Русский Журнал
/ Круг чтения / www.russ.ru/krug/20030407_dar.html |
Дар слова. Выпуск 21 Проективный словарь русского языка Михаил Эпштейн Дата публикации: 7 Апреля 2003 Приставка амби- (1) Рассмотрев в предыдущих выпусках двусмысленную, амбивалентную приставку "недо", перейдем теперь к международной приставке, обозначающей саму амбивалентность. Амби более полно выражает человеческую природу, чем "про" и "контра", и позволяет обнаружить глубинную обратимость тех явлений, которые мы привыкли поверхностно противопоставлять. АМБИ- (гр. amphi - вокруг, около, с обеих сторон) - приставка, указывающая на двойственность или обратимость данного явления, которое включает и свою противоположность. В философский язык уже вошло слово "амбивалентность" - сочетание противоположных отношений к одному объекту (хвала и хула, увенчание и осмеяние). Термин был введен швейцарским психиатром Э.Блейлером (1910) для описания противоположных чувств и установок по отношению к одному и тому же человеку (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т. д.). В 1912 г. З.Фрейд описал амбивалентность пациента в работе о человеке-крысе: "В нашем влюблённом бушевала борьба между любовью и ненавистью, которые предназначались одной и той же персоне". В русский гуманитарный язык этот термин ввел Михаил Бахтин, любивший его и употреблявший чуть ли не на каждой странице своей книги о Рабле: "народно-праздничный амбивалентный смех", "амбивалентыйй образ женщины" и т.д. "Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении" ("Творчество Франсуа Рабле..."). Но приставка "амби" не приросла намертво к основе "валентность". Она изредка употребляется и в других словах (порой в форме "амфи-" - амфибия, амфитеатр). Эта же приставка может регулярно сочетаться и с другими понятиями, обнаруживая общность или обратимость тех явлений, которые обычно мыслятся как взаимно исключающие. Для авторов, желающих одним махом подвести черту под прежними спорами и выйти на новый уровень понимания, приставка "амби-" - самый подходящий прием.
амбипАтия - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания. амбипАт- человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями. Пожалуй, впервые амбипатия выразилась сознательно, как свойство высокоразвитой личности, у поэта Катулла в его знаменитом стихотворении, обращенном к Лесбии (фрагмент 85): Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь? Приставка "амби-" может прилагаться к тем противоположным общественным движениям, направлениям мысли, которые используют сходный круг понятий. амбимарксИзм (ambiMarxism) - общая составляющая марксизма и антимарксизма, которые вращаются в одном кругу идей: "общество" и "труд", "история" и "личность", "революция" и "прогресс", - хотя и дают им противоположную оценку. Несчастье многих диссидентов состояло в том, что, как и их правящие оппоненты, они были намертво замкнуты в амбимарксизме с его архивной системой категорий ("базис" и "надстройка" и т.д.). амбипатриотИзм - противоречивое чувство к отечеству, сочетание любви и ненависти. Наивно считать, что общество делится на патриотов и антипатриотов. В груди истинного гражданина бушуют глубокие и противоречивые чувства, он всегда - амбипатриот. П.Я.Чаадаев - ярчайший пример: в "Апологии сумасшедшего" он превозносит Россию за то же самое, за что выносит ей суровый приговор в "Философических письмах". Этот амбипатриотизм и сделал его одновременно отцом и западничества, и славянофильства. Даже такой простой ум, как Некрасов, понимал и азбучно выразил эту заповедь амбипатриотизма: амбиментAльность - обратимость идейных устремлений, смена убеждений вплоть до полной противоположности. Русским писателям и мыслителям свойственна амбиментальность - "превратное" отношение к собственным идеям, способность разворачиваться на 180 градусов. В.Г.Белинский раз в несколько лет круто менял свои убеждения: идейная горячность и амбициозность сочеталась у него с крайней амбивалентностью. Вл.Соловьев в "Краткой повести об Антихристе" (1900) выставляет в ироническом и демоническом виде свои же заветные идеи: всеединство, универсализм, экуменизм, теократию. Александр Блок, поэт и рыцарь Прекрасной Дамы и Вечной Женственности, впоследствии посмеялся над нею в образе блудницы, в "Балаганчике" и "Незнакомке". Для всех этих авторов характерен сознательный или бессознательный жест иронии, "выкрутас", "передерг", которым выворачивается наизнанку то, что создавалось десятилетиями труда - решительность расставания со своим идейным прошлым. Предыдущие выпуски "Дара слова" 1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности. |