Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030412_por.html

"Колобок и Два жирафа" против "Черного котенка"
Мария Порядина

Дата публикации:  11 Апреля 2003

Как во времена, благополучные для книгоиздания, так и при нынешнем издательском беспределе существовали и существуют всякого рода книжные серии. Думается, что особенно выгодны серии книг, адресованных детям. Так или иначе, коммерческий спрос на книги зависит все-таки в большей степени не от детей, а от родителей. А им-то "серийность" как раз и удобна.

Понятно, что "читающих" родителей, профессионально ориентирующихся в литературных процессах, не так уж много. А уж в детской литературе хорошо разбираются весьма немногие. Подавляющее большинство мам и пап - это люди, которые традиционно придерживаются обычного принципа: "Детям надо читать". А что именно читать, когда и как - это проблема, которая требует грамотного и определенного решения. Ведь приходится обдумывать сто вопросов: какую книгу купить ребенку? а эту - покупать или нет? а вот это ему не рано читать? Выбрать "нужную" книгу одинаково трудно как в большом московском книжном магазине, где глаза разбегаются, так и в захолустном райцентре, где ассортимент крайне беден.

Тут-то и приходит на помощь издатель. Существование серии позволяет родителю не задумываться всякий раз над проблемой выбора конкретной книги для ребенка. Этот выбор за родителя делает издатель, составитель серии. Подразумевается, что составитель - специалист своего дела, профессионал, он знает, что нужно детям, - и поэтому родитель охотно доверяется опыту специалистов. Главное - начать: выбрать серию, купить одну книжку, а дальше уже "само пойдет": они будут издавать, а мы - покупать.

Даже человек, совершенно не интересующийся никакой литературой, покупающий книги только потому, что "так принято", обращает внимание на серийное оформление. Одинаково оформленные издания так аккуратно смотрятся на книжной полке в детской! Это ребенка к порядку приучает...

В сущности, ничего плохого нет в том, что издатель идет навстречу потребителю, предлагает ему как бы заботу о читательском развитии ребенка.

Но если прогуляться по книжному магазину и посмотреть, какие именно книжные серии предлагаются российскому покупателю в начале двадцать первого века, мы увидим, что эта забота во многом весьма формальна, а в некоторых случаях даже сомнительна.

Прежде всего бросается в глаза странное однообразие серийных названий. Как будто у издателей не хватает фантазии, чтобы придумать для серии яркое, выразительное, запоминающееся имя! По всем полкам расставлены разноцветные, но однообразные "библиотеки" - "Детская библиотека", "Библиотека младшего школьника", "Золотая библиотека", "Библиотека приключений" (издательство "АСТ", с 1999 года), еще одна "Библиотека приключений" ("Эксмо", с 2000-го). Интересно, не подрались между собой эти "АСТ" и "Эксмо" за столь оригинальное название?

Не всем везет и с содержанием серий. То и дело издаются и переиздаются одни и те же авторы, куда ни глянь - одни и те же имена. В "Золотой библиотеке" издательства "Оникс 21 век" представлены Дефо ("Робинзон") и Рони-старший, те же авторы украшают и "Библиотеку приключений" вышеупомянутого "АСТ'а". Там и сям, в составе серий и самостоятельно, мелькают вечнозеленые Барто, Маршак, Чуковский... Из серии в серию кочуют Винни-Пух, Муми-тролль, гномы и сиротка Марыся... Интересно, выгодно ли переиздавать "Винни-Пуха" в тридцать третий раз, зная, что конкурент тоже вот-вот сделает то же самое?

Отдельные составители серий кажутся подчас людьми, лишенными или логики, или элементарных литературоведческих знаний. Например, "Росмэн" публикует "Лучшие сказки мира" - здесь и русские народные, и из сборника братьев Гримм, и сказки тысяча и одной ночи, - и рядом с ними почему-то Гулливер. Бедный Свифт! Интересно, мог ли он думать, что его, памфлетиста и ругателя, перескажут для детей и запишут в "лучшие сказочники"?

