Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030121_nekr.html

"300 лет Петербургу - это 300 лет русской литературы"
Сергей Некрасов

Дата публикации:  21 Января 2003

В Петербурге на 30 мая нынешнего года запланировано открытие нового музея - Литературно-мемориального музея Державина и русской словесности его времени. Он станет еще одним - четвертым по счету - филиалом Всероссийского музея А.С.Пушкина. Во Дворце Державина на Мойке, 118 сейчас полным ходом идут реставрационные работы.

С директором Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергеем Некрасовым беседует Екатерина Ефремова.


Русский Журнал: Сергей Михайлович, как вы оказались во главе крупнейшего в мире музея Пушкина?

Сергей Некрасов: Мне посчастливилось родиться в Царском Селе сразу после войны. Город был наполовину разрушен. В 1949 году был 150-летний юбилей Пушкина. Именно там - в Царском Селе - открылась огромная выставка "Жизнь и творчество Пушкина", подготовленная Академией наук. Именно там в том же году открылся Музей-Лицей. Значимость этого события была столь велика, что практически весь состав Президиума Академии наук во главе с ее президентом Сергеем Ивановичем Вавиловым приехал на открытие выставки и музея. Казалось, что Царское Село будет городом Пушкина, подобно тому, как Стратфорд-на-Эйвоне - город Шекспира или Веймар - город Шиллера и Гете. Это была любимая идея Вавилова, который, к сожалению, скончался в 1951 году, и эта идея не получила своего воплощения до конца. Тем не менее, пушкинские музейные объекты открылись. Мне было тогда два года, поэтому я не помню этих событий. Но то ли в этом году, то ли в одном из последующих - я был тогда маленьким ребенком - в парке было пушкинское гуляние, и один актер читал стихи Пушкина. Я, конечно, не знал, что это - актер и стихи Пушкина, но помню свои ощущения: посреди парковой зелени я слышу голос человека, который произносит совершенно невероятные слова. Таким пронзительным поразительным поэтическим явлением вошел в мою жизнь Пушкин. Я без Пушкина себя не помню. Всем в детстве читали сказки Пушкина и мне тоже - читали. У Федоровского городка. Городок, полуразрушенный в то время, был построен к 300-летию Дома Романовых в стиле русской архитектуры начала XVII века. Я очень долго был уверен, что вся история Царя Салтана происходила за его стенами. Когда мы гуляли, то проходили мимо кладбища царских лошадей, которое и сейчас сохранилось. Когда мне читали "Песнь о вещем Олеге", то я считал, что и история с конем Вещего Олега именно здесь происходила. Может быть, потому, что в те годы весь мир за пределы Царского Села не выходил. Да и сейчас для меня Царское Село значит очень много. Я до сих пор там живу. Каждый день приезжаю сюда - на Мойку. Хотя в Царском Селе есть два наших филиала.

РЖ: Сколько же всего филиалов у Всероссийского музея Пушкина?

С.Н.: Всероссийский музей Пушкина - это не только последняя квартира Пушкина на Мойке, 12, как принято думать, но и основная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Пушкина, которую в 1999 году мы открыли здесь на 2-м и 3-м этажах в 18 залах. Это - Музей-Лицей, Музей-Дача Пушкина, Музей-квартира Некрасова и то, что мы делаем сейчас и должны открыть к 300-летию Петербурга, - Музей Державина и русской словесности его времени. Все это вместе составляет тот самый Всеросийский музей Пушкина, который складывался на протяжении многих столетий.

РЖ: Когда же возник музей?

