Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20021130_kost.html

"Фольклор и постфольклор": на non/fiction 2002
Василий Костырко

Дата публикации:  30 Ноября 2002

Презентация новой серии издательства ОГИ "Фольклор и постфольклор" была задумана довольно изобретательно и представляла собой некий гибрид клубных увеселений и научной конференции. Причем в роли "артистов" выступали редакторы серии и авторы книг, ученые ИВГИ РГГУ и их коллеги из разных уголков нашего обширного Отечества.

Последнее было совершенно необходимо, ибо, имея смутное представление о фольклоре, среднестатистический посетитель выставки определенно нуждался в разъяснении того, что же такое "постфольклор".

Именно поэтому презентация началась с вступительного слова С.Ю.Неклюдова, которое плавно перешло в доклад об авторской песне "Кирпичики" и ее жизни в современном фольклоре. Песня была выбрана как пример этого самого "постфольклора" - "ушедший в народ" текст подвергается переработке и начинает варьироваться, совсем как баллада или былина в старые времена.

Продолжившая тему "постфольклора" Анна Минаева рассказывала о "наивной литературе" (современный письменный аналог старинного прозаического фольклора) и зачитывала особенно сочные фрагменты, в основном - про любовь.

Наивную литературу можно было трогать руками - авторы книг серии Сергей Борисов и Екатерина Ефимова подготовили стенды с творчеством своих подопечных, так называемыми "девичьими" и "тюремными" альбомами, и сами же комментировали экспозицию.

Кроме "постфольклора" на презентации демонстрировался и "постобряд", а именно всякое этнографическое кино, видеоматериалы Александра Панченко про сектантов-виссарионитов и кусочек из фильма Татьяны Щепанской (последнюю замещала Александра Архипова) про "индианистов" (отечественная молодежная субкультура, воссоздающая быт и культуру североамериканских индейцев).

Ну а в конце презентации публика получила доступ к книжкам, открывающим серию. Это "Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект" Александра Панченко и "Девичий рукописный рассказ" Сергея Борисова. Обе, к сожалению, в мягкой обложке и на тонкой бумаге.

Впрочем, лиха беда начало - на подходе выпуск трудов классиков отечественной фольклористики В.М.Жирмунского, А.И.Никифорова, К.В.Чистова и П.Г.Богатырева. Даст Бог, и на хорошую бумагу деньги найдутся.

Если "постфольклор" был представлен на выставке ярко и не без некоторого пиара, то собственно традиционный фольклор, публикация которого по традиции находится в ведении других, академических издательств, было обнаружить труднее, поскольку этим самым пиаром они, как правило, не занимаются.

Тем не менее, фольклор есть. Например, на стенде "Восточной литературы" имелись в наличии коллективная монография "Обряды в традиционной культуре бурят", "Курдская народная лирика" и "Мифы, предания и сказки кетов". Последняя книжка, также вышедшая из недр ИВГИ (составление и подготовка текста - Е.С.Новик), была подписана к печати в самом конце 2001-го и на прилавках появилась, соответственно, лишь в начале 2002 г.

Ситуация обидная: с точки зрения среднестатистического редактора отдела рецензий, книга, выпуск которой пришелся на такое вот "календарное порубежье", - "старая" и в результате будет пропущена, несмотря на то, что с научной точки зрения останется актуальной еще не один десяток лет. Ровно то же самое можно сказать про "Фольклор ненцев", вышедший в серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", которую выпускает новосибирское "Издательство Института археологии и этнографии СО РАН".

Кстати, само издательство по причине дороговизны мероприятия в этом году в "non/fiction" участия не принимает, так что "Фольклор ненцев" на выставку не попал.