Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030430_perel.html

Весенние литературные тезисы 2 (апрельские)
Виктор Перельман

Дата публикации:  30 Апреля 2003

*

Недавно (сравнительно) я, автор этих скромных строк, по просьбе и приглашению, отступил немного от принципов скромничества и совершил публичное выступление.

Выступление состоялось в литературном клубе "Авторник" (который мне случалось критиковать) и по поводу проекта "Литературная жизнь Москвы" (который мне случалось хвалить) и происходило в рамках суда над проектом.

Что я могу сказать? Я могу сказать, что выступать мне вообще-то понравилось, и теперь я даже согласен выступать при каждом удобном случае с чтением лекций, прозы, стихов, пением песен, игрой на музыкальных инструментах, танцами, несложными акробатическими номерами и публичным рисованием картин. Раньше врожденная и благоприобретенная скромность не давали мне так вот просто предъявлять себя почтенной публике, но теперь я думаю, а ну его (к лукавому). Буду, буду публично и лично выступать - есть в этом некоторое удовольствие.

*

Что касается литературных тезисов, напомню содержание предыдущей серии.

В предыдущей серии я, В.Перельман, пытался уразуметь, почему наше любимое государство так беспечно относится к таким важным структурным и государствообразующим проблемам, как проблемы становления и развития национальной литературы. Литература, мол, вербализует культуру, а культура суть государство, поскольку других констант, как то территория или население, у государства нет.

Но государство вовсе не спешит поддержать свою, так сказать, квинтэссенцию. Не спешит - и не надо. Ну нет у этого государства чувства самосохранения.

Однако, поскольку литература продолжает существовать и развиваться, делался вывод, что:

1. Очевидно российское общество, как самоорганизующаяся структура, является структурой куда более стабильной, чем это могло показаться на первый взгляд.

2. Чувство самосохранения есть у субъектов культуры и литературы, в частности у многочисленных и все увеличивающихся числом литераторов.

*

В самом конце текста давалась приписка, что кроме всего разного есть ведь у нас еще и дети. Приписка давалась намеренно, с целью продолжить тезисы. Однако пока продолжение обдумывалось, выяснилось, что есть еще реклама как фактор значимо влияющий на лексическую среду, есть свободная самоорганизующаяся поэзия, которой совершенно и постоянно не хватает ни на что денег, и что, как это ни странно, два этих явления упрямо друг с другом не коррелируют, и что это не просто странно, а даже в некоторой степени преступно. Тем более что есть у нас еще информационные и маркетинговые технологии, а также всякие просодические теории и практики. И это тоже не коррелирует. И что, возможно, поэтому многие, кто поэты, совершенно сбесились, а многие, кто рекламисты, - посходили с ума.

*

А кроме сказанного есть еще Чарльз Буковски, группа "Ленинград", и Сергей Шнуров по прозвищу Шнур, и Герман Лукомников, в прошлом Бонифаций, и глобально-историческая культурная конкуренция.

А также есть еще много всего интересного и полезного, в частности весна, секс, работа, отдых, Москва, Кисловодск, поезда, туризм, агнтиглобализм, радикализм и т.д. и т.д. и т.д., о чем, очевидно, не удастся сильно порассуждать на этот раз.

*

Более года назад в Русском журнале был опубликован мой текст под названием "Памяти Карлсона". Кроме прочего, в тексте делался вывод о плачевном состоянии детской литературы в России и предлагалось устроить конкурс детской литературы для того, чтобы это состояние улучшить.

Несколько позже, зимой-весной, в рамках сотрудничества с журналом "Новая модель" я придумал сделать обзор детских периодических изданий, так или иначе публикующих художественную литературу. С этой целью я начал собирать информацию. К сожалению, издание "Новой модели" прекратилось (по независящим от меня причинам), а вот информация осталась.

Скрывать нечего, являясь в некоторой степени и детским писателем тоже, я, в том числе и в корыстных целях, интересовался бытованием этой самой культурной среды, которая позволяла бы нашему брату-автору достигать желаемого - то есть публикаций и известности.

