Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Русская идея здесь и сейчас
Дата публикации:  6 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Развитие русской идеи на нашей Родине было беспощадно прервано большевиками. Последний блестящий адепт русской идеи Бердяев был выслан из СССР. Сейчас, видимо, наступило время снова взять факел в свои руки. Поэтому появление моей книги "Россия Вечная" считаю весьма своевременным. Там изложено принципиально новое понимание России и ее доктрины.

Сначала о том, чем эта доктрина не является. Она - совершенно лишена всякого налета шовинизма и агрессивного национализма. "Люби свое и уважай чужое" - вот ее подход. Сама доктрина Вечной России носит прежде всего духовный, даже метафизический характер. Она направлена на внутренне глубинное состояние русского духа и русской культуры. Под самим этническим понятием "русский" подразумеваются не только собственно русские, но и все те, кто живет в русской культуре и языке, кто любит Россию.

Наконец, вера в Россию как в метафизическую реальность ни в коем случае не должна подменять веру в Бога, первостепенную для каждого верующего человека. Все это отмечено в тексте самой книги, подчеркнуто и великое значение Православия.

Надо, кроме того, учесть, что изначально русская идея, направленная прежде всего на внутреннюю суть России, была лишена враждебной направленности по отношению к другим народам. Работы Николая Бердяева - достаточно убедительный пример.

Другая черта доктрины "Вечной России", которая является совершенно новым видом патриотизма, состоит в том, что она приемлема для людей любой политической направленности, от либералов до самых левых, так как она лишена всяких примет политической ангажированности и ее социальный смысл - в объединении россиян, а не в разделении их.

Эта доктрина утверждает величайшую самобытность России и ее право быть самой собой. Запад не может отрицать это право, и я убежден: именно когда Россия придет к себе самой, найдет себя, конфликты с Западом исчезнут и появится возможность полного взаимопонимания, в котором мы так нуждаемся. Самодостаточность страны всегда ведет к миру с окружающими государствами.

Первая часть книги ("Древо России") открывается исследованиями русской поэзии, точнее абсолютно новым пониманием поэзии, посвященной России, ее сути. Фактически в глубинах этой поэзии я увидел некий шифр, сокровенное начало интуитивного знания о России. То, что поэзия в древние великие времена содержала в себе целые течения философской мысли - хорошо известно. Так, в гениальной мистической поэзии Руми было заложено суфийское учение. На мой взгляд, именно в поэзии русских классиков содержатся зерна откровения о России, о ее сути, выходящей за пределы этого мира. В дальнейшем вся первая часть этой книги посвящается исследованию русской культуры, истории духа, связи с Востоком и т.д. Во второй части идет уже изложение самой доктрины. Здесь те выводы, к которым я пришел на основании нового анализа русской культуры в целом, подверглись философскому и метафизическому осмыслению, при котором я использовал как методы такой величайшей метафизики, как Веданта, так и принципы, изложенные в моей основной философской работе "Судьба бытия" (см. "Судьба бытия" - опубликована в "Вопросах философии" за 1993 год, #10,11, и в сборнике "Unio mistica", Терра, 1997).

Тогда те мистические зерна, которые я открыл для себя в великой русской литературе еще в годы эмиграции (этим открытием я был потрясен тогда и оно поддерживало меня духовно в те уже далекие годы) приобрели иной, еще более глобальный смысл. В конце концов, передо мной открылась картина космологической России, так как сама русская идея оказалась настолько грандиозна, что она не могла уложиться в рамки земной исторической России. Для меня стало очевидным, что Россия - не просто страна, а великая метафизическая реальность, частным воплощением которой является наша Россия, в которой мы живем. Но не только вероятно, но и неизбежно в этой ситуации (что доказывается философским исследованием) существование иных воплощений России в других мирах или в других циклах существования человечества.

В статье невозможно изложить все аргументы - надо читать книгу, там все изложено ясно и четко, насколько это возможно. И в самой книге анализ идет параллельно прозрениям, и именно в их сочетании - ярчайшая особенность книги.

Финал второй части ("Русская доктрина") выявляет отношение космологической России к Абсолюту, т.е. к Первоначалу (здесь употребляется строго философский язык). Скорее это уже отношение метафизической вечной России, т.е. ее неразрушимой сути, к Абсолюту. Для понимания этой наиболее сложной части необходимы, конечно, определенные философские знания, как Веданты, так и "Последней доктрины" (она - часть "Судьбы бытия"). Но наибольшее значение здесь имел мой собственный духовный опыт, ибо без прозрения, без метафизической интуиции тут не обошлось. Иначе невозможно.

Таким образом, исследование русской культуры, философии, все то, что сказано о России самой русской мыслью, ее величайшими поэтами-пророками, приводит к выводу о том, что русская идея выходит за пределы исторической, земной России. Дальнейшая разработка шла по линии чисто философской интерпретации со включением моего личного духовного опыта. Все это вместе (исследование культуры, прозрения поэтов, философский глубинный анализ, мистический опыт) и привело меня к убеждению о выходе русской идеи за пределы нашего мира, о существовании космологической вечной России. В связи с этим читателю станут понятны мистические видения великих русских поэтов, в частности, Есенина:

Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в Раю.
Я скажу - не надо Рая,
Дайте Родину мою.

Станет тогда объяснимой сверхъестественная по существу любовь к России многих русских поэтов и писателей, ибо просто Родину так не любят.

Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста,
Неутоленной верой
Твои запеклись уста.