Или вот пресловутый "АСТ" (он же "Астрель", он же, кажется, "Олимп" - я не в силах разобраться в его коммерческих псевдонимах) выдает серию "Любимые книги девочек". Оставив пока сомнения в необходимости гендерного подхода к литературе, рассмотрим серию: ну и винегрет! "Княжна Джаваха" недоуменно взирает на "Четвертую высоту", "Поллианна" отмахивается от "Дикой собаки динго", мелодраматическое киносочинение Галины Щербаковой "Вам и не снилось" соседствует с "Астральным полетом души на уроке физики" Дины Рубиной. А чтобы девчонки не слишком о себе воображали, возле них топчутся "Мальчики" А.Рекемчука и довольно жесткий лихановский "Никто". Кто, интересно, видел девочку, которая считает эти книги любимыми?

Между прочим, когда листаешь "серийные" книги, часто бросается в глаза недостаток полезной информации. Кое-кто из издателей забывает написать, в каком году основана серия, почти никто не указывает имя составителя серии - того самого специалиста по детской литературе, которому доверяется потребитель. Часто приходится прикладывать усилия, чтобы отыскать в выходных сведениях издания фамилию художника, разработавшего серийное оформление.

Доходит и вовсе до смешного: внушительным рядом выстроены одинаково оформленные книги, в каждой на обороте титульного листа, под "копирайтом", помещено напоминание о принадлежащих издательству правах на серийное оформление... а названия-то серии ни на обложке, ни на титуле - нигде не видно! С великим трудом удалось мне узнать, что коллекция "Самовара" называется "Детские классики", а "Эксмо" - "Детская библиотека". Может быть, и не стоило обращать внимание на такие "мелочи", но все-таки грамотное оформление книги - показатель издательской культуры. Если в издательстве нет своих специалистов, можно обратиться к коллегам или хоть в Книжную палату...

Художественное оформление книг - отдельная беда. Диодорова или Трубина днем с огнем не сыщешь, зато кругом сплошные шахгелдяны. А ведь хороший иллюстратор - друг и соратник писателя, помогающий читателю понять и полюбить книгу.

Одна только "Дрофа" затеяла хорошее дело - разработала серию, которая опирается не на текст, а на художника-оформителя. Несколько книг под девизом "Рисует Виктор Чижиков" - очень неплохое решение. Но и "Дрофе" можно напомнить, что Чижиков - не единственный на свете художник детской книги. Кроме того, "под Чижиковым" выходят, естественно, все те же "Винни-Пух", "Чиполлино", Барто и Токмакова.

Наряду с вечновыгодными классиками кое-где издаются и наши современники, но добрая их половина такова, что забрать все книги бы да сжечь. Особенно отличается "Эксмо" с его бездарными "детскими детективами" из серии "Черный котенок". Однообразные, убогие сочинения с примитивными, псевдоприключенческими современными сюжетами прикрываются "завлекательными" названиями - "Блин и зеленая макака", например, или "Мафия пишет оперу" - каков каламбур! Не лучше и серия "Страшилки" - "Пир вампиров", "Подземелье оборотня" - посмотреть да плюнуть. Однако именно такие писания, не требующие от читателя никакого интеллектуального напряжения, пользуются спросом, да таким, что "Эксмо" выдает уже "Золотую коллекцию" (как оригинально!) "Черного котенка".

Если же "Эксмо" берется за хорошие тексты, то все равно выше себя не прыгает. В серии "Детская библиотека" (той самой, название которой едва удалось отыскать!) представлены и Карлсон с Незнайкой, и Буратино с Чиполлино, и Бэмби с Братцем Кроликом, и Тим Талер с Вовкой Грушиным, и английская Алиса, и Алиса Селезнева... Но богатый ассортимент наводит на мысли о некоторой неразборчивости. Издать "Ветер в ивах" и "Синюю птицу" - это хорошо. Но зачем тогда печатать "А нас и здесь неплохо кормят" - мультсочинение А.Хайта? Уровень явно не тот! Да и оформлены эти книги так однообразно, примитивно и по-шахгелдянски, что три раза подумаешь, стоит ли покупать надоевшего попугая.