В смысле журналов начальная установка была такая, что журналы, как элемент культурной среды, позволяющий производить отбор столь нужных стране детских писателей, функции своей не выполняют, ну и вообще в детской литературе все плохо.

*

Однако же. Взявшись обозревать ситуацию, я обнаружил несколько сотен названий детских журналов тиражом от 2 до нескольких сотен тысяч, среди которых имелось и определенное количество вообще специально литературных. А среди них еще и толстые литературные детские журналы (несколько, но каждый объявлял себя единственным). То есть как-то оказалось, что детский сегмент рынка бумажной периодики испытывает внутри себя весьма активные процессы и чувствует себя не так плохо, как это может показаться, например, по скудным гонорарам, которые выдают стотысячные "Веселые картинки".

*

Справедливости ради замечу что, возможно (вернее, совершенно точно), часть обнаруженных мною журналов уже прекратило существование, поскольку поиск велся частенько по подписным каталогам, многие из которых относились к годам прошедшим. Но и новые издания каждый год появляются и появляются - это установлено не менее точно. Особенно отрадно, что не то чтобы нередко, а даже наоборот - часто издания появляются в регионах.

*

Еще справедливости ради следует отметить, что порою тиражи завышаются, то есть там, где стоит 100 тысяч, вовсе не обязательно журнал выпускается в таком количестве. Но опять же, завышаются не беспредельно, и если стоит 100 тыс., едва ли тираж будет 3 тыс. Скорее всего он уж за 70-80 переваливает.

*

Следующее, что я сделал - это пошел в детский отдел крупного книжного магазина - как бы проверить тезис о скудости репертуара издательств. Тезис этот является вполне расхожим, даже, можно сказать, таким общим местом. Новых авторов не издают. Издают только проверенную обойму и т.д.

Знаете ли.

Изошел я белой завистью в этом детском отделе крупного книжного магазина.

И я сказал, и у меня есть свидетели, что я это сказал, что нам, когда мы были маленькими, такого изобилия и не снилось.

Возможно, новых авторов не хватает. Но, зато есть все старые. Вы понимаете? Все.

*

Я думаю все очень хорошо с детской литературой. Я думаю, мы заканчиваем каталог. То есть мы перебираем все, что у нас есть. И когда он (каталог) закончится, у нас появятся много новых интересных имен, известных не только специалистам. А не один Емец.

*

Думать так мне помогают следующие факты.

То, что в "Русском журнале" регулярно появляются обзоры детской литературы.

Это значит, элиты интересуются этим вопросом. А это важно, чтобы вопросом интересовались элиты, потому что они направляют движение общества.

То, что детские программы появились в интеллектуальных издательствах ОГИ и НЛО. Это значит, что движение в сторону поиска новых имен началось.

То, что ранее исключительно детский РОСМЭН открыл у себя взрослую редакцию. Это значит, что конкуренция в сегменте детской литературы возрастает.

*

Что же государство?

Ведь детская-то литература - это ж не просто литература. Это все равно, что весной огород сажать. Не посадишь - потом весь год кушать нечего будет. Я имею в виду, что вот эти средства, которые приходится тратить на "Идущих вместе" и прочие проекты, связывающие и нейтрализующие плохо читавшую в детстве молодежь, их можно потратить несколько более эффективным способом, развивая национальную детскую литературу.

*

Ну так и что же? Где же эффектное шумное мероприятие, типа всероссийского (всемирного - почему нет?) конкурса русскоязычной детской литературы? Где президентская премия за достижения в этой области, или хотя бы спикерская?

Почему один "Дебют" за всех отдувается?

*

И ведь нельзя сказать, чтобы государство совсем детской литературой не интересовалось. Интересуется. Каким образом, пока секрет. Но, вот, интересуется.

*

Возможно, государство смутно помнит о несколько мистической роли детских писателей и писателей-воспитателей в истории России.

Дело в том, что два первых и три последних варианта государственного гимна сочиняли Жуковский и Михалков.

