Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
WWW-Обозрение Владимира Губайловского
Сетевая игра "Galaxy PLUS" и сценарий Дмитрия Галковского "Друг Утят".

Дата публикации:  19 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В "Новом мире" (2002, # 8) опубликовано произведение Дмитрия Галковского "Друг Утят" (сценарий фильма). Главное занятие героев этого текста - онлайновая игра "Galaxy PLUS". Галковский не выдумал эту игру, она существует довольно давно, и число галаксиан - игроков и населяющих галактику рас - довольно велико.

Правила этой игры и первый игровой сервер были созданы Антоном Кругловым: "ГАЛАКТИКА ПЛЮС" ("GALAXY PLUS") Copyright (c) 1993 - 1997 by Anton Kruglov. Based on Russell Wallace's Galaxy Rules. Copyright © 1991 - 1992 by Russell Wallace. Версия 1.7 Последние изменения в правила внесены 22 февраля 1997 года.

Во введении к правилам Гейммастер пишет: "...когда компьютеры стали объединяться в глобальные сети... в одну игру смогли играть люди, находящиеся за много тысяч километров друг от друга. К такому роду игр и относится "Galaxy PLUS". Общение с игроками производится посредством глобальной компьютерной сети. В силу своей специфики игра не требует одновременного обслуживания игроков в режиме реального времени, для игры вполне достаточно системы электронной почты (Electronic Mail или просто E-Mail) с пакетным режимом работы. Отсюда и произошло название подобных игр - Play-By-E-Mail, или сокращенно PBEM, что и означает "игра по электронной почте" ("Руководство игрока").

"Galaxy PLUS" - пошаговая стратегия, то есть сначала сервер собирает указания (приказы) от всех участников данной партии, а потом в определенный, заранее известный всем участникам момент времени выполняет их все и переходит в состояние ожидания новых приказов, которые будут выполнены на следующем ходу. Именно пошаговость и позволяет игровому серверу, который получает приказы играющих и рассылает отчеты о состоянии дел в Галактике, работать в пакетном режиме.

Антон Круглов так описывает "Galaxy":

"Galaxy PLUS" - это многопользовательская стратегическая фантастическая сетевая компьютерная игра. Каждый из игроков - предводитель расы в Галактике. Цель игры - управляя своей расой, распространить свою власть на всю Галактику. В "Galaxy" играют с давних пор. Многие люди находят ее настолько увлекательной и интересной, что проводят играя долгие часы. Хотя вся игра может быть сведена к отсылке нескольких строк с командами на "Galaxy-сервер", эти команды настолько важны для игроков, что над их содержанием игроки проводят большую часть времени. Кроме того, в "Galaxy" есть возможность общаться с остальными игроками. А поскольку настоящие адреса игроков хранятся в тайне и никто без желания самих игроков не сможет узнать их настоящий адрес, возникает возможность ролевого общения, когда каждый из участников действует и говорит от лица вымышленного им персонажа. Персонажа, имеющего свои черты, свой характер, свои взгляды на жизнь, которые могут не совпадать со взглядами самого игрока. Словом, "Galaxy" - это свой мир, настоящая виртуальная реальность ("Руководство игрока").

Это все по делу. Дальше идет типичный текст ярмарочного зазывалы:

"В "Galaxy" бурлит настоящая жизнь. То здесь, то там слышны слова дружбы и вражды, проклятий и благодарности, злорадства и мольбы о помощи. На космических верфях строятся звездные суда самых разнообразных и неимовернейших характеристик. Развиваются новые планеты, разрабатываются технологии, осваиваются новые месторождения полезных ископаемых, заключаются союзы и объявляются войны. На каждом ходу в каждой Галактике совершается несчетное множество событий. Космические лайнеры совершают перелеты от планеты к планете" и т.д.

Ну, конечно, - "пока космические корабли бороздят", не помню, что они там бороздят. Нужно отдать должное, что ярмарочный текст очень короток и автор игры переходит непосредственно к правилам - к тому набору формальных команд, которые создают и структурируют галактическую реальность.

