Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030407_dar.html

Дар слова. Выпуск 21
Проективный словарь русского языка

Михаил Эпштейн

Дата публикации:  7 Апреля 2003

Приставка амби- (1)

Рассмотрев в предыдущих выпусках двусмысленную, амбивалентную приставку "недо", перейдем теперь к международной приставке, обозначающей саму амбивалентность. Амби более полно выражает человеческую природу, чем "про" и "контра", и позволяет обнаружить глубинную обратимость тех явлений, которые мы привыкли поверхностно противопоставлять.

АМБИ- (гр. amphi - вокруг, около, с обеих сторон) - приставка, указывающая на двойственность или обратимость данного явления, которое включает и свою противоположность.

В философский язык уже вошло слово "амбивалентность" - сочетание противоположных отношений к одному объекту (хвала и хула, увенчание и осмеяние). Термин был введен швейцарским психиатром Э.Блейлером (1910) для описания противоположных чувств и установок по отношению к одному и тому же человеку (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т. д.). В 1912 г. З.Фрейд описал амбивалентность пациента в работе о человеке-крысе: "В нашем влюблённом бушевала борьба между любовью и ненавистью, которые предназначались одной и той же персоне". В русский гуманитарный язык этот термин ввел Михаил Бахтин, любивший его и употреблявший чуть ли не на каждой странице своей книги о Рабле: "народно-праздничный амбивалентный смех", "амбивалентыйй образ женщины" и т.д. "Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении" ("Творчество Франсуа Рабле...").

Но приставка "амби" не приросла намертво к основе "валентность". Она изредка употребляется и в других словах (порой в форме "амфи-" - амфибия, амфитеатр). Эта же приставка может регулярно сочетаться и с другими понятиями, обнаруживая общность или обратимость тех явлений, которые обычно мыслятся как взаимно исключающие. Для авторов, желающих одним махом подвести черту под прежними спорами и выйти на новый уровень понимания, приставка "амби-" - самый подходящий прием.


В этом выпуске:

амбипAтия
амбипAт
амбимарксИзм
амбипатриотИзм
амбиментАльность


амбипАтия - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания.

амбипАт- человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями.

Пожалуй, впервые амбипатия выразилась сознательно, как свойство высокоразвитой личности, у поэта Катулла в его знаменитом стихотворении, обращенном к Лесбии (фрагмент 85):

Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь?
Сам я не знаю, но так происходит, и мучаюсь я.

Дмитрий Карамазов у Достоевского говорит о том, что человек "слишком широк", его одинаково влекут две бездны: верхняя и нижняя, идеал содома и идеал мадонны. В таком смысле Дмитрий, да, вероятно, и сам Достоевский, - ярчайшие представители этой общечеловеческой амбипатии.

Ну что, нравится он тебе? Ведь правда, симпатичный парень? - Не знаю, что и сказать. Вроде нравится, только шуток его и приколов я не выношу. У меня к нему амбипатия.


Приставка "амби-" может прилагаться к тем противоположным общественным движениям, направлениям мысли, которые используют сходный круг понятий.

амбимарксИзм (ambiMarxism) - общая составляющая марксизма и антимарксизма, которые вращаются в одном кругу идей: "общество" и "труд", "история" и "личность", "революция" и "прогресс", - хотя и дают им противоположную оценку.

Несчастье многих диссидентов состояло в том, что, как и их правящие оппоненты, они были намертво замкнуты в амбимарксизме с его архивной системой категорий ("базис" и "надстройка" и т.д.).

Марксисты с антимарксистами все еще играют в чехарду: история - личность, личность - история. Все это унылый и ветхий амбимарксизм. Как будто нет других факторов, таких, как язык и бессознательное, определяющих конфигурацию всего социально-персонального поля.


амбипатриотИзм - противоречивое чувство к отечеству, сочетание любви и ненависти.

