Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
ИТ и жизнь
Дата публикации:  26 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Кто виноват?

Раньше такие заметки назвались бы "Литература и жизнь", но сейчас не только любая передача, но и любая интерпретация, продуцирование, обработка информации понимается как технология.

Писатель Владимир Сорокин очень хороший и-технолог. Его стилизации безупречны, его фантазия богата, его натурализм жесток-жесток. Но я не люблю его лед. Не в смысле "Лед", а в смысле ощущений, которые оставляет его письмо, - холодно и сухо. Я писателя Сорокина (писания Сорокина) не люблю, но очень уважаю за его действительный талант.

Организацию "Идущие вместе", разумеется, я люблю еще меньше. Но их лидеров уважаю тоже. Во-первых, за то, что они умудрились получить поддержку для такого слабого по идеологии проекта. Во-вторых, за то, что пока в области ИТ они побеждают и писателя Сорокина, и всю русскую литературу. Чувствуется умелая рука.

Только ленивый сегодня не пинает "Идущих вместе" за их "литературные" акции. Ленивый и исполнительные судебные инстанции. А стоило бы. Инстанциям - имеется в виду. Допустим, я не ленивый. Ведь чего я действительно люблю, так это свободу самовыражения, кто б им не занимался - Сорокин, Якеменко или Перельман.

Название пресс-релиза:

"ПОСЕЩЕНИЕ НЕГОДЯЯ"

Цитата из пресс-релиза:

"Пресс-служба Организации официально заявляет, что в случае повторной попытки проникновения в офис "Идущих вместе" данного негодяя (Кирилла Воробьева, В.П.), а также Ерофеева, Сорокина и прочих Пелевиных, к ним будет применена очень грубая физическая сила".

Еще цитата:

"Разоблачение негодяя даже перед горсткой его поклонников - дело серьезное".

Это о Викторе Ерофееве.

И т.д.

Уж не знаю, не юрист, но мне кажется почему-то, что эти цитаты, взятые с официального сайта "Идущих вместе", есть не что иное, как прямые оскорбления и угрозы физической расправы.

Вольготность "Идущих вместе" навевает мысли об уверенности в собственной безнаказанности. За ребятками стоят крупные силы - в этом сомневаться не приходится.

Осмелюсь предположить, дело даже не в близости к власти, а в финансовом благополучии.

Членами "Идущих вместе" состоят, как утверждается на том же сайте, аж 100 000 человек. Между тем известно, что членство в движении - занятие не бескорыстное. Участникам выдаются пейджеры, мобильные телефоны, бесплатные билеты в кино и проч. Посчитайте. Дешевый мобильный телефон стоит 50 долларов. Билет в кино - 50-200 рублей.

Если учесть заявляемую близость к президенту и его администрации, то получается, что членами организации являются молодые карьеристы, корыстолюбцы (халявщики) и представители беднейших слоев общества (те, кто не может сам купить пейджер и билет в кино).

Из жизни и литературы, в том числе классической русской, известно, что названные категории граждан, как правило, не обременены высокой моралью. Так что любимая руководством организации поговорка "за копейку и в церкви плюнет" более других касается ее личного состава.

Когда оппозиционер Борис Березовский откроет новое движение, не центристского, разумеется, а либерального толка - "Идущие порознь", например, - где за участие в акциях будут сулить не телефоны и билеты, а компьютеры и туристические путевки, несомненно, такое движение вмиг станет еще многочисленнее. Причем в его шумные ряды успешно и в изобилии вольются члены организации антагонистической. Многие даже не прерывая членства в первой.

Можно, конечно, согласиться с мнением, что лучше уж "Идущие вместе", чем экстремизм другого рода, основанный на ксенофобии и религиозных доктринах. Однако странно предполагать, что религиозный или националистический экстремизм - это плохо, а вот богоборческий или литературоненавистнический экстремизм - хорошо.