Вообще с хорошими современными авторами почти никто из книгоиздателей не желает связываться. Исключений - раз-два и обчелся. Но это очень приятные исключения, и я с удовольствием о них напоминаю.

"Дрофа" в 2000 году основала серию "Сказки нашего двора" (отдельное спасибо составительнице Н.Соломко) и публикует замечательных авторов. Неподражаемая Марина Москвина (рассказы "Голова профессора Шишкина", повесть "Жизнь и приключения милиционера Караваева"), лирический Олег Кургузов (рассказы "День рождения вверх ногами"), фантастический Юрий Вийра (невероятные истории "Мой папа - Мюнхгаузен"), редкостная Ксения Драгунская (сборник "Суп с котом"), обаятельная Марина Бородицкая ("Телефонные сказки Маринды и Миранды") - наши современники. Похоже, они писали и пишут именно те книги, которых не хватает сегодняшнему российскому ребенку. В этой же серии "Дрофы" - остроумные "Укротитель макарон" Татьяны Пономаревой, "Драконы среди нас" Сергея Георгиева, "Сказки про Змея Горыныча" Сергея Седова и другие книги, к которым у понимающих читателей только одна претензия: от них невозможно оторваться!

Обратим внимание еще на несколько серий, недавно основанных, но обещающих хороший подход к читателю.

Оригинальное издательство "Колобок и Два Жирафа" делает ставку на дебютантов, издает книги лауреатов всероссийского конкурса "на лучшую книгу для детей", и начало серии ("Половинный человек" О.Арматынской и "Муза села на варенье" В.Дегтевой) представляется весьма удачным.

ОГИ разрабатывает проект "Книжки на вырост". Над серией работают ответственные люди - Ольга Мяоэтс и Юлиана Яхнина, которым, безусловно, можно доверить выбор книг для детей любого возраста. "На вырост" - в лучших гуманитарно-просветительских традициях - предлагаются или произведения неизвестных в России авторов ("Чудаки и зануды" шведского прозаика Ульфа Старка), или книги, пользующиеся незаслуженно малой известностью ("Долой огуречного короля!" Кристине Нестлингер), или малоизвестные тексты знаменитых писателей (Андре Моруа, А.А.Милна).

"Новое литературное обозрение", которое тоже культивирует свою гуманитарность, с 2003 года приступило к выпуску "Сказок НЛО". Здесь в роли детских писателей неожиданно выступили два "взрослых" прозаика - Марк Харитонов и Петр Алешковский. Надо сказать, что "детский дебют" первого автора весьма удачен: Харитонов представил прелестную, в лучших традициях, фантазийную повесть "Учитель вранья". Произведение же Алешковского под названием "Рудл и Бурдл" - довольно претенциозное, непродуманное и косноязычное сооружение. Так что об успехе или неуспехе серии "Сказки НЛО" говорить пока рано. Тем не менее мы вправе ждать от этого издательства "чего-то новенького", и это приятно.

Обидно только одно: книжные серии, представляющие новых (или "хорошо забытых старых") авторов, скорее всего, не принесут своим издателям дохода. Ведь подавляющее большинство потребителей предпочитает обращаться к известным произведениям, которые "проверены временем". Типичное рассуждение покупающего книгу Барто или Михалкова: "И я читал, и моя мама читала, и бабушка, - пусть и мой ребенок это читает". А "пробовать" нового, неизвестного автора, да за свои же деньги - не каждому по душе и по карману.

Нет у нас и механизмов пропаганды подлинно художественной литературы для детей. Поэтому "Черный котенок" еще не скоро уступит своего читателя "Колобку и Двум Жирафам". Когда-нибудь, конечно, время наведет порядок в иерархии авторов и книг... Хорошо, если бы это произошло поскорее! Может быть, и мы с вами поможем приблизить торжество справедливости?