече с читаемым; желание быть человеком, умеющим читать вообще". А сохранение дистанции, признающей неисчерпаемость произведения, его независимость, порой приближает читателя к произведению больше, чем автора.

Не опыт надежного и серьезного, а поиск. Текст - уход от определенности - к отсутствию богов и ответственности за это отсутствие. Текст как ночь, тишина, говорящая из прошлого и оказывающаяся будущим. Ночь как возникновение исчезновения, "другая ночь", ночь для ночи. Не гостеприимная тьма, не охраняемый замок - скорее растворитель. "Откровение, где не предстает ничего, но сокрытие обретает облик".

И потому опыт текста сравним с опытом смерти, уходом именно не в неизвестное, а в неопределенное. Но смерть человека - тоже его произведение, так же обретающее независимость от него. И можно писать - чтобы иметь возможность спокойно умереть, набрать дистанцию незаинтересованности, "отвлеченный взгляд человека, уже расставшегося со всем". Но именно эта дистанция и нужна для того, чтобы писать. Очередной замкнутый круг. А бесконечность превращений меняет саму смерть, "делая ее бесконечным движением умирания", превращая ее в некое белое (бланш?) состояние, в котором она и жизнь не слишком различаются. И Орфей желает "видеть Эвридику не тогда, когда она видна, но когда ее не видно, и видеть в ней не задушевность семейной жизни, а нечто постороннее, исключающее малейшую задушевность, - не вернуть ее к жизни, а почувствовать в ней живую полноту смерти".

Стихотворение - это изгнание. Автор - "на стороне чего-то чуждого, то есть внешности, лишенной глубины и пределов". (Не слишком ли на стороне близкого многие наши современные поэты?..) Писать - "значит изымать язык из светского обихода, лишать его того, что делает из него способность, посредством которой происходит так, что если говорю я, то сказывает себя именно мир, люди; повседневность воздвигает себя посредством труда, дела и времени".

Писать, сознавая, что высказывание невозможно. Что автор не уходит в свой иллюзорный мир, а теряет вообще всякий мир (но становится при этом местом превращения вещей, местом их проникновения в собственную глубину). Что даже если произведение будет создано - автор будет отставлен от его самостоятельной жизни. Автор входит в пространство незаинтересованности, где ему не принадлежит ничто, даже время, и благодаря этому он оказывается в соприкосновении со всем, соприкосновении открытом и глубоком, лишенном опоры и свободным.

Беззаботность и желание - в сердцевине которых терпение. "Там, где я один, время дня - только трата проживания, близость к внешнему, у которого нет ни места, ни покоя. Приход сюда оборачивается тем, что приходящий становится рассеянием, расщелиной, для которой наружное является теснящимся внедрением, обнажением, хладом того, в чем мы пребываем при открытости, где пространство становится головокружительным простиранием".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Иванова, Сезон скандалов /22.08/
Солженицын - писатель в последние десятилетия умозрительный, российскую действительность знающий не близко, не изо дня в день, а проездом по стране. Он писатель теперь книжный. И именно в силу того, что убежденность не корректируется реальностью, а возгоняется и укрепляется неустанной умственной деятельностью, идеи, высказанные Солженицыным, становятся болезненно навязчивыми. (отзывы)
Владимир Губайловский, Онлайновый журнал /16.08/
Неюбилейные заметки. РЖ - один из самых популярных интеллектуальных ресурсов Рунета. Он существует пять лет и не утратил ни своей специфичности, ни своего читателя. Его до сих пор не размыло Сетевым прибоем. Но всегда есть возможности для совершенствования.
Алла Латынина, Автор должен мне доказать /15.08/
Если даже сто критиков договорятся считать такой-то роман гениальным и он выйдет в количестве ста экземпляров, это не будет успехом. Литература по своему статусу остается массовым искусством, и здесь заменить мнение читателя экспертной оценкой нельзя. Потому возвращение к сюжетности почти неминуемо.
Наталья Ванханен, "Единственное влияние перевода - плохое" /08.08/
Интервью с переводчиком. Переводчик прозы - марафонец, ему необходимо трудолюбие, он бежит день за днем, набирая скорость. А переводчик поэзии - свистун, который вложил себе в голову чужое стихотворение - для меня лучше вечером, - а утром вынул перевод.
Дмитрий Бавильский, Пруст, чудо памяти, или Типология сновидений /06.08/
Катахреза #21: теперь, когда завершилась по-русски семитомная эпопея Марселя Пруста, можно рассуждать о ее истинном смысле. Читать Пруста надо с заступом: так сон заступает на территорию реальности, но никогда не раскрывает нам тайну перехода от яви к сновидениям.
предыдущая в начало следующая
Александр Уланов
Александр
УЛАНОВ
alexulanov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100