"Идущие..." пытаются утверждать, что А.С.Пушкин как бы не писал фривольных текстов. Возможно, также они попытаются утверждать, что Л.Н.Толстой не вложил в уста Кутузова слов "Мордой и в говно", Козьма Прутков не указывал на гомосексуализм в стихотворении "Кто не брезгует солдатской задницей,/тому и фланговый служит племянницей", князь Вяземский не сочинил про Россию: "Здесь вор в звезде,/Монах в п-зде,/Осел в суде,/Дурак - везде", что поедания мертвечины, каннибализма, садизма нет в произведениях Шаламова, Солженицына, Шолохова. Возможно, "Идущие вместе" возьмутся также утверждать, что каннибализма, наркомании, садизма, порнографии нет в нашей жизни, и даже - что любимый ими "Московский комсомолец" и криминальные программы всех телеканалов не рассказывают об этом широкой публике еженедельно. Безусловно, "Идущие вместе" имеют полное право на все это. В конце концов, восточные мудрецы говорили, что жизнь есть сон. Не всем удается проснуться.

Литература, по мнению "Идущих...", должна решать сугубо воспитательные задачи, то есть учить молодежь (и всех остальных заодно), как надо правильно жить. Но на самом деле литература этим не ограничивается. Она берет на себя смелость быть такой, каково ее общество; криво ли, прямо ли отражает и пытается осмыслить содержание этого общества. Возможно, интеллектуалов из пропрезидентского молодежного движения забыли научить, что литература и педагогика - суть разные явления, но это ничего. То есть вообще-то задача педагогики - объяснить человеку, что хорошо, что плохо, чтобы он на основе этих данных сам оценивал, о плохом или о хорошем говорится в литературе. К тому же педагогика как бы должна объяснить обучаемому, что если в литературе говорится о плохом, это вовсе не означает, что литература плохая и что литератор негодяй и призывает к бунту, свальному греху и прочим пакостям. Некрасов не истязал крестьянок, Толстой не содержал публичный дом, Пушкин не наряжался в женское платье, Достоевский не рубил жадных старушек. Возможно, идеологи "Идущих вместе" проспали всю среднюю школу. Возможно, но едва ли.

Пространные тексты Якеменко-старшего свидетельствуют о достаточной осведомленности их автора и говорят о некотором его лукавстве. Господин Якеменко играет с нами, утверждая, что ему якобы не известно о том, что ничего принципиально нового в произведениях гонимых им авторов нет. Все, что вызывает его (наигранный) гнев, присутствовало в литературе всегда - если, конечно, не считать литературой лишь то, что разрешили власти.

Зачем он это делает? Вариантов несколько, и ни один из них не исключает другие.

1. По указанию материнской структуры (предположительно - Администрации президента РФ).

Этот вариант в комментариях не нуждается. Ежели человек государственник и на службе, от него жди чего угодно - что скажут, то и сделает.

2. Для того, чтобы заработать.

Ресурсы старинной русской забавы "Дележка фондов", как видно, неисчерпаемы. В любом деле, будь то восстановление чего-нибудь разрушенного или организация лояльной молодежи, расходы плохо поддаются учету.

3. Для рекламы.

Жажда славы, как известно, не зависит от возраста, пола, социальной принадлежности, ни даже от гражданской позиции.

Здесь я осмелюсь предположить, что популярная в народе версия, будто "Идущие..." пиарят Сорокина, "Ad marginem" и остальных своих жертв, верна с точностью до наоборот.

Как раз никому бесплатно не нужное молодежное движение паразитирует на популярности писателей и издательства, цинично используя для этого плохую осведомленность определенных групп населения.

В самом деле, всем, кто хоть как-то интересуется литературой, имена Сорокина, Пелевина, Виктора Ерофеева, Пригова, Ширянова (Воробьева) хорошо известны. Признание пришло к этим авторам задолго до появления бойкой организации и даже самого президента Путина.