С.Н.: Музей возник 124 года назад. Он открылся 19 октября 1879 года при Императорском Александровском Лицее. Те люди, которые создавали музей, любили Пушкина. Они обратились к его семье - тогда были еще живы дети Пушкина, все четверо, - и к его друзьям - кто-то был еще жив, - и к его соученикам по Лицею - несколько человек тоже оказались живы. Стали собираться вещи, которые составили основу Всероссийского пушкинского музея. Я даже позволил себе сразу после юбилея написать небольшую книжечку, которая называлась "Три эпохи музея". Условно говоря, первая эпоха - с 1879 по 1917 год, когда все собиралось в Пушкинском музее при Императорском Лицее. Вторая (очень интересная, академическая) эпоха - с 1917 по 1953 год, когда под эгидой Академии наук в Институте русской литературы (Пушкинском доме) собранная там небольшая, но очень ценная коллекция в 1917 году объединилась с фондами музея при Императорском Лицее. Кстати, идея создания Пушкинского Дома принадлежит профессорам Императорского Лицея, так что это было как бы продолжением одного и того же дела, собственно говоря, и люди были примерно те же. Поскольку в 1917 году Академия наук находилась под особой защитой Советской власти, а Императорский Лицей был просто закрыт - как учебное учреждение, чуждое новому государству, - то, естественно, все пушкинские коллекции были объединены под эгидой Академии наук и переданы на хранение в Пушкинский дом. Вот тогда-то Пушкинский дом и стал инициатором создания и Музея-квартиры А.С.Пушкина, и Музея-Лицея, и основной экспозиции в Александровском дворце, и новых экспозиций в Михайловском. Кстати, все это было одним музеем - и Петербург, и Михайловское - вплоть до 1953 года.

РЖ: Что же произошло в 1953 году?

С.Н.: Тогда было принято решение о выделении всего музейного комплекса, который находился в составе академического учреждения, что было справедливо и мудро, и о переподчинение его Министерству культуры. С тех пор по наши дни - наступил третий этап существования нашего музея. Что самое главное? Музей может менять адрес - он может существовать то в одном здании, то в другом, он может менять ведомственную принадлежность, но все же основой каждого музея и историей любого музея является история его коллекций. И вот эти коллекции, впервые собранные в Императорском Лицее, и составили основу нашего музея. Может, вы и не знаете этих вещей, а с другой стороны, вы очень хорошо знаете эти экспонаты. Вы приходите в Музей-квартиру Пушкина и видите, скажем, саблю, которая висит в кабинете Пушкина, которую подарил Пашкевич, или ножницы Пушкина... Эти экспонаты передали когда-то в дар в музей Императорского Лицея - сын Пушкина Григорий Александрович и племянник его Павлищев. Иван Сергеевич Тургенев после своей кончины завещал Полине Виардо передать то, чем он обладал, - знаменитый локон волос, который он срезал с головы Пушкина, оправленный в медальон. Поэтому повторяю еще раз: история музея - прежде всего история его коллекций. Наша коллекция сегодня достигла 200 000 единиц хранения. Она объединяет и личные вещи Пушкина, и четырнадцать его портретов в разных вариантах, в том числе знаменитый портрет Пушкина в халате кисти Василия Тропинина (у нас есть не только сам портрет, но и этюд к нему, и первый карандашный вариант). В основной экспозиции мы представили в нескольких залах по очереди все эти три портрета - видна динамика развития творческой фантазии художника. Вот как создавался наш музей. И мы будем праздновать 125 лет старейшему пушкинскому музею России - 19 октября 2004 года.

РЖ: Как же вы оказались в кресле директора первого пушкинского музея России?