Михалков - детский писатель просто, а Жуковский был не только детским писателем, но воспитателем царя. То есть, наверное, здесь никакой мистики нет. Наоборот, полная закономерность.

Так может быть пора, уже таки государству охватить своею заботой хотя бы вот это самое важное - ростки, так сказать, если оно всерьез хочет как-то влиять и контролировать процессы.

*

Один из самых эффектных, эффективных, быстрых и недорогих способов проявить заботу - это как раз конкурс детской литературы с богатыми призами победителям, который все-таки хотелось бы видеть среди нарастающего числа конкурсов и премий. Может быть, олигархи, чувствующие ответственность за страну, ресурсами которой они управляют, и уж, конечно, являющиеся Государственными мужами, примут в этом участие?

*

И конечно, мультики. Уж вот воистину важнейшее сейчас из искусств. Детскую литературу поднимут мультики. Звезд из детских писателей сделают мультики. Но для этого надо, чтобы мультики как следует поднялись сами. Хорошо, что "Спокойной ночи малыши" выходят на госканале. Хорошо, что их ведут красивые девушки. Хорошо, что там показывают "Тома и Джерри" и "Микки Мауса"; плохо, что ничего другого там не показывают. Возможно, потому, что нечего.

*

Ну, и реклама. Дети разучивают ее наизусть. Дети растут среди педигрипалов, вискасов, вшей-энд-гоу, диссертин и фругуртов. Детей пОют кефиром "С утренней дойки" и кормют кашей "Мюуллен паарас", сникерсами и кедберями и т.д. и т.п. Дети уже не замечают, что кока-кола - это почти что кака-кала - разница в одной букве, и что пепси-кола это совсем уже что-то запредельное. Дети смотрют "Джеймса Бонда" и поэтому знают, что колготки "Сиси" - их шикарная Нота. (А ведь хочется сказать другое - раз сиси и колготки.)

*

Что ж государство? Любит ли своих детей? Оберегает ли?

Государство обсуждает в Думе закон о русских неприличных словах.

Да у вас на каждом заборе такое написано, да еще иностранными буквами - все неприличные слова вместе взятые курют просто (в смысле - отдыхают).

Жигули им видите ли "жигало" напомнили (так появилась торговая марка "Лада"). А педигрипал ничего не напомнил? А видал сасун? А чай "Пукала" ничего никому не напомнил?

*

На заре моей рекламной деятельности мне, автору строк, приходилось рекламировать шампунь под скромным турецким названием ЭДЖЗАДЖИБАШИ - примерно так он назывался. Из всего агентства выговорить и запомнить это мог только я один. Шампунь был от педикулеза. Турки почему-то считали важным рекламировать его в Москве.

Фирма ЭДЖЗАДЖИБАШИ
делает шампунь от вши.

Этот лозунг заказчику не показывали, но успехом он пользовался.

***

Здесь важно несколько моментов.

*

Безусловно, язык - система весьма устойчивая и выдержит нашествие англицизмов и т.д., ассимилирует, как в свое время ассимилировал греко-латино-еврейские христианские имена, обильную татарскую лексику и проч. Либо отторгнет.

*

Ничего не поделаешь, когда мы сталкиваемся с новыми объектами действительности, например со сканером, или винчестером, или тамагочи. Народ, изобретший прибор, вполне себе может позволить предложить для него и название, а другие народы могут название принять или не принять.

*

Но совсем другое дело - названия торговых марок. Здесь у нас, носителей языка, нет свободной воли, поскольку количество употреблений названия ТМ, а следовательно, степень присутствия этого названия в языковой и информационной среде зависит исключительно от рекламного бюджета, то есть от воли определенных частных лиц не всегда местного происхождения.

*

Опять же, есть разница между брендинговой и рекламной практикой международных корпораций и отечественных компаний. Вроде бы хрен редьки не слаще. "Фруктайм" - это ТМ всемирной "Пепсико" (или кока-кольная), а "Фрустайл" - отечественного Лебедяньского завода. Разница в том, что корпорации загаживают наши уши (и мозги) из-за своей англо-американской надменности, а отечественные производители из-за своей культурной ограниченности - как правило.