Однако в нашем обществе есть достаточно широкие слои, пристрастия которых ограничены сериалами, любовными романами, программой "Поле чудес" и газетой "Тещин язык". Это благодатное поле для манипуляций, чем братья Якеменко успешно пользуются. Здесь надо отдать им должное. Чувствуется умелая рука.

Конечно, в таком случае велеречивые тирады в защиту нравственности выглядят не вполне красиво. Ведь манипуляции с использованием Сорокина и "Ad marginem" в среде любителей любовных романов сродни действиям педофила, который конфеткой заманивает жертву.

Но игра стоит свеч. Еще месяц-другой скандалов и судов, и в "Идущих вместе" начнут вступать бесплатно - популярность. Потом, глядишь, движение станет модным, а там и престижным. Через какое-то время можно будет начать собирать взносы. Таким образом, закончится этап раскуртки, и, может быть, русскую литературу, какая бы плохая/хорошая она ни была, оставят в покое.

Но известно, что никакая реклама не подменяет собой потребительских свойств товара. То есть нельзя продать плохой товар при помощи хорошей рекламы. Применительно к нашей теме, чтобы стать настоящим молодежным движением со взносами и всем таким, "Идущие вместе" должны как-то проявить свою полезность для потенциальных членов. Например, дать им Истину или помочь устроиться в жизни. Пока на этот счет нет ничего вразумительного. Наивно же предполагать, что телефоны и билеты будут постоянно. Деньги-то дали, скорее всего, только на раскрутку.

Карьерные перспективы у членов движения смутные. На стройную систему духовных ценностей, чтобы стать чем-то вроде религии или секты, тимуровские потуги организации не тянут.

О какой стройной системе духовных ценностей можно говорить, если люди всерьез (всерьез ли?) считают, что русская классическая литература научила нас чему-то хорошему и привела к какому-то благу?

Русская классическая литература составлена господами, жившими за чужой счет и одобрявшими торговлю людьми; готовыми убить и убивавшими за оскорбление словом. Будь современные писатели так жестоки, никто бы уже не "ходил вместе". Что уж говорить о том, что мало кто из классиков мог претендовать на звание человека высокоморального. Особая статья - "Достоевский, православный истово верующий христианин...". Его умственные труды, как известно, стали одной из основ для фашистской идеологии.

Духовные искания, отраженные в русской классической литературе XIX века, привели к Октябрьскому перевороту, белому и красному террору, после чего был сталинский террор, когда взрослое население страны поголовно сидело, доносило, работало в карательных органах.

Надо отдавать себе отчет, господа, в том, кто мы такие.

Все мы хороши. И мы, и наши отцы, и, разумеется, наши дети.

Хороша же и наша художественная литература, и ее критики, безусловно.

Достоевский хотел отвратить читателей от желания переступить через кровь. Но вышло иначе. Наверное, Тургенев, Чехов, Толстой не хотели ни красного, ни белого террора. Но вышло не по их желанию. Между тем, что пишут в книгах, и тем, что происходит потом в реальности, нет никакой прямой связи. Увы (или к счастью), это так. И уж точно не "Идущим..." решать, точнее, гадать, как именно и какая литература повлияет на жизнь.

***

Вот пример влияния литературы. После выхода книги Пелевина "Поколение П" сотни молодых людей без определенных занятий и навыков решили стать копирайтерами, по примеру главного героя, и засыпали кадровые и рекламные агентства сообщениями типа:

"Меня крайне заинтересовало Ваше предложение, по скольку, есть чем поделиться.Располагаю рядом заготовок, а также нестандартными идеями, с желанием реализации их на рынок. Располагаю на собеседование,в назначенное вами время" (Сохранены стиль, орфография и пунктуация оригинала, В.П.).

