|
||
Тема: Букер-2003 | / Круг чтения / < Вы здесь |
Профессиональный концептуализм Вера Хлебникова. Доро. СПб:, Алетейя, 2002.- 152 с. ISBN 5-89329-434-3 Тираж 1000 экземпляров. Дата публикации: 15 Ноября 2002 получить по E-mail версия для печати Страницы, почти полностью занятые мешаниной значков, возникающей при ошибках кодировки. Или - пустыми прямоугольничками, знакомыми каждому, кто пытался прочесть текст, созданный новой версией Word'а, при помощи старой версии. Автор послесловия поминает то Кабакова, то Гройса - так что говорить придется не только о тексте, но и о его интерпретации. Из немногих оставленных слов позволено понять, что это - письмо к очень давнему и далеко уехавшему любимому.
Хлебникова, собственно, художница, и шрифтовые значки на странице стремятся стать чистой графикой, нефигуративной картиной. Но слишком чувствительна разница между орнаментом и обычной повествовательной фразой. "Писем, которые ночью страшно перечесть".
Пусть я буду убит на повал Сказка о фее, проклявшей не дошившую ей платье портниху: "Чтоб тебе все, что ты делаешь, делать отныне только наполовину!" - явно по следам Петрушевской. Бесплатные объявления из газет: "Возьму на воспитание тонконогую беспризорницу, вздорную и капризную девчонку, без принципов, без идеалов, Гумберт 30/170/60, ждет предложений по адресу 127635, Мос., а/я 61 РТ". Или: "Школа Смерти проводит выездные семинары, насыщеннные духовной практикой пути Дао. Работа с Мастером, растождествление с Кармой, сотворение личной лестницы в Небо. Т.258-55-68, Т.160-56-24". "хорошо современное искусство знает, это новое покол Но исчерпанность традиционно-повествовательной литературы тоже давно уже очевидна... "Доро" - судя по всему, остаток от обращения в начале письма, "дорогой", но вдаваться в изыскания о значении устранения "гой" как-то не хочется, текст не обещает хорошей игры. "Ставим стаканы один на другой, нужно быстро перевернуть стакан, чтобы как можно больше ос внутри осталось". Но осы слишком подвижные... Автор послесловия о них, улетевших, не жалеет. "Уже сам факт сохранения этих никчемных документов превратил их из мусора в не-мусор... Если мусор становится материалом выставки, он меняет свой онтологический статус и становится искусством, точнее - искусством памяти, не отличающим ценное и неценное". Но память все-таки стремится отличить ценное и неценное - и тоже имеет свой мусор, привязавшуюся мелодию, которую рад бы забыть. Похоже, что концептуализм застрял в абсолютных высказываниях не меньше, чем какой-нибудь философ XIX века. Из того, что некоторый мусор интересен, делается вывод, что весь мусор интересен. А ведь он, как и все другое, ценен не сам по себе, а в той системе связей, в которую включен, в данном случае - в системе связей текста. Если эта ризома бедна, он мусором и останется. И бессмыслица различна - есть теснота смыслов в "звезде бессмыслицы" Александра Введенского, есть искры на границах отрежиссированного Л.С.Рубинштейном столкновения речевых практик, и есть монотонный счет верблюдов человеком, пытающимся заснуть. "Текст борется против самой неценности и занимается переоценкой ценностей, превращая никчемное в искусство... Ревальвация мусора является попыткой справиться с восстанием (ненужных) вещей, привнести в космос беспорядочное, использовать бесполезное..." Но этой переоценкой уже больше ста лет занимаются... И беспорядочного в космосе и так более чем достаточно... И текст не превращает, а лишь стремится превратить... "Значимость самого романа состоит именно в напряжении между ценным и неценным, между публичным и личным, между мусором и искусством". Но есть ли это напряжение? Для него необходимы определенно выраженные полюса, а не равномерный хаос. В каждой строчке только точки, то есть квадратики, но догадываться не получится, пространство интерпретации уже жестко задано. "Доро" "инсценирует бессилие автора перед ликом медиальных средств и в то же время пользуется этой ситуацией для производства особой эстетики деструкции", "включение мусора в коммуникацию... демократизирует информацию", "присутствует ужас от беспомощности перед всемогуществом "шумов" мусора"... Да, все это так. Только так, не более чем так. Текст подтверждает свою интерпретацию, не выходя за ее границы. Можно легко представить и другие тексты, подтверждающие ту же самую интерпретацию. Кстати, заменимость и привязанность к определенному значению - свойства идеологизированных текстов. Но то, что концептуализм в своем противодействии идеологии идеологизировался сам, тоже уже давно замечено. "Мусор, без признаков литературы, даже графоманской. Чтобы нельзя было о ней говорить - профессионально или дилетантски она написана". Говорить, однако, можно: книга написана профессионально, человеком, хорошо осведомленным о проблематике современного искусства. Слишком профессионально - слишком мало неожиданного. А премия Андрея Белого в последнее время делает столько реверансов в сторону концептуализма и постконцептуализма, что ее, может быть, следует переименовать в премию Ильи Кабакова или Владимира Сорокина? поставить закладку написать отзыв
|
alexulanov@mail.ru |
|
||