*

Короче говоря, государство, имеющее регистрирующие органы в части узаконивания названий ТМ, могло бы как-то влиять в данном случае на процессы. Хотя бы не допускать излишнего обилия неблагозвучных иноязычных названий.

*

Кажется, что в такой ситуации рядовые исполнители - копирайтеры, сочинители рекламы - ничего сделать не могут: ведь решения принимают совершенно другие люди - заказчики, бизнесмены, менеджеры и проч.

Тем не менее, рядовые исполнители могут хотя бы не предлагать особенно уродских названий, лозунгов и текстов. Для этого, правда, надо иметь собственный культурный уровень.

*

Практика же показывает, что определенный круг творческих сотрудников рекламных агентств стремится обучаться рекламной деятельности на примере западных образцов и не считает нужным повышать свою лексическую и языковую культуру. То есть этот определенный круг всерьез думает, что хорошо изучив зе бест с каннского фестиваля рекламы и лозунг фирмы "Найк" "сделай это сейчас", можно достичь успеха и понимания в этой стране.

Очевидно, можно, но только среди таких же, в общем-то криво ориентированных в жизни маньяков.

*

Творческие сотрудники рекламы могли бы обратиться лицом к богатому опыту русской литературы, особенно в области малых, урегулированных и изящных форм, чтобы быть, так сказать, в материале и не сочинять глупостей - типа кефира "С утренней дойки" и сальностей - типа "Вкуснотеево".

*

То есть некоторые оторванные от процессов несознательные граждане утверждают, что современная поэзия - штука совершенно ненужная в реальной жизни, предназначенная для элиты, перерафинированных интеллектуалов и проч.

Я же, как практикующий участник творческого рекламного рынка, с одной стороны, и как литератор - с другой, ответственно заявляю, что нет сейчас для развития отечественной рекламы вещи более полезной и нужной, чем современная российская поэзия. Причем, как представляется, крайне нужны и достаточно передовые ее разделы, особенно такие, как минимализм, примитивизм, авангардизм, концептуализм и т.д. и т.п. Да все разделы поэзии весьма полезны копирайтерам - даже самые белые верлибры. Российская поэзия, короче, может быть весьма и весьма полезна для разработки названий новых торговых марок, сочинения рекламных лозунгов и продвижения товаров и услуг.

И это первый повод литературе и рекламе обратить друг на друга внимание.

Для тех, кстати, кто ищет деньги на литературу и, может быть, не в курсе. В рекламе крутятся хорошие бабки. Зарплаты высокие, люди энергичные и т.д. и т.п.

*

Предполагать, что все рассосется само - довольно наивно. То есть если и рассосется, то небыстро. Потому что, конечно, напитков "Хиро" вроде бы уже нет, зато фирма "Метатр" празднует 10-летие. Фирма "Метатр", если кто не знает, выпускает колбасно-рыбные изделия.

А и через 50 лет вы самостоятельно едва ли догадаетесь, чем занимается фирма СОК.

Фирма СОК - это "Самарские Оконные Конструкции".

*

Один из самых любимых рекламных сюжетов - компьютерное видео про автомобили РЕНО.

Черно-красными тревожными титрами и авторитетным голосом сначала перечисляются автомобильные беды (масло течет, дверь не закрывается...), а потом задается вопрос

"Может быть, у вас автомобиль ХРЕНОВЫЙ?"

После чего волшебным образом из слова "ХРЕНОВЫЙ" получаются слова "НОВЫЙ РЕНО" и предлагается купить автомобиль данной марки.

Что здесь хочется заметить? Здесь хочется заметить, что есть еще во Франции автомобили под названием ПЕЖО. Для этой марки трюк с перемещением букв смотрелся бы не хуже. Шутить - так шутить. А вы уже в ПЕЖО?