С.Н.: Я должен сказать, что читал Пушкина постоянно и любил его поэзию. Мне казалось, что просто читать Пушкина - самое замечательно дело. Когда наступило время выбирать профессию, то я оказался студентом в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии в классе Леонида Сергеевича Вивьена, который был руководителем Театра драмы имени Пушкина. Его дед был знаменитым художником, который написал несколько прекрасных пушкинских портретов, и вообще, он портретировал семью Пушкина. В течение года мы много говорили на занятиях с Вивьеном о Пушкине, о пушкинских сюжетах. Это было очень интересно. Я начал писать литературные композиции по произведениям Пушкина. Мне это очень нравилось. В более поздние времена уже появились передачи на телевидении к 200-летию Пушкина, которые родились как отголоски тех студенческих разговоров и литературных композиций. Для человека, родившегося в Царском Селе, любящего Пушкина и испытывающего потребность постоянно слышать его стихи и прозу - это, конечно, особая миссия - стать директором Всероссийского музея Пушкина. 15 лет назад, в январе 1988 года, это произошло. Предыдущий директор нашего музея - М.Н.Петай, которая много сделала для того, чтобы расселить квартиры в доме на Мойке, 12 и подготовить условия для создания большого музейного комплекса, - предложила мне это место. Затем в Пушкинском доме посоветовались с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В январе 1988 года я пришел в этот кабинет, что, конечно, было для меня большим счастьем, поскольку я по-настоящему увлечен не только Пушкиным, но и музейной работой. Хотя есть и еще один поэт, которого я безумно люблю - это Гавриил Романович Державин. Я просто вспоминаю фразу, которую однажды написал Виссарион Белинский: "Поэзия державинская есть прежде времени явившаяся поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская - есть вовремя явившаяся поэзия державинская".

РЖ: Связано ли то, что в начале года у Всероссийского музея Пушкина появится новый филиал - Дом-музей Державина на Фонтанке, 118, - с вашей любовью к этому поэту?

С.Н.: Конечно, мы работаем над новым филиалом нашего музея не по чьему-либо капризу. Мы просто обязаны восполнить недостающее звено в музейном воплощении истории русской литературы и литераторов. Вы посмотрите: наш город богат литературными музеями - от Пушкина до Ахматовой. Это все замечательно, но это все писатели и поэты XIX и XX веков. А целое столетие русской литературы от петровских реформ до появления Пушкина не имеет музейного воплощения. Литературное творчество Державина, реформы русского языка, связанные с именами Михаила Ломоносова и Василия Тредиаковского, с членами Российской Академии... Все эти замечательные люди - и Денис Фонвизин, и Николай Карамзин, и Гаврила Державин, и многие другие - они просто подготовили появление Александра Сергеевича Пушкина. То, что 8 января 1815 года в Лицее произошла символическая встреча Пушкина и Державина, о которой все мы знаем, просто наглядное свидетельство того, как действительно подспудно развивалась русская литература. У Пушкина есть замечательная фраза, написанная им будто специально для нашего разговора: "Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке". Что именно имел в виду Пушкин? Он же отстаивал подлинность "Слова о полку Игореве", знал древнерусскую литературу. Он имел в виду совершенно новую, принципиально новую словесность, которая была отражением новых условий существования России после петровских реформ. И мэтрами этой словесности как раз и были те люди, которые воплощают собою литературный XVIII век. Более того, благодаря петровским реформам и мощной созидательной деятельности подвижников русской культуры, во многом это словесность, рожденная на брегах Невы. Поэтому я думаю, будет правильно сказать, что 300 лет Петербургу - это 300 лет русской литературы. И вот первому веку новой русской словесности как раз и посвящен музей Державина и русской словесности. Представьте себе, четверть века там жил Державин. И четверть века туда к нему приходили практически все выдающиеся деятели русской культуры того времени. Там собирался знаменитый львовско-державинский кружок, который во многом формировал вкусы русского общества конца XVIII и начала XIX века. Там были и художники, которые на равных правах участвовали в жизни этого общества и были друзьями хозяев. И какие имена! Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский - "звезды" первой величины! Кстати, благодаря именно этому обстоятельству мы знаем в лицо и Державина, и его жену, и тех гостей, которые посещали дом Державина. Ведь все это происходило в особняке Державина! Русских национальных опер тогда не существовало: Евстигней Фомин написал музыку, а Николай Львов написал либретто первой такой оперы "Ямщики на подставе". Она рождалась в львовско-державинском кружке. Они все исповедовали идеи века просвещения, по-своему хотели понять, что такое природа просвещенной власти. Идея просвещенного абсолютизма была им близка необычайно.