Дай сил за тебя помолиться,
Познать твое бытие.
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое,

- писал Волошин. Ключевые слова здесь - "неутоленная вера" и "познать твой бытие", ибо познание России (как и самопознание русской души - которая является микрокосмом России, вмещающим внутреннюю Россию) превращается в познание самой сокровенной и скрытой тайны Вселенной.

Таким образом, ⌠русскость■ оказывается в этой доктрине определенным метафизическим качеством. И наша Россия (в отличие от Вечной России), являясь ее воплощенным вариантом, подвергается (поскольку русские - одновременно и люди) всем напастям, катастрофам и падениям, которые характерны для современного человечества в целом. Поэтому наша ("земная", "историческая") Россия находится в эпицентре всех чудовищных противоречий, противоречий между ее русской сущностью и человеческим падением, между падением современного человечества и архетипом человека как образа и подобия Божия и т.д.

Сможет ли отстоять "земная" Россия саму себя в этих условиях - уже вопрос другой, но метафизическая Россия - это Вечная Россия, которая в конце концов обнаружит и свое высшее неуничтожимое воплощение. Но, думается, если наша Россия сможет отстоять свою необычайную духовную самобытность - то именно в этом ее великое будущее. Это вполне может произойти в рамках нормальной, истинной демократии.

Самобытность к тому же, конечно, не означает изолированности. Изолированность - скорее слабость. Запад должен понять Россию, но и Россия должна понять Запад.

Разумеется, не только экономический подъем и справедливое демократическое социальное устройство необходимы России. Важно не только встать, но и обрести себя. Не будет русской культуры - не будет и России. Поэтому система образования, вообще все, что связано с интеллектом и культурой, - имеет для России особое, первостепенное значение. Тем более (в том числе по исследованиям на Западе) такого рода деятельность - наша, пожалуй, самая сильная сторона. А именно сильные стороны и надо развивать, если не хочешь погибнуть.

Я уверен, что грядущая российская цивилизация прекрасно уживется и с Западом, и с Востоком. На нас не надо давить (это хуже для всех), нас надо понять, а не создавать нелепый, не имеющий ничего общего с истиной, образ России. Россияне должны осознать, какой великой, молодой, не завершенной еще цивилизации они принадлежат. Но это только начало понимания того, что такое Россия: то, что изложено в книге "Россия Вечная", вполне можно определить как веромировоззрение, ибо, кроме собственно мировоззрения, в этой доктрине есть и элемент прозрения и веры (конечно, не в религиозном смысле, а в том, например, в каком гениальный юноша может верить в свое высшее предназначение, в реализацию всех своих талантов). Нам необходимо, несмотря на все наши кровоточащие внутренние раны и страдания, сосредоточиться на лучшем в себе, объединиться для созидания грядущей России.

В заключение хотелось бы обратить внимание на проблему наднациональной идеологии. Сама по себе доктрина "Вечной России" не является таковой, ибо "идеология" предполагает определенную сниженность и порой политизированность, в отличие от общемировоззренческой доктрины, тем более от веромировоззрения. Но из "Послесловия" к "России Вечной" с очевидностью следует, что наднациональная общероссийская идеология вполне может быть выведена из доктрины Вечной России. Ее черты показаны в "Послесловии". Сама доктрина, и это объяснено в тексте, по существу обращена ко всем россиянам, и поэтому идеология, выведенная из нее, носит, конечно, общероссийский характер - и даже более. Но проблема, разумеется, гораздо глубже. Идеологии, как известно, меняются, трансформируются, исчезают. Если говорить о нашей "земной" России, о ее будущей социальной жизни и образе жизни вообще, то такая Россия нуждается в некоем вечном моральном, философском фундаменте, рассчитанном на тысячелетия. Все это содержится в доктрине Вечной России. Убедительный пример такого фундамента - конфуцианство в Китае, которое, собственно, и позволило Китаю просуществовать так долго. И этот фундамент действует по сей день.

В настоящий момент мы нуждаемся во всем: и в идеологии, и в надежном фундаменте┘

26-27 октября 2002 года


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Дарк, Террор слов /06.11/
Кажется, ни разу о девушке - первой жертве террористов - журналисты не сказали: "убита". Говорили: "расстреляна". Всякий носитель русского языка знает разницу между словами "расстрелять" и "убить".
Страх как состояние (Окончание) /05.11/
Насколько существен страх для состояния общества сегодня? Постоянное ли это экзистенциальное переживание мира? Или порождение нынешних масс-медиа? Страх прежде и страх теперь - есть ли между ними отличия? На эти вопросы сегодня отвечают Сергей Солоух, Ольга Славникова, Александр Мелихов, Михаил Эпштейн.
Александр Уланов, Полет на крюке крана /05.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Андрей Башаримов. Инкрустатор. Тверь, KOLONNA Publications, Митин журнал, 2002.
Михаил Эпштейн, Дар слова /04.11/
Дар слова. Проективный словарь русского языка. Особенность проективного словаря в том, что он описывает слова, которые впервые предлагаются для употребления.
Страх как состояние (Продолжение) /30.10/
Насколько существен страх для состояния общества сегодня? Постоянное ли это экзистенциальное переживание мира? Или порождение нынешних масс-медиа? Страх прежде и страх теперь - есть ли между ними отличия? На эти вопросы сегодня отвечают Наталья Горбаневская, Олег Павлов, Евгений Шкловский, Максим Соколов.
предыдущая в начало следующая
Юрий Мамлеев
Юрий
МАМЛЕЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100