****

Как объявлено выше, я тут принял участие в суде над господином Кузьминым - главным редактором бюллетеня "Литературная жизнь Москвы", по приглашению и на стороне обвинения.

Повторив, в какой-то степени, сказанное уже ранее по этому поводу в РЖ, я встретил некоторое странное сопротивление со стороны обвиняемого, утверждавшего, как я понял, что слаб интерес к хорошей литературе, книги раскупаются плохо, людей читающих ее мало и т.п.

*

Все мои попытки (скромные, разумеется) возразить, что рынок любителей литературы практически не исследован, формированием спроса практически не занимались, а успехи отдельных проектов внушают оптимизм, поэтому утверждать то, что утверждает г-н Кузьмин и его темпераментные сторонники, по меньшей мере преждевременно, все они - попытки - натолкнулись на непонимание и сердитость.

*

Народу было много. Если считать, что действительно собралась литературная элита, то, конечно, степень ее знакомства с реалиями рынка просто-напросто удручает. И ладно бы я говорил какие-то заумные вещи. Увы. Вещи говорил практически аксиоматические. Совершенно заурядные для любого простейшего менеджера по маркетингу (управляющего положением товаров на рынке).

*

Что хочется по этому поводу заметить. Хочется заметить, что, безусловно, вторая причина литературе и рекламе обратить внимание друг на друга - это желательная необходимость лучше продавать и рекламировать хорошие книжки. От этого, от того, что хорошие книжки будут лучше продаваться, все мы - россияне и русскоязычные - поумнеем и начнем лучше уважать друг друга и сами себя. Также после этого нас начнут уважать повсюду.

**

(корпорация расслабленных)

Недавно я открыл нечто лестное для себя.

Оказывается мои скромные труды, публикуемые в Русском журнале, пользуются некоторым успехом у читающей публики, и у меня таким образом образуются поклонники - как положительные, так и отрицательные.

*

Началось все с того, что обнаружилась положительная поклонница и пригласила на презентацию галереи "Дар", точнее - фонда "Остров Тарабаров", где очень красиво пел Сергей Старостин и вообще все было здорово.

*

Затем выяснилось, что есть и отрицательные поклонники, сидят они в проекте, который называется "Лайф жернал", кличут друг друга "лжеюзерами" и френдами - от чего уже само по себе как-то не по себе - и пишут (или думают, или думают, что думают и что пишут) они обо мне следующее.

"Потом мудак Перельман, на заре "Авторника" отосланный на хер со своими убогими виршами, а теперь в "Русском журнале" призывающий меня возлюбить массовую литературу, стал объяснять, что все пороки "ЛЖМ" проистекали из моего пренебрежения коммерческой стороной дела: мол, надо было только организовать грамотный маркетинг - и тогда бы все пошло на лад, полились бы рекой инвестиции... Бля, если ты такой умный - где твои инвестиции, почему ты до сих пор не издаешь чего-нибудь судьбоносного, а пишешь в полуживой "РЖ" бессвязные излияния под видом рецензий?

**

(...)выступления( ...) (на вскидку) совершенно лишенных чувства юмора представителей сетевой общественности, сильно выбивались из колеи и портили общее впечатление.

**

Вот что нашлось в русском журнале про вечер в ОГИ (Демьяна Кудрявцева вечер, поэта - В.П).

Странный текст.

**

Бред какой-то...

**

Этого персонажа следует игнорировать. Это уже не первый его отчет о литературном вечере в таком роде.

**

Напомнило рецензию в австралийской, кажется, газете (...). Про русских клоунов (...) там был такой же бессвязный бред, типа они такие странные и совсем не смешные, ну вообще какие-то запредельные. Ничего непонятно. Наверно это гениально.

И потом шла бурда про клоунскую философию, которая призвана потрясти современного зрителя... Тоже авторов далеко занесло.