РЖ: Как же эту идею "раскручивал", говоря современным языком, львовско-державинский кружок?

С.Н.: Представьте себе, собираются гости, которые одновременно являются членами кружка, и начинают обсуждать идею просвещенного абсолютизма. Это же было не скучное дидактическое обсуждение отвлеченной идеи. В чем она выражается? Державин прочел "Сказку о царевиче Хлоре" императрицы Екатерины П и написал "Оду к Фелице", позаимствовав из ее произведения действующих лиц. Николай Львов на основе этой сказки делает ее ландшафтно-музейное воплощение, как бы сегодня мы сказали. Между Павловском и Царским Селом речка Тызва, которая подарена внуку императрицы Екатерины П Александру - на ней Львов строит (и сохранились гравюры) так называемую Александрову дачу, то есть дачу для Александра. Вот там выстраивает все, что императрица описала в своей сказке: и храм Розы без шипов - Фелицы, и хижину Отшельника и так далее. "Ода к Фелице" построена на искреннем восхищении теми благородными чертами, которыми обладает героиня, и столь же искреннем негодовании по поводу порочных склонностей вельмож, которые окружают ее. На этом фоне она смотрится еще ярче. Но так как Державин довольно резко и иронически представляет этих вельмож, то друзья, участники львовско-державинского кружка советуют ее не печатать. Ода целый год валялась в столе, пока не была опубликована. Но она вдохновляет Львова - в соответствие с тем, что писал Державин, - на создание "программного" портрета императрицы Екатерины П в образе Фелицы - богини Правосудия. Он пишет эту программу. Его друг - художник Левицкий выполняет эту работу и создает знаменитый портрет Екатерины П - законодательницы, два варианта которого сегодня находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Он порождает бесчисленное количество копий. Уже в XVIII веке почти в каждом учреждении висели копии этого портрета. Глядя на этот портрет, поэт Богданович пишет станс, который обращает к художнику: "Левицкий, начертав российско божество, (...) своим искусством ты явил в Петровом граде бессмертных красоту и смертных торжество". Все это печатается в журнале "Собеседник любителей русского слова", где подробно рассказывает историю создания этого портрета сам Левицкий. Державин любуется этим портретом и пишет следующую оду "Изображение Фелицы, или Видение Мурзы". И так далее. Одна тема, которая обсуждается, находит разнообразное и интересное воплощение в тех многочисленных вариантах живописного и словесного искусства и даже ландшафтной архитектуры, как бы мы сегодня сказали. Все это проходит через ум и сердце тех полутора десятков человек, которые собираются в Доме Державина. Так что много сюжетов требуют своего раскрытия и, думаю, будут интересны посетителям.

РЖ: Как же можно показать историю русской литературы на протяжении ста лет?

С.Н.: Просто демонстрировать гравированные портреты писателей и этикетки к ним - скучно и никому не нужно. Мне кажется, мы нашли хороший прием. Мы показываем историю русской литературы почти за столетие на материале трех литературных салонов. Мы делаем салон середины XVIII века - шестидесятых-семидесятых годов, салон, который стал только еще посещать Державин. Он очень быстро из человека, только еще приближающегося к литературе, становится действующим литератором. В 1779 году он пишет о том, что он нашел свой особый путь. Это уже было рождение Державина как настоящего поэта. У него была очень яркая и интересная биография, которая во многом отразилась в его стихах. Ведь 1779 годом датирована знаменитая Ода на смерть князя Мещерского: "...глагол времен, металла звон, твой страшный глас меня смущает, зовет меня, зовет... и к гробу приближает..." Эта первая глубочайшая философская ода Державина, которая заканчивается словами: "Жизнь есть небес мгновенный дар, устрой ее себе к покою, и с чистою твоей душою благословляй судеб удар". Вот это уже - особый путь. Белинский писал, что когда ее читаешь, то, по выражению Шекспира, волосы встают на голове встревоженной ратью. И в то же время - изумительная любовная лирика. "Хоть вся сейчас природа дремлет, одна любовь моя не спит, твои движенья, вздохи внемлет и молча на тебя глядит..." Какая легкая интонация! Если бы я не сказал, что это написано в 1770-м году, то вы бы даже этого и не заметили. Казалось бы, где еще русская поэзия, когда, что... А вот она - уже живая. Вот Державин уже родился как поэт. Эти салоны XVIII века, когда уже отшумели страсти литературной борьбы и полемики Ломоносова, Сумарокова, и только-только стал являться миру поэт Державин. Вот - материалы первого салона.