Молодые люди восприняли фантастическое произведение как отображение реальности и ринулись навстречу "интересной" и "богатой" жизни. Некоторым удалось устроиться, и они действительно приносят определенный вред, засоряя эфиры и мозги корявыми рекламными посланиями: "У вас автомобиль хРено-вый? Купите новый "Рено"!" (лучше бы рекламировали "Пежо" - при перестановке слогов получается интереснее: "Вы в еще не в "Пежо", значит вы в ..."). Это явление можно квалифицировать как род графомании. Реклама не литература, но методы составления текстов от этого не меняются. Все это ИТ. Едва ли Пелевин и его консультанты - рекламные магнаты Лисовский и Жечков - добивались такого эффекта. Просто популярность книги вышла за рамки целевой группы.

2. Что делать?

Пока действия "Идущих..." контрпродуктивны. Притесняя одних авторов, они никаких других не предлагают взамен. Где же молодые дарования, воспевающие высокие нравственные ценности, учащие чему-то там такому светлому, чего хотелось бы лидерам лояльной молодежи (и чего бы на самом деле им хотелось?)? Или вся современная литература состоит из "...Сорокина и прочих Пелевиных..."? Невнятность и деструктивность указывают на грядущие трудности движения. Без позитивной составляющей кому они будут нужны, когда кончаться деньги, отпущенные на раскрутку?

Но деньги еще есть, и следует признать: "Идущие..." по части ИТ побеждают российскую литературу. Это никуда не годится. Ведь что такое литература, как не передовой край, лаборатория информационных технологий. Видно, в нашей словесности не все так хорошо, как многие считают. Известных литераторов используют в темную. На них наживаются. Писателям надо бы выступить со своей неожиданной инициативой, но они все время идут вторым темпом, вынуждены обороняться, не успевают за молодыми шустрыми "путинятами".

Очевидно, что интеллектуальный потенциал литераторов выше, чем у "Идущих...". Поэтому, если писатели соберутся с мыслями, они смогут одолеть оппонентов с помощью тех же ИТ.

Что бы, например, литераторам не собраться и не придумать как одним махом:

  • прекратить ненужный им конфликт;
  • извлечь для себя, общества и литературы пользу более долгосрочную, чем сиюминутное увеличение тиражей;
  • (!) помочь "Идущим вместе" перейти от разрушения к созиданию, найти положительную базу для привлечения новых членов.

Рассудим. Что такое сегодня "Идущие вместе" для общества? Это организация, которая притесняет талантливых писателей/борется с порнографией в литературе. Таков внешний смысл посланий, транслируемых СМИ. Но суть-то их несколько иная. "Идущие вместе" - это организация, которая очень хочет принимать участие в литературном процессе. Они пытаются издавать книжки, тянутся к общению с литераторами, правда, пока только через суд. Есть такой тип поведения, когда объекту любви стремятся причинить боль и неприятности, назовем это условно социальным садо-мазохизмом. А сколь эрудированны в вопросах литературы идеологи движения! Если мы учтем еще финансовые возможности и определенную беспринципность (лукавость), а также насущную необходимость разработки конструктивного имиджа, так вывод напрашивается сам собой - надо дружить.

И вот, что бы нашим литераторам не придумать, как дружить с "Идущими вместе" на предмет развития отечественной литературы? Возможно, такая инициатива озадачит юных центристов. Но если присущий им прагматизм возьмет верх, тогда общество будет несказанно удивлено и обрадовано прекращением распри и установлением консолидации внутри себя. Эмоциональный, а следовательно - информационный эффект от подобных конструктивных действий мог бы превзойти по силе эффекты от всех предыдущих акций движения.

Возможны, конечно, симметричные действия. Например, движение "Международная ассоциация творцов (МАТ)", которое объединило бы всех авторов, использующих ненормативную лексику. Или СЖПР - "Союз Жестких Писателей России" - собравший бы под знамена всех натуралистов и ниспровергателей последних запретов. Или "Объединение Мистификаций и Розыгрышей (МиР)" - для постмодернистов в целом.