**

По-моему легкая степень шизофрении ;)

**

Во всей шизе этой присутствует некий специальный российский тезис-"Ты че, тут богатый,блин, а стихи блин пишиш?" Т.Е. У согластно российской традиции поэт-это человек которому дано соблазнить девушку не имея денег. Богатый-это человек соблазняющий девушек без поэзии. А тут смешание стилей вызывающее экзистенциальный протест.

Проблема что автор не отдает себе отчет в примитивности своих эмоций. И все было бы ругательно если бы не два обстоятельства:

Стихи то очень хорошие, обьективно.А второе-в представлении автора

Дема настолько богат-что почти небожитель,то есть попадает в категорию почти мистического приклонения. Явно со всем этими чувствами автор справляется плохо, о чем дал понять миру.

**

А Перельмана мы в друзья не возьмем.

**

Да мы же не про реальное говорим, говорим как это видется со стороны. Тем более со стороны, лондонских реалий не знающую. А про не возмем точно не возмем, пусть решит сначала он Дему зависливо ненавидит или зависливо обажает.

**

А че, вполне себе текст. Для литкритика, который способен написать "перифраз", самое оно.

Нас ведь как в Иерусалимском университете учили? Не успел книгу прочесть? Прочел по диагонали? Прочел, но ничего не понял? Писать поэтому нечего? Тогда просто добавь историографии!

**

В этом тексте есть одно отличнейшее определение: женщины-змеи с канала "Культура".

Не всякий текст может похвастаться наличием одной такой фразы.

А остальное и в самом деле читать было незачем.

**

там вот в том-то и беда, что он в смысле стиля небезнадежный. но чудовищно необразованный и нерефлективный - что сам не способен осознать как проблему.

**

утреннее чтение вынужденно досужего идиота

нет, блядь, если сваливать в кучу

всех безграмотных идиотов,

то никакими кузнецовыми-гораликами

русс. ру не починить.

По какой такой умозапредельной логике

тонкая и смешная статья кожевниковой о лимонове

стоит во "вне рубрик",

а все это

безграмотное

говно

- в круге чтения?

круг ЧЬЕГО это,

на хуй,

чтения?

**

разозлили две статьи подряд: (...)

потом другой удалой молодец что-то блеет про вечер демы кудрявцева. форма хороша, даже удачна - только никакого круга чтения для этого человека не существует - он читает только что на стене написано (рекламные слоганы, то есть) и телепрограмму. догадаться, что Юлия Латынина не маму литературную имеет, а большой реальный писатель, ему, болезному, невозможо.

что эти тексты делают в рубрике "круг чтения"?

и - кстати - а вы-то кто, милсдарь..."

Орфография, как говорится, и пунктуация оригиналов сохранены. Все находится в свободном доступе в 2-3 "кликах" от мест достаточно в Сети известных и популярных.

(Для тех, кто, может быть, еще не в курсе, "Ж. журнал" считается модным местом, и тусуются там люди сплошь продвинутые и крутые, ну, в крайнем случае, богатые и знаменитые.)

Что здесь можно ответить? Наверное, лучше стихами.

Ян Токсюр.

Юдо-богатырь

Стрелы блещут за спиною
Топчет конь степную ширь -
Это скачет Рабинович,
Славный русский богатырь.

Шапка золотом расшита,
Меч горит как бирюза,
Для Отчизны он - защита,
Для обидчиков - гроза.

Выйдет в поле - жнет и пашет,
В город выйдет - там народ:
"Рабинович! Хлеба! Каши" -
Всех накормит, всем нальет.

А потом присев в сторонке
Для сирот и бедноты
Отливает он коронки,
Ставит зубы и мосты.

Но сограждане упорны,
Несмотря на славный труд,
Все равно "Жидовской мордой"
Рабиновича зовут.

(Взято из издания "Иронический журнал Жванецкого "Магазин". # 37)

*

Также хотелось бы сделать ряд фактических уточнений.

*

Я не являюсь представителем сетевой общественности, как считает обозреватель "НГ Экслибрис", не нашедшая у меня, попутно, юмора. Единственное мнение, которое я представляю, - это мое собственное.

