Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030414_dar.html

Дар слова. Выпуск 22
Проективный словарь русского языка

Михаил Эпштейн

Дата публикации:  14 Апреля 2003
Приставка амби- (2)

В этом выпуске:

амбиутопИзм
амбитеИзм
амбихристиАнство
амбифатИческий
амбирадикалИзм


амбиутопИзм (ambiutopianism) - сочетание утопизма и антиутопизма, противоречивое, амбивалентное отношение к будущему.

Утопизм и антиутопизм имеют общие черты: повышенная чувствительность к будущему, острота ожиданий и предчувствий, проектирование образов и моделей, крайне восторженное или настороженное отношение ко всему новому. Амбиутопизм - это такое сочетание утопизма и антиутопизма, которое заряжено всеми их плюсами и минусами и напряженно переживает именно их обратимость.

Настроение начала 21 в. можно охарактеризовать именно как амбиутопизм, иронико-ностальгическое отношение к утопиям. Мы не отказываемся от утопий, поскольку они мобилизуют страсть и воображение, но не торопимся их безоглядно осуществлять. Поскольку мы уже имеем позади, в 20-ом веке, опыт и пламенного утопизма, и не менее убежденного антиутопизма, мы можем измерить тонкость их перегородки. Ведь самое страшное в утопиях, как сказал Н.Бердяев, - то, что они сбываются. Вот почему к каждому нашему утопическому порыву примешивается антиутопический страх, который удерживает нас от поспешно-безоглядных скачков прогресса. Люди боятся мыслящих машин, вирусов, клонов, искусственных генов, новой расы киборгов, потому что за всем этим чудится "то самое", "Конец". Наше знание опасностей утопии позволяет нам надеяться их избежать, и потому мы, амбиутописты, не разделяем ни упований наших дедов, ни скепсиса наших отцов. Мы пытаемся встроить в утопию механизм ее самоограничения, вставить надежные тормоза в ускоряющуюся машину прогресса.

Амбиутопизм вообще присущ глубокому, объемному отношению к будущему. Скажем, Т.Мор, автор "Утопии", был, несомненно, утопистом, а Дж.Оруэлл, автор "1984" - антиутопистом. Намного сложнее определить в этих терминах Андрея Платонова, который и мечтает о коммунистическом будущем, и одновременно изображает его в страшных образах распада. Утопист, коммунист, технофил и технократ, Платонов на основе своих идеалов создал глубочайшую антиутопию голого, "беспредметного" общества. Его роман "Чевенгур" - яркий пример амбиутопии.


амбитеИзм (ambitheism) - борьба с Богом как путь очищения и укрепления веры; атеизм или антитеизм как орудие теизма.

Вся новейшая теология, идущая от ницшевской "смерти Бога", - это, по сути, амбитеизм, который мужественно учит человека жить в отсутствие Бога, в секулярном мире, как взрослый человек живет после смерти родителей, без их надзора, но соблюдая их волю и внушенный ими порядок. Такова протестантская теология "смерти Бога" - Томас Олтайзер, Вильям Хамилтон и их предшественник Дитрих Бонхоффер. Только в отсутствии Бога можно быть истинным и достойным Его сыном - это и есть амбитеизм.

Едва ли не самый ранний случай амбитеизма рассказан в Библии, в таинственном эпизоде борьбы Иакова с ночным незнакомцем, коим оказался сам Бог (Быт. 32: 24-32). Бог благословляет богоборца: "И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (28).


амбифатИческий (ambiphatic), утвердительно-отрицательный метод в теологии

В теологии разделяют катафатический метод, утверждающий определенные свойства и имена Бога, и апофатический, отрицающий применимость к Богу каких бы то ни было имен и определений. Однако, как указывал еще Фома Аквинский, в теологии продуктивно только совместное применение этих процедур, - то, что можно назвать амбифатическим методом. Амбифатика - это размышление и разговор о Боге, которые постоянно "снимают" себя указанием на пропасть между собой и своим Предметом.


амбихристиАнство (ambiChristianity) - противоречивое отношение к христианству, приятие и отвержение Христа.

Амбиментальность была в высшей степени свойственна Василию Розанову. Он совмещал в себе юдофила и юдофоба, ревностно писал за левых и правых... Розанов - редкий случай амбихристианства: он боролся с Христом как вестником царства не от мира сего, с христианством как религией смерти - и умер причастником Христовых тайн.


амбирадикалИзм - сходство или обратимость левого и правого радикализма.

