|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Дар слова. Выпуск 24 Проективный словарь русского языка Дата публикации: 28 Апреля 2003 получить по E-mail версия для печати Всечеловeк "Все" - первая составная часть сложных слов, указывающая на всеохватность, данного явления или исчерпывающую полноту качества: всемирный, всенародный, всесильный, всевластие,всеведение... Есть одно понятие, чрезвычайно важное для русской культуры, но всего лишь однажды выраженное в языке и не вошедшее ни в один из словарей: ВСЕЧЕЛОВЕК. Слово "всечеловек" может употребляться по крайней мере в двух смыслах: (1) традиционном (хотя лексикологически еще не проработанном) - и (2) футурологическом (о котором пока можно только строить догадки). 1. всечеловЕк (1) - человек, которому присуще все человеческое, который полно объемлет и совмещает в себе свойства разных людей (включая представителей разных наций, культур, психологических типов). Всечеловеку не чуждо ничто человеческое, он сочетает в себе высокое и низкое, доброе и злое, святое и грешное, ангельское и зверское, - все полярности человеческого характера и поведения и то, что лежит между ними. Характерные воплощения всечеловека - Николай Ставрогин и Дмитрий Карамазов у Ф. М. Достоевского, а также А.С.Пушкин в его же интерпретации. Слово "всечеловек" введено Достоевским в речи о Пушкине (6 июня 1880 г.), где употреблено всего лишь один раз - но в нем слились основные мысли Достоевского о Пушкине и русском народе: "Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?.... ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.... ...Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено..."1 Слово "всечеловек" отсутствует во всех словарях русского языка - при наличии таких слов, как "богочеловек", "получеловек", "сверхчеловек" и даже "обезьяночеловек". У Даля есть множество слов с префиксоидом "все": "всетмущий", "всеумный", "всецарь", "всечестный", "всечудный" (всего около 200 слов); но нет не только слова "всечеловек", но и слов "всечеловечный" и "всечеловеческий". В философских словарях и энциклопедиях понятие "всечеловек" также отсутствует. "Всечеловечность" только дважды упоминается в "Философской энциклопедии", в статье "Философская антропология", но не толкуется как самостоятельное понятие: Тип христианской антропологии, исходящей из идеи всечеловеческого соборного Я (заданного как единство "полноты души"), представлен у Григория Нисского и впоследствии характерен для православия (С.Аверинцев, с. 355). При лексикологической разработке данного понятия необходимо, прежде всего, выяснить, чем "всечеловеческое" отличается от "общечеловеческого" и чем "всечеловек" (в понимании Достоевского) отличается от "сверхчеловека" (в понимании Ницше). Хотя у Достоевского "всечеловеческое" и "общечеловеческое" употребляются как синонимы (в том же ряду, что и "всемирное", "всесоединяющее" - см. цитату выше), между ними можно усмотреть существенную разницу смыслов. Общечеловеческое - то, что одинаково присуще всем людям. Общечеловеческими являются такие чувства и состояния, как любовь матери к своему ребенку, страх смерти, стремление к материальному благополучию, и т.д. Общеловеческое - самое типичное, стандартное, присущее всем и каждому или по крайней мере подавляющему большинству людей. "Общечеловеком" можно назвать среднего человека, наиболее похожего на других - безлично-обобщественное, массовидное, стереотипное существо, то, что в философии Хайдеггера называется "Man" (неопределенно-личное местоимение, "некто", "любой"). Всечеловек, напротив, редчайшee явление, уникум-универсум, поскольку он соединяет в себе такие свойства, которые в других людях, как правило, исключают друг друга: величие и ничтожество, жертвенность и себялюбие, утонченную созерцательность и бешеную страстность, "ангелизм" и "демонизм", "северное" и "южное", "западное" и "восточное", и т.