*

Я не являюсь литературным критиком и никогда не учился не то что в Иерусалимских, но даже и в Российско-советских гуманитарных вузах - по-моему, мне повезло.

*

Шутка "Женщины-змеи..." напрашивается, поскольку в программе присутствует соответствующая заставка. А текст сам по себе похвастаться не может. Хвастаться - это человеческое качество, присущее, например мне, В.Перельману (наряду со скромностью и для ее компенсации). Так что правильнее было бы "Не всякий автор (текстов) может..."

*

Я не пишу ни отчетов о литературных мероприятиях, ни рецензий. Также я не пытаюсь под них что-либо маскировать и никого никогда не призывал любить (или возлюблять) массовую литературу. Я пишу свои размышления на темы, которые мне кажутся важными. Например, меня интересует литературная среда, ситуация в культуре и глобальная культурная конкуренция.

**

Отвечая же на последний вопрос - Кто я (мистер Перельман)? - сообщаю, что я, В.Перельман, профессиональный автор текстов и и-технолог (в бизнесе с 1994 года, других порочащих меня доходов не имею). Я публиковался в различных периодических изданиях (бумажных и электронных) в основном с художественными текстами, более 100 или 200 раз - точно не знаю. Участвовал в создании мультфильмов (в том числе - в проекте "Щелкунчик и мышиный король", который, как утверждается, станет самым высокобюджетным за всю историю отечественной мультипликации (10 млн. евро)) и телепрограмм. У меня есть выпущенная книжка детских стихов, которая окупилась, продается довольно успешно и нравится детям и взрослым. У меня есть несколько удачных, как считается, рекламных работ (например, название сети быстрого питания "Крошка-картошка") и также 3-е место в конкурсе "Тенета 2000" по юмору и т.д. и т.п.

*

Чтобы составить собственное мнение о моих текстах, а не зависеть от мнения не-мудака Д. Кузьмина, можно посетить "Сетевую словесность", "Топос", "Тенета 2000" и "Тенета 2002", "Русскую жизнь", Страницу Александра Левина (см. "самотек") и другие сетевые ресурсы.

Чтобы получить более полное представление о творческих усилиях можно еще побывать тут, тут, тут и тут.

*

Братьям же литераторам хотелось бы все же пожелать не ожесточаться.

Братья литераторы! У Президента России есть комиссия по толерантности. Зачем Президенту такое мудреное слово, мне непонятно. Но про вас, братья, хотелось бы мне сказать.

Нельзя все время ругаться. Надо иногда и мириться.

Мышление в категориях литературных склок - мышление неумное, потому что нам надо противостоять глобализации и американизации, поскольку они угрожают нашей культурной и даже лексической независимости, что уж говорить о финансовой. Так не ругайтесь же друг с другом, а объединитесь, наоборот.

Направьте накопившуюся у вас агрессию во внешние сферы, например, для завоевания мировых культурных рынков.

****

Вот о мировой культурной конкуренции и о национальном культурном самосознании и хотелось бы сказать здесь еще, хотя и так сказано, вроде бы, даже много (однако вот не уверен, что в ближайшее время смогу вернутся к составлению таких вот текстов - выборы ведь, хотя, конечно, надо бы вернуться).

**

До сих пор эта картина стоит у меня перед глазами. Герман Геннадьевич Лукомников (в прошлом Бонифаций) и Сергей Шнуров (Шнур из группы "Ленинград"), смотрящие друг на друга на входе/выходе из клуба "Проект ОГИ" и не узнающие. И расходящиеся в разные стороны.

**

Помню я и вопрос появившийся в моей голове и так оттуда и не вышедший никуда.

Почему Буковски?

Вопрос, скорее всего, появился несколько позже, потому что, сначала была историческая встреча двух звезд русской культуры, а потом вечер Буковского. Но главное, что вопрос появился.