Второй салон - это львовско-державинский кружок. В соломенной гостиной первого этажа возникает тема первого серьезного содружества русских поэтов, музыкантов и художников. Тут бывал и Козловский, который написал на стихи Державина знаменитый гимн "Гром победы раздавайся", который был одно время и гимном Российского государства. Историю гимна нашей родины сейчас именно с этого произведения и начинают. Здесь бывали и Дмитрий Бортнянский, и Иван Прач, с которым вместе Львов издал знаменитое собрание русских народных песен. И наконец - третий салон - десятых годов XIX века. Огромный зал заседаний Беседы любителей русского слова, который венчает залы первого этажа более семи метров высотой: с одной стороны пять рядов окон, с другой стороны - зеркала, отражающие их свет. Пространство зала раздвинуто. А дальше, в центре зала - дверь, которая ведет в домашний театр Державина. Он был построен - всего на пятьдесят человек, - чтобы представлять драматургию хозяина дома. В державинском доме появляется своего рода центр русского и европейского просвещения, культуры, если брать шире, поскольку русское просвещение всегда было тесно связано с европейским просвещением. И салоны, и театр, и зал Беседы любителей русского слова позволяют приглашать сюда гостей, которые не только будут смотреть экспозицию этого музея, но и принимать участие в научных конференциях, литературных праздниках. Представляете, как хорошо звучит: заседание проводится в Доме Державина на Фонтанке в зале заседаний Беседы любителей русского слова! Традиция продолжается. 200 человек впервые собрались и открыли заседание Беседы в 1811 году.

РЖ: Все, о чем вы рассказывали, находится на первом этаже?

С.Н.: Да.

РЖ: А сколько комнат во втором этаже?

С.Н.: Десять.

РЖ: Вы реставрируете Дворец Державина, следуя принципу сохранения исторической идентичности интерьеров?

С.Н.: Мы не ставим перед собой задачи восстанавливать этот особняк в том виде, в каком он был при Державине. Во-первых, это невозможно. Уже надстроен третий этаж, изменены пропорции здания. Во-вторых, мы не всегда располагаем точными материалами для реставрации. Мы восстанавливаем в точном историческом соответствии лишь те интерьеры, которые нам известны. Например, есть рисунок, изображающий кабинет Державина один к одному, его мы и восстанавливаем. Много материалов, рассказывающих о зале Беседы любителей русского слова, о знаменитой гостиной второго этажа - "диванчик". Но я хотел бы подчеркнуть, что мы не занимаемся реставрацией особняка Державина, а создаем новый филиал Всероссийского музея Пушкина - литературно-мемориальный музей Державина и русской словесности его времени. Он покажет, на чем Пушкин вырос и откуда он появился, и покажет отношение Пушкина к его предшественникам.

РЖ: А на каком этапе находятся работы по реставрации особняка Державина?

С.Н.: Все, о чем я говорю, уже сделано. Основной объем работ первой очереди - то есть центральной части здания, где находятся две анфилады комнат первого и второго этажа, - уже выполнен. На сегодняшний день в этих залах закончены даже живописные работы, потолки расписаны, набранные паркеты уже покрыты лаком. В середине января - по графику - строители должны покинуть центральную часть, в которой мы размещаем музей. В силу того, что у нас так много выходных и праздников, наверное, это произойдет на недели полторы позже. Но это нестрашно. По предварительному графику мы должны открыть музей 30 мая 2003 года. У нас времени вполне достаточно. И весь объем работ, в соответствии с тем финансированием, которое в этом году было выделено нашему музею, уже полностью завершен.