Но я все же думаю, что только несимметричный, христианский ответ сумеет по-настоящему сразить проправительственных экстремистов. Только предложение о равноправном сотрудничестве. Они вас бьют, а вы им дружить (вторую щеку).

Наверное, выдающиеся писатели смогли бы придумать что-либо более интересное, а я - самый обычный Перельман - предложил бы вот какие совместные действия.

Со стороны "Идущих вместе".

Учредить премию за литературное произведение, наилучшим образом формулирующее желаемые современным обществом морально-нравственные нормы, не содержащее при этом ненормативной лексики, натуралистических, порнографических, садо-мазохистких и других сцен, не одобряемых здоровой частью общества.

Премия должна быть большой, дабы привлечь к участию и таким образом образумить всех порнографов, матерщинников и извращенцев российской словесности. Управлять премией, и вообще поддерживать благопристойных авторов мог бы "ФОНД нравственной литературы". Проведение подобной акции помогло бы "Идущим..." сформировать несуществующую пока собственную идеологию, поправить имидж, превратило бы организацию в настоящее общественное (то есть приносящее реальную пользу многим людям) движение.

Со стороны литературного сообщества.

Предоставить для именования премии имя одного из своих лидеров, фигуры наиболее заметной в событиях, инициированных "Идущими вместе", - имя писателя Владимира Сорокина.

Таким образом, учреждаемая премия получила бы название "Сорокинской" либо "Антисорокинской" (варианты "Премия Сорокина", "Анти-Сорокин") - на усмотрение договаривающихся сторон.

Также Владимир Сорокин, несомненно, должен возглавить жюри и оргкомитет премии, поскольку очевидно, что столь успешно преодолевать в своем творчестве все мыслимые и немыслимые запреты, морально-нравственные нормы и табу может только их самый большой знаток. Понятно, что имя и фигура Сорокина станут отличной рекламой новой премии, привлекут к участию в конкурсе лучшие литературные силы страны.

Разумеется, предлагаемым действиям должны предшествовать тайные переговоры инициативных групп, отзыв всех исков, урегулирование финансовых вопросов и распределение ролей.

Конечно, подобную акцию может провести самостоятельно любая из враждующих сторон, однако совместная будет куда эффектнее и полезнее для всех.

Что воевать-то? Любой и-технолог все равно понимает, что дело не в порнографии и не в матерщине. А простецов дурить не интересно. Такая вот ИТ.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Михайловская, Интеллигентный журнал преобразовался в служебный /30.09/
Конец "Библио-Глобуса" и деградация книжной журналистики. Пора уже начать бороться с этим явлением. Все, все как на ладони! Даже вижу, как легко издателям обманывать авторов.
Владимир Губайловский, О литературном проекте (Окончание) /25.09/
В точке предельного успеха начинают работать другие правила, которые писателя подминают под себя и заставляют его следовать не внутренней творческой логике, не требованиям своего дара, а стратегии литературного проекта - стратегии рынка. Выдержит ли он?
Ольга Смирницкая, "Переводчиком я стала по стечению обстоятельств" /24.09/
Интервью с переводчиком. Для самих исландцев саги были эталоном поведения - они идеализировали действительность, но эта идеализированная действительность вырабатывала их характер и чувство чести. Исландцы верили в полную правдивость саги и должны были держаться не хуже предков.
Владимир Губайловский, О литературном проекте /19.09/
Литературный проект - это сознательно реализуемая литературная стратегия, которая должна привести к максимальному выигрышу. Важнейшую роль в успехе проекта играет запрет. Люди желают знать то, что от них скрывают. Если им показали лишь малую толику - "пятку", они хотят увидеть все.
Презентация "Бега по Кругу" : фоторепортаж /13.09/
предыдущая в начало следующая
Виктор Перельман
Виктор
ПЕРЕЛЬМАН
vvvppp@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100