Наивно считать, что общество делится на патриотов и антипатриотов. В груди истинного гражданина бушуют глубокие и противоречивые чувства, он всегда - амбипатриот. П.Я.Чаадаев - ярчайший пример: в "Апологии сумасшедшего" он превозносит Россию за то же самое, за что выносит ей суровый приговор в "Философических письмах". Этот амбипатриотизм и сделал его одновременно отцом и западничества, и славянофильства. Даже такой простой ум, как Некрасов, понимал и азбучно выразил эту заповедь амбипатриотизма:

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.


амбиментAльность - обратимость идейных устремлений, смена убеждений вплоть до полной противоположности.

Русским писателям и мыслителям свойственна амбиментальность - "превратное" отношение к собственным идеям, способность разворачиваться на 180 градусов. В.Г.Белинский раз в несколько лет круто менял свои убеждения: идейная горячность и амбициозность сочеталась у него с крайней амбивалентностью. Вл.Соловьев в "Краткой повести об Антихристе" (1900) выставляет в ироническом и демоническом виде свои же заветные идеи: всеединство, универсализм, экуменизм, теократию. Александр Блок, поэт и рыцарь Прекрасной Дамы и Вечной Женственности, впоследствии посмеялся над нею в образе блудницы, в "Балаганчике" и "Незнакомке". Для всех этих авторов характерен сознательный или бессознательный жест иронии, "выкрутас", "передерг", которым выворачивается наизнанку то, что создавалось десятилетиями труда - решительность расставания со своим идейным прошлым.

Эту амбиментальность И.С.Тургенев вывел насмешливо в "Дворянском гнезде", в образе вечного студента Михалевича, который признается лирически:

Новым чувствам всем сердцем отдался,
Как ребенок душою я стал:
И я сжег все, чему поклонялся,
Поклонился всему, что сжигал.


Предыдущие выпуски "Дара слова"

1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности.
2. Своеправие. Чем оно отличается от самодовольства, гордости и фанатизма.
3. Любля. Как говорить "про это", не впадая ни в книжность, ни в
просторечие. Предлоги и падежи любовного чувства.
4. Любь. Любовь - это когда я люблю, любь - это когда мне любится. Как можно действовать влюбь и почему нЕлюбь страшнее, чем безлЮбье.
5. Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое. Отчего страдают времябесием и времябоязнью.
6. Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное.
7. Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий.
8. Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова. Как выбирать подарки. Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы. Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж.
9.Время - 5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения. Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.
10. Время - 6. Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие. Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему? Времливые мыслители. 8 часов завременья.
11. Время-7. Однословия В. Колмановского. Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов. Овременять или развременять религию?
12. Время - 8. Последние времясловия. Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы. Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.
13. Хронос-1. Америка как демократия и хронократия. Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема - гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.
14. Хронос-2. Xроноцид - преступление 20-го века. Болезни времени и вечности. Диагноз: хронопатия. Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония. Tопохронная цивилизация. Очередь как топохрон.
15. Причастия будущего времени. Вопреки запретам академической и школьной грамматики, они существуют. "Сделающий, сумеющий, пожелающий, увидящий, прочитающий..." Отнесенность к будущему - важный признак настоящего.
16. Причастия будущего времени (страдательные). Мелетий Смотрицкий - грамматический пророк. "Сделаемый", "сотворимый", "прочитаемый"... Полная и симметрическая схема всех причастий. Время как вид, будущее как завершение.
17. Предлог "в" - главное русское слово. Частотный словарь и картина мира. Грамматософия. "Тhe" и "в". Как язык решает основной вопрос философии. Великая цепь бытия.
18. Приставка "недо-"(1): понятие и культурный символ. Уникальность "недо" в русском языке, его непереводимость и двусмысленность. Недо и дао. Недо как общественный феномен в оценке русских мыслителей.
19. Недо (2). Между западным "до" и восточным "не". Недо как тип цивилизации и как религиозное миросозерцание. "Надо" и "не то". Порыв - обрыв - надрыв у Ф.Достоевского и В.Высоцкого. Недо и теология.
20. Недо (3). Недо в мифотворчестве и литературе. Недоносок и недотыкомка. Поэтичность недо. Свободная сочетаемость приставки.