д. Если общечеловек находится в середине "колокольной кривой", очерчивающей частоту распределения человеческих типов, то "всечеловек" охватывает весь диапазон, от одного края до другого, в наибольшем напряжении совмещающихся пределов. Приведу примеры из своей книги "Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России". Эта книга составлена из сочинений разных религиозно увлеченных мыслителей; понятие "всечеловек" там трактуется с точки зрения "пушкинианцев" - приверженцев "пушкинской религии". . Для них Пушкин - не просто божество4, но нечто еще большее - всечеловек, вместивший в себя полноту и божественного, и человеческого: "В отличие от германского Сверхчеловека, который превозносится над людьми, русский Всечеловек объемлет и примиряет собой все человеческое. Он не высокомерен, а соразмерен всему, наиболее полно претворяет в себе и мудрость, и неразумие, и святость, и греховность человечества. Не чистота высшей расы пленяет в нем, а гармоническое созвучие рас. В Пушкине представлены все моральные, психологические, эстетические элементы мироздания; он есть микрокосм, воплотивший не только образ Бога, но и образ всех сил, отпадших от Бога и воинствующих с Ним. 2. всечеловЕк (2) - человек, вобравший все свойства машины, или машина, вобравшая все свойства человека (что одно и то же в сходящейся перспективе цивилизации "киборгов" - кибернетических организмов). Всечеловек - это "навороченный" индивид, укомплектованный искусственными нейронами, транзисторными схемами, расширителями всех органов восприятия, органами скоростного передвижения и т.д. В связи с развитием компьютерных и био-генетических технологий понятие "всечеловек" приобретает новый смысл: целостное существо, сочетающее в себе свойства машины со свойствами человека. Обычно мы видим процесс компьютеризации как передачу человеческих функций машине. Но возможна и другая интерпретация: история цивилизации как процесс очеловечивания машины, от колеса и рычага до компьютера и далее до человекообразного и мыслящего робота (подобно тому, как история природы - процесс очеловечивания живого организма, от амебы до обезьяны, неандертальца, фараона, Шекспира...). Чем больше человеческих функций передается машине, тем больше она очеловечивается. В этом новом смысле всечеловек - это уже не человек, совмещающий в себе свойства других людей, но аппарат, обладающий всеми свойствами человека, в том числе интеллектуальными и эмоциональными. Вместе с тем всечеловек обладает и всеми свойствами аппарата, т.е. способен воспринимать и преображать мир в тех диапазонах, куда теперь дано проникать только машине (микроскопу, видеокамере, ракете и т.д.). Такие человеческие существа, которые включают импланты, протезы, насадки, разные технические компоненты, часто называются "расширенными" или "навороченными" ("enhanced humans") - см., например, Рэй Курзвайл, "Век духовных машин".5 Предел такого расширения и составляет "всечеловек" - со всеми неизбежно вытекающими отсюда противоречиями. В таком футуристическом понимании всечеловек - это не только техническая, но и этическая проблема. Этот потенциально бессмертный и всемогущий человек, вобравший в себе всю мощь технических органов, электронных связей, генетических конструкций, компьютерного интеллекта, - останется ли он человеком? Будет ли он любить, страдать, тосковать, вдохновляться? Или он со стыдом сотрет с себя следы своего животного предка, как человек стыдится в себе следов обезьяны? Будет ли он всечеловеком - или сверхчеловеком? Более или менее человеком, чем в нынешнем своем состоянии? По сравнению с накалом противоречий нового всечеловека, биотехновида, может показаться мелкой борьба в душе "всечеловека" ставрогинского, карамазовского или даже пушкинского типа. Можно ли обладать скоростью света или подвижностью волны - и сохранить тоску по дому? Можно ли проникать взглядом в подкожную жировую клетчатку, в строение внутренних органов - и одновременно наслаждаться прикосновением к коже любимого существа? Можно ли быть информационно прозрачным для других - и одновременно сохранить чувство стыда, застенчивость? Можно ли знать о другом "все" - и одновременно любить его? Примечания
Внимательно коль приглядеться сегодня
Предыдущие выпуски "Дара слова" 1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности. поставить закладку написать отзыв
|
russmne@emory.edu URL |
|
||