Ужас 20-ого века прозвенел в двух знаменитых фразах. Одна - чудовищная: "Когда я слышу слово 'культура', я хватаюсь за револьвер," - Джозеф Геббельс. Другая - благороднейшая: "Писать стихи после Освенцима - варварство," - Теодор Адорно. Трудно найти более несовместимые фигуры: нацистский министр пропаганды Третьего Рейха - и критический философ, неортодоксальный марксист и антифашист, борец с "авторитарной личностью". Между тем их высказывания обнаруживают жуткую близость: оба выносят приговор культуре (и поэзии как ее проявлению). Оружие уничтожения: револьвер или газовая печь - приобретает физическую или ритуальную власть над орудиями творчества. Культуре противопоставляется "здоровое" варварство войны - или сама культура объявляется варварством перед лицом войны и ее невинных жертв. Велика разница между этими жестами: насилия над культурой - и скорбного отречения от культуры, но нельзя не отметить и их структурной общности. Такова логика амби, в данном случае относящаяся к обратимости правого и левого радикализма.


Там, где есть АНТИ-, всегда возможно и АМБИ-. Отсюда такие понятия, как "амбисоветский", "амбикоммунистический", "амбирационализм" "амбилиберализм" и пр. Понятийное обобщение противоположных позиций выявляет принципиальное "близнечество" враждующих идеологий, теоретическое поле сходств и зависимостей между ними. Невозможно описать то или иное движение в области человеческой мысли без дополнительного описания ее враждебного двойника, спутника-антагониста. Область, общая для противонаправленных движений, и обозначается термином "амби". При этом черта между "про" и "контра" сохраняется, даже проводится с максимальной резкостью - но трактуется как ось симметрии, не только разделяющая, но и соединяющая противоположные учения. Только тогда и возникает возможность выхода за рамки данной идеологии, когда за скобку выносятся ее оценочные знаки, плюсы и минусы, когда она воспринимается амбивалентно, как целостная парадигма.


Предыдущие выпуски "Дара слова"

1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности.
2. Своеправие. Чем оно отличается от самодовольства, гордости и фанатизма.
3. Любля. Как говорить "про это", не впадая ни в книжность, ни в
просторечие. Предлоги и падежи любовного чувства.
4. Любь. Любовь - это когда я люблю, любь - это когда мне любится. Как можно действовать влюбь и почему нЕлюбь страшнее, чем безлЮбье.
5. Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое. Отчего страдают времябесием и времябоязнью.
6. Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное.
7. Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий.
8. Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова. Как выбирать подарки. Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы. Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж.
9.Время - 5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения. Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.
10. Время - 6. Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие. Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему? Времливые мыслители. 8 часов завременья.
11. Время-7. Однословия В. Колмановского. Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов. Овременять или развременять религию?
12. Время - 8. Последние времясловия. Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы. Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.
13. Хронос-1. Америка как демократия и хронократия. Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема - гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.
14. Хронос-2. Xроноцид - преступление 20-го века. Болезни времени и вечности. Диагноз: хронопатия. Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония. Tопохронная цивилизация. Очередь как топохрон.
15. Причастия будущего времени. Вопреки запретам академической и школьной грамматики, они существуют. "Сделающий, сумеющий, пожелающий, увидящий, прочитающий..." Отнесенность к будущему - важный признак настоящего.
16. Причастия будущего времени (страдательные). Мелетий Смотрицкий - грамматический пророк. "Сделаемый", "сотворимый", "прочитаемый"... Полная и симметрическая схема всех причастий. Время как вид, будущее как завершение.
17. Предлог "в" - главное русское слово. Частотный словарь и картина мира. Грамматософия. "Тhe" и "в". Как язык решает основной вопрос философии. Великая цепь бытия.
18. Приставка "недо-"(1): понятие и культурный символ. Уникальность "недо" в русском языке, его непереводимость и двусмысленность. Недо и дао. Недо как общественный феномен в оценке русских мыслителей.
19. Недо (2). Между западным "до" и восточным "не". Недо как тип цивилизации и как религиозное миросозерцание. "Надо" и "не то". Порыв - обрыв - надрыв у Ф.Достоевского и В.Высоцкого. Недо и теология.
20. Недо (3). Недо в мифотворчестве и литературе. Недоносок и недотыкомка. Поэтичность недо. Свободная сочетаемость приставки.
21. Приставка "амби-" (1). Как она позволяет объединить марксизм с антимарксизмом и перейти в иную систему понятий. Амбипатия, амбимарксизм, амбипатриотизм, амбиментальность и другие амби-.