В игру играет, как правило, 30 - 40 виртуальных персонажей - рас. Не все эти персонажи - люди (это может быть полчеловека, четверть человека, - одним словом, два землекопа и две трети), об этом несколько подробнее мы еще поговорим.

В начале игры все находятся в равных условиях - получают по планете, начинают ее обживать и развивать, строить корабли, воевать и мириться с другими игроками - и пытаются выжить и распространить свою власть на всю Галактику. Все действия игроков строго формальны - игрок отдает серверу указание выполнить набор команд, что сервер неукоснительно и однозначно выполняет. Но есть очень существенный момент, который отличает "Galaxy" и от компьютерной игры, и от настольной, и от спортивной. Это так называемая дипломатическая переписка. Цель этой переписки - заключение выгодного мирного договора и/или получение информации. То есть возможность перевести начальное состояние войны всех против всех в некоторое структурированное деление на союзы. Ясно, что если на вас нападает два или три вражеских флота, вы вряд ли отобьетесь. Значит, придется и вам искать союзников. И отмолчаться не получится. В одиночку можно выжить только случайно. Если бы игроков было два, союзы были бы невозможны. Если игроков сорок, возникают разнообразные возможности для маневров, но становятся вероятны и вырожденные стратегии, именуемые "толпизм" и "зомбизм".

"Galaxy" - это игра с неполной информацией. Игроку доподлинно известно, что происходит на чужих планетах, только в том случае, если на орбите есть его корабль. Как правило, первым на чужую планету высылается дрон - легкий корабль-разведчик. Отсюда и фраза, столь часто цитируемая Галковским в сценарии "Друг Утят": "Он и дрона в инкаминге не видел" - как характеристика непосвященного, не игравшего никогда в "Galaxy". ("Приближающиеся группы - Incoming Groups - это список всех групп чужих кораблей, направляющихся на ваши планеты". - "Руководство игрока".)

Настольные игры - это, как правило, игры с полной информацией, шахматы, например, - вся позиция открыта обоим играющим. Игра с неполной информацией - это покер или преферанс. Но если за подсматривание в чужие карты полагается приложить любопытствующего канделябрами, то в "Galaxy" игрок может (если захочет) поделиться с союзником информацией и о собственных планетах, и о тех, информацию о которых он уже собрал. Но как было замечено в эпиграфе к одному из выпусков "Galaxy times" (печатного органа галаксиан): "Умные люди знают, что можно верить лишь половине того, что нам говорят. Но только очень умные знают, какой именно половине". Дезинформация входит в игровое поведение, как и нарушение мирного договора, которое в реаллайфе называется вполне однозначно - предательством, да и в виртуальном пространстве выглядит не шибко-то хорошо.

Дипломатическая переписка выводит игру из чисто формального пространства, где все предопределено набором правил, в неустойчивый и зыбкий мир реальности. И вот именно вокруг связи реальности действующих лиц и виртуальности пространства действия и разворачивалась полемика Дмитрия Галковского (он же - Друг Утят) с ветеранами "Galaxy", в частности Звездным Панком Тимуром. Некоторой попыткой перевести эту полемику в довольно далекую от самой игры область является и сценарий "Друг Утят", где мы встречаем множество игровых реалий, персонажей и деятелей. "Панк Тимур - с огненно-рыжей копной волос, небольшого роста" имеет реальный прототип в Галактике.

Что такое "толпизм"? "Вредный совет" из галактического юмора описывает это явление вполне узнаваемо:

Новичков мочите сразу,
Это очень интересно.
Старичков толпой топчите,
Пусть орут себе потом!
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый -
В этой партии вы славно
Победите ввосьмером.

Не исключено, что этим дело не ограничится, и эти восемь, нарушив все мирные соглашения, разделятся в пропорции 7:1 и затопчут этого одного и т.п. "Зомбизм" (зомбоводство) - это вариант "толпизма", только в этом случае игрок, пользуясь своей анонимностью, регистрируется в одной партии восемь, скажем, раз. И играет за всех восьмерых. (Вот и будет за одним персонажем по восьмушке человека.) С тем же эффектом, что и в предыдущем случае.