РЖ: Кто финансирует проведение работ?

С.Н.: Всероссийский музей Пушкина является музеем федерального уровня. Работы финансирует Министерство культуры Российской Федерации. Надо сказать, что благодаря тому, что в последнее время удалось добиться достаточно ритмичного финансирования, мы и смогли осуществить весь комплекс работ. Нам еще осталось сделать многие важные вещи: фасады не только центрального здания, но и двух флигелей, отдельно стоящего трехэтажного флигеля, завершить реставрацию ворот.

РЖ: А как давно в ваше ведение был передан особняк Державина? И как вообще вам удалось получить это здание в свое ведение?

С.Н.: Это была очень трудная история. Здание нам было официально передано Постановлением правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 года. Реальное финансирование началось только с 2000 года. Тот грандиозный объем работ, который там проведен, выполнен практически за последние два года. Город Петербург получает к юбилею великолепный подарок в виде возрожденной городской усадьбы поэта и вельможи конца XVIII - начала XIX века. Это державинская усадьба. Совершенно неслучайно в перечень объектов, реставрируемых к 300-летию города, подписанных Президентом Российской Федерации, вошел и Дом Державина. Наряду с грандиозными проектами, связанными с Русским музеем, Эрмитажем, Петропавловской крепостью, есть и наш небольшой литературный музей.

РЖ: А что было в этом доме до начала реставрационных работ?

С.Н.: Там были ужасающие коммунальные квартиры и конторские офисы. Первое, что нам пришлось делать, когда нам передали этот особняк, так это заниматься "устранением позднейших наслоений". Мы получили здание практически в аварийном состоянии: с текущей крышей, сгнившими перекрытиями, лопающимися ржавыми трубами. Надо было провести огромную работу, чтобы этот совершеннейший хаос превратить в прекрасный особняк, в котором когда-то жил Державин. С этой задачей, мне кажется, мы справляемся. Коммунальные квартиры там были до середины 70-х годов, затем здание было передано под конторские нужды одной из организаций Министерства оборонной промышленности, затем это здание, с определенными нарушениями юридических норм, было передано в акционерное общество, которое вскоре развалилось. И лишь после этого стало возможным подготовить переход особняка Державина в ведение Всероссийского музея Пушкина. Министерство культуры изначально поддержало наш музей в желании создать новый филиал. Мы даже получили кое-какие деньги на закупку уникальных предметов, которые должны быть в этом доме. Я хотел бы поблагодарить и наших коллег-музейщиков из Москвы, Петербурга и Казани, которые с пониманием отнеслись к идее создания такого музея. Некоторыми вещами Державина мы, Всероссийский музей Пушкина, располагаем - и портрет работы Владимира Боровиковского, на котором он изображен в сенаторском мундире, и портрет его работы Александра Васильевского в колпаке, державинское кресло, его автографы. Но ряд вещей, например стол из кабинета Державина, лампа, стоявшая на этом столе, кресло Державина, - оказались в Казани в Национальном музее Татарстана. У нас есть договоренность с этим музеем, что эти вещи займут свое место в Доме-музее Державина.

РЖ: А как они оказались в Татарстане?

С.Н.: Очень просто. Вдова Державина распорядилась после его смерти их туда отослать - на его родину в Казань. Их отдали в Казанский университет, где благоговейно к ним относились, а потом они перешли по наследству Национальному музею Татарстана. Там еще есть великолепные карманные часы Державина.

РЖ: Как же получилось так, что великий русский поэт родился в Казани?

С.Н.: Это была и есть территория России. Вы знаете, что очень многие русские писатели имеют происхождение, связанное с Золотой Ордой. Например, кто самый русский писатель? Карамзин. А родоначальник этой фамилии - Кара Мурза. Хан Турген - был родоначальником фамилии Тургеневых. Так и у Державина получилось. Он происходил от татарского мурзы Багрима, чем, несомненно, гордился. У них было имение под Казанью, принадлежавшее его отцу - Роману Николаевичу. И вот в этом самом имении, где, кстати, сейчас тоже создается музей, Гаврила Романович и родился в 1743 году. Он был уроженцем Казани. В 1798 году он там написал стихотворение "Арфа", где были строки: "Мила нам добра весть о нашей стороне, Отечества и дым нам сладок и приятен". Когда Грибоедов написал свою комедию, он чуть-чуть переиначил последнюю строчку. В устах Чацкого она звучит: "И дым Отечества нам сладок и приятен". Вот эта строка относится к Казани, куда Державин съездил в конце жизни.

Мы с Национальным музеем Татарстана много и активно контактировали и решили даже провести международную Державинскую научную конференцию. Она пройдет в два этапа: летом будущего года в Казани, а затем в январе, в день встречи Пушкина и Державина, в С.-Петербурге. Жизнь музея - это не только создание экспозиции, но и огромная всесторонняя работа. Кстати сказать, еще музея не было, еще и к реставрации державинского особняка не приступили, а уже начали осваивать само место. В 1993 году Державину исполнялось 250 лет. Мы обратились к скульптуру Марии Тимофеевне Литовченко-Аникушиной с просьбой создать скульптурный портрет Державина. Она сделала бюст Державина, который мы поставили в саду этого дома. Четырнадцать лет назад мы провели первые Державинские чтения - научную конференцию, которая традиционно проводится в день встречи Пушкина и Державина в Лицее. Именно там мы эти чтения и проводили. Кроме того, мы выступили с очень важной инициативой. Державин родился 3 июля по старому стилю. Мы решили устраивать в первое воскресенье июля праздник русской поэзии восемнадцатого века. И вот уже четырнадцать лет мы его проводим. Конечно, будет большой серьезный праздник на будущий год, потому что откроется музей. Он будет проходить не только в саду Дома Державина, но и в самом дворце. Если вернуться к разговору о предметах, которыми наполняется Дом Державина, нужно вспомнить, что когда-то художник Сальваторе Тончи написал великолепный огромный - два на три метра - портрет Державина. Он изображен в шапке, в собольей шубе. Знаменитый портрет, который висел в Доме Державина, позже оказался в Третьяковской галерее. Министерство культуры выделило деньги на реставрацию полотна и рамы. Затем по договоренности с дирекцией Государственной Третьяковской галереей этот портрет будет передан на временное хранение в Дом Державина. Он займет свое место в том зале, где он висел при Державине. В Государственном литературном музее нам обещали отдать один предмет, когда-то принадлежавший Державину. Сейчас ведется большая серьезная творческая работа по сбору подлинников державинского времени. И хочется поблагодарить всех музейщиков, которые нам помогают в этом непростом деле и идут навстречу.

РЖ: Что же осталось сделать на сегодняшний день?

С.Н.: Нужно завершить отделку и окраску всего фасада: не только центрального здания, но и всех флигелей дома. Нужно перекрыть кровлю двух флигелей. Вставить оконные рамы. Короче говоря, работы еще довольно много. Эта работа техническая, и она не так заметна. Она касается центральной части здания, флигелей и театра. Там действительно еще объемы работ достаточно велики.

РЖ: Какие фирмы ведут реставрационные работы?

С.Н.: ООО "Ника" - один из наших подрядчиков и РБМ "Реконструкция". Две организации, которые себя хорошо зарекомендовали, поскольку они работали уже у нас в 1999 году на Мойке, 12, когда мы создавали основную литературную экспозицию в залах второго и третьего этажей.