В своей статье "Дипломатия и "толпизм"" - статье, на мой взгляд, гораздо более интересной, чем сам сценарий, - Друг Утят пишет:

"В каждой игре можно выделить две составляющие. Формальную - строго регламентированные технические приемы, и неформальную - методы опосредованного воздействия на соперника. Неформальная часть игры никогда не может быть удовлетворительно описана, и если и подчиняется определенным правилам, то правилам неписаным... "Galaxy Plus" есть игра с ДОМИНИРУЮЩЕЙ внеигровой частью... В "Galaxy Plus" мы видим поединок в чистом виде - поединок между человеческими личностями. Перед нами совершенная модель реальности, ибо это и происходит в повседневной жизни... "Galaxy Plus" обозначает борьбу человеческих волений не грубой физической или логической условностью, а пунктиром, так сказать, акварельно... "Galaxy+" можно уподобить перевернутым шахматам, шахматам, в которых игровая часть составляет 10 процентов, а внеигровая 90 процентов. Но если подавляющую часть игрового процесса составляют неформализованные действия, то это уже не игра, а творческая импровизация, то есть искусство. С другой стороны, искусство всегда самоценно, так что формализованные 10 процентов - это 10 процентов той самой птички, у которой что-то приключилось с коготком... Идеальный игрок в "Galaxy Plus" - это человек, конечно, не совершающий ошибок в развитии экономики и строительстве флотов, конечно, использующий подобные ошибки своих соседей, но главное - обладающий способностью выигрывать не за счет переписки с игровым сервером, а за счет переписки с игроками... "Толпизм" - это не что иное, как естественные зачатки дипломатии, тщательно и методично вытаптываемые ветеранами... Конечно, "толпист", в том карикатурном виде, в каком его подают ветераны, фигура малопривлекательная. Тонкое строение флотов, отточенная стратегия и тактика ведения боев, и тут вдруг приходят "толписты" и забивают числом. Однако возникает два вопроса: а) ОТКУДА приходят "толписты" и б) КТО их приводит? Если это новички, то толпой они приходят из реаллайфа, а приводит их лидер, то есть потенциальный дипломат. Человек с организационными способностями всегда захочет использовать их в самой игре. "Толпист" хорош уже тем, что изначально враждебен "зомбоводству". Ему не нужен аппаратный выигрыш при помощи электронных марионеток. Ему нужно господство над людьми методом перепрограммирования собеседников, выстраивания сложных инвариантных сценариев их поведения".

В сценарии "Друг Утят" Галковский просто реализует свои идеи идеальной "Galaxy". Здесь игра переходит через границы виртуального пространства, отбрасывает эти нелюбимые Галковским 10 процентов формального мира и становится некоторой доминирующей стратегией реального поведения, приводящей группу интеллектуалов во главе с Другутятом к мировому господству. И такое направление развития социума объявляется единственно возможным - власть интеллектуалов должна прийти на смену власти капитала. А "Galaxy" - это начало, это первый росток будущего интеллектуального социума; но не та существующая сегодня игра, а нужным образом преобразованная, в которой переставлены акценты и которая в конечном счете должна стать школой дипломатического мастерства, причем действующего не в игровом, а в реальном мире.

Николай Александров пишет в сетевой "Газете" (8.8.2002, "Слово не воробей, вылетит - и все") о "Друге Утят":

"...натюрморт получился душераздирающий. Грустно становится. Ведь по большому счету "Друг Утят" - это история болезни, болезни компьютерного игрока. Или история о том, как опасно безвылазно сидеть в Интернете".

Не думаю, что сценарий Галковского - это история болезни компьютерного игрока, скорее даже напротив. Это мечтания недостаточно компьютеризированного гуманитария.

С одной стороны, Галковский не вполне тонко чувствует красоту и точность формального мира игры. Он не хочет входить в частности и тонкости мира команд - он объявляет их совершенно тривиальными и полностью исчерпаемыми к третьей партии, - а сразу хочет заняться разговорами. Но все разговоры в "Galaxy" - это, конечно, приложения к игре. Без игры говорить попросту не о чем. Если уж так необходимо делить формальную и неформальную части, то по крайней мере 50 на 50, а никак не на 10 и 90. Несмотря на простоту команд, положения дел, возникающие в конкретных партиях, никогда не повторяются - эта игра много сложнее шахмат и по правилам, и по разнообразию возникающих позиций. Распространение "толпизма", за который так ратует Друг Утят, конечно, подрывает формальную составляющую - то есть разрушает виртуальное пространство игры грубым вторжением недетерминированной реальности. Но если произойдет вырождение формальной части - игра просто умрет, возможность виртуального существования будет утрачена.

Но, с другой стороны, Галковский явно преувеличивает возможности формального мира вообще и формального воспитания - игровой дипломатии - в частности. Как написал один из участников обсуждения статей "Друга Утят": "На самом деле "Галакси" слишком проста, груба и реальна для того, чтобы стать воплощением фантазий Галковского. Там отсутствует уют, волки зайчика ... (купюра моя. - В. Г.). Клубы какие-то, выдуманные "дипломаты" голубых кровей - да даже на пресловутое "создание имиджа" обычно нет времени".

Участники игры решают прямые утилитарные задачи, и говорить о том, что главное в "Galaxy" - это околоигровая реальность, явное преувеличение. Игрокам интересно играть - играть друг с другом, и этим, собственно, все сказано. В "Galaxy" найден замечательно точный баланс между сложностью формального описания и возможностями внутриигрового развития, контроля и оценки ситуации. Это безусловное достижение. С появлением все новых игровых серверов появляются новые варианты правил, которые следуют "Руководству игрока" в целом, но реализуют и свои дополнительные возможности. Но изменения правил направлены на усиление именно игровой формальной части, а не дипломатической. Так, на многих серверах запрещена команда "G" - передача своих кораблей другому играющему, что осложняет злонамеренный "толпизм". Но интриги "дипломатов" можно еще сильнее ограничить - например, сделав заключение мирного договора командой серверу и тем самым просто запретив его нарушение. Может быть, это не слишком сильное ограничение? Впрочем, судить об этом я не берусь.

"Galaxy PLUS" - это замечательно обжитой и живой уголок виртуального мира, и не нужно предъявлять ему требования, которые он заведомо не может выполнить, как и не нужно принижать его достоинство, вторгаясь в формальное пространство с недетерминированными законами (то бишь беззаконием) реальности.

В заключение я хочу поблагодарить mr. Skull, дебютирующего в роли Гейммастера, создателя игрового сервера, за подробные и оперативные консультации, которые мне очень помогли в написании этого обозрения.

"Новый мир", # 11, 2002

О "Друге Утят" Дмитрия Галковского также см. "Обозрение С. К. # 118 Философические игры Дмитрия Галковского в историософию и конспирологию".

"Журнальное чтиво: выпуск 96" Инны Булкиной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Петр Павлов, ЖЗЛимонова, или Полная книга воды /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. Шумят, шумят неувядаемые пубертатные лавры подростка Савенко.
Александр Уланов, Блудный подданный автомата /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. Популярность Лимонова связана с общим ростом популярности культа силы и власти. Мрачная ирония в том, что культ силы делает Лимонова родным тем, кто держит его в тюрьме.
Олег Дарк, В бой идет один подросток /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. От наполненной бряцаньем оружия книги Лимонова веет глубинным и очень органичным добродушием.
Галина Ермошина, Лепя фигурки из тумана /18.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Сергей Тимофеев. [Стихотворения] // Орбита: Поэзия, проза, публицистика, фотографии. - Рига: ADC, 2000; Орбита # 2; Орбита # 3. Альманах: поэзия, проза, эссе, фотографии, компьютерная графика. - Рига: Орбита, 2001.
Михаил Эпштейн, Дар слова. Выпуск 3 /18.11/
Любля. Как говорить "про это", не впадая ни в книжность, ни в просторечие. Предлоги и падежи любовного чувства.
предыдущая в начало следующая
Владимир Губайловский
Владимир
ГУБАЙЛОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100