РЖ: А есть ли в ваших планах проект реставрации сада дома Державина?

С.Н.: Да, у нас есть такой проект, но это, несомненно, дело будущего. На сегодняшний день никаких средств на это не предусмотрено. Да нам и не успеть. Мы сейчас даже не касаемся сада. Но в перспективе было бы хорошо, чтобы и державинский сад был возрожден.

РЖ: А каково на данный момент материальное обеспечение реставрации Дома Державина?

С.Н.: На 2002 год мы заявляли цифры большие, чем те лимиты, которые были нам предоставлены. Ситуация такая. Мы заявляли 68 миллионов рублей государственных инвестиций, а получили 45 миллионов рублей на проведение этих работ. На будущий год нам будет необходимо еще 42 миллиона рублей государственных инвестиций и 26 миллионов рублей - на текущее содержание, куда входит оплата охраны объектов и другое. Для создания экспозиции музея необходимо 17 миллионов рублей.

РЖ: Город вам помогает чем-либо в этой работе?

С.Н.: Вы знаете, дело в том, что музей находится в подчинении федерального центра. Все финансирование идет непосредственно из Министерства культуры. В плане материальном этого не происходит. С другой стороны, мы находимся в постоянном контакте с такой городской организацией, как ГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга).

РЖ: Помогают ли вам какие-либо меценаты?

С.Н.: К сожалению, я не могу представить Вам список меценатов. Надеюсь, что они появятся. Но все же есть люди, которые очень любят наш музей, которые хотят, чтобы был воссоздан Дом Державина и, по мере сил, пытаются нам помочь. Например, в Америке есть профессор Александр Левицкий (предки его эмигрировали из России после революции), который любит Державина и который даже издал том произведений Державина в том варианте, в котором сам Гавриил Романович в 1795 году поднес его императрице Екатерине П. Это издание было осуществлено на его личные деньги. Он у нас выступал и на Державинских чтениях. Он же подарил нам, например, великолепный лист работы Махаева 1753 года - вид Петербурга, того самого места, где должен был стоять первый державинский дом напротив Аничкова дворца. Но так случилось, что Державину пришлось уехать губернатором в Тамбов, а когда он вернулся, то вынужден был продать этот участок. Есть еще несколько человек, которые желали бы подарить что-нибудь музею. Но речь идет именно о дарении экспонатов. Что касается серьезных меценатов, которые принимали бы участие в реконструкции, то их нет. Эта работа происходит только за счет средств федерального бюджета.

РЖ: А члены "Ротари-клуба", в котором вы состоите, не помогают ли каким-либо образом музею?

С.Н.: Ротарианское движение существует по всему миру. Петербургская организация Ротари-клуба - "Северный сфинкс" внесла в программу своей деятельности оказание содействия созданию музея Державина. В частности, речь шла о конкретной помощи в оснащении оборудованием синхронного перевода конференц-зала для проведения международных конференций. Нам хотят подарить и некоторые отдельные предметы. Посмотрим.

РЖ: Каким образом музей Пушкина будет принимать участие в праздновании юбилея Санкт-Петербурга?

С.Н.: Мы будем принимать участие в межмузейных проектах. Например, в выставке "Праздничный Санкт-Петербург", которую будут "собирать" несколько музеев, и некоторых других межмузейных выставках. А непосредственно в нашем музее - в зеленом зале - мы хотим открыть ко Дню города очень интересную, на мой взгляд, выставку из фондов нашего музея, которая будет называться "Поэт и город". Материалы ее будут связаны не только с Пушкиным, но и с другими поэтами, которые жили в Петербурге и вещи которых представлены в наших фондах. Я думаю, что это будет достаточно интересно. Самая главная задача - открытие нового филиала музея - Дома-музея Державина и русской словесности его времени. И сейчас все наши силы и время мы отдаем этой работе. Мы хотим, чтобы дом Державина стал настоящим центром изучения истории и культуры России эпохи Просвещения.