*

Зачем нам чужие варяги, когда у нас есть свои? Варяги в хорошем смысле. Возможно, еще прадед Лукомникова бил подзатыльники деду Буковски за плохие уроки. Почему имя и тексты Чарльза Буковски пользуются в России ажиотажным спросом, когда Лукомников и красивее, и мудрее, и агрессивнее, и откровеннее, и народнее, и современнее, и разнообразнее, и просто лучше - короче, превосходит по всем статьям?

Я вам отвечу. У Буковски единственное преимущество. В три (кажется) года он переехал (перевезли его, конечно) в Америку. Таким образом стал Буковски американским литератором.

*

Конечно Россия сложная страна - как в этическом плане, так и в культурно-историческом. Сложная - в смысле проблемная. Однако не сложнее Америки. То есть сложнее. То есть нет у Америки никаких перед Россией культурных преимуществ, однако она доминирует.

Стало быть, преимущества есть. Хотя, возможно, не культурные, а другие. Соответственно, у нас есть недостатки. Хотя одно из другого, возможно, никак не вытекает.

*

Мне кажется, преимущества американской культуры в технологии. Я считаю, что они хорошо научились продавать свою культуру (убогую, возможно, возможно - прекрасную, но явно, что не лучше нашей).

*

Я думаю, недостаток российской культуры в неправильном самоосознании.

*

Мы, сами мы, считаем себя ущербными. А американцы считают себя полноценными.

Соответственно, наш человек любого уровня богатства и культурного слоя считает обычным сравнивать себя и Россию с Западом, с цивилизованными странами. Причем Россия никогда не выступает в роли образца для подражания, а всегда наоборот. Что же мы дикари?

*

Нет. Мы другие. И все. Сравнивать (по крайней мере, так часто) не надо.

*

Нет никакой нужды кивать на Запад. Наоборот. Надо стараться навязывать всем собственные ценности и придумки. В вопросе, что лучше носить мужчинам: штаны, юбки или халаты - мнения менялись и различаются до сих пор. Для римлян штаны были атрибутом варварства. Юбка в Шотландии - признак мужественности. На востоке мужчины носят халаты.

*

Едва ли человеческая цивилизация способна выработать одну единственно верную идею. Скорее всего, их много. И они в большой степени равноценны. Нет никаких причин, которые бы мешали идеям, придуманным в России, доминировать в мире, кроме, разумеется, конкурирующих культурных сообществ. И уж, разумеется, нет никаких причин, по которым культура США должна занимать ведущие позиции в мире.

*

Наша церковная архитектура до реформ Петра I гораздо красивее, чем она же после того, как начались слепые заимствования. Наша архитектура до большевиков лучше, чем она же после них, несмотря на наличие Ле Карбюзье. Каждое новое массированное внедрение западных идей изменяло Россию, но вот улучшало ли? Возможно, что спасало. Но мы никогда, не хотели считать себя самоценной и полноценной в культурном плане нацией.

*

Уже и Запад нас такими считает, а мы все никак. Каждый мировой успех воспринимается как исключительное событие.

*

Мировые успехи России должны быть нормой. Это вполне большая, достаточно старая и весьма разнообразная страна, чтобы ее мировые успехи были нормой.

*

Почему нам надо осторожно радоваться группе "Тату"? Потому что девочки осуществляют экспансию, нашу с вами культурную экспансию, при помощи их технологий.

*

На всякий случай, про технологии. Лет семь назад (на сейчас у меня нет данных) экспорт культуры (песни-фильмы) был ведущей статьей экспорта США. Не компьютеры и программы для них. И уж тем более не нефть и не зерно. А киношки и танцульки. То есть именно экспорт культуры помогает Америке доминировать в мире и в силовом плане - например, мочить всех подряд.

*

Богатейшей женщиной Англии еще до выхода фильмов о Гарри Поттере и до начала производства сувенирки и прочих сопутствующих товаров стала Роулинг. Это были миллионы. Говорят, скоро будут у нее миллиарды. Дама является всего лишь детским писателем.

*

А показать-то нам есть что. Имеются не только "Тату", Герман Лукомников и Шнур.

*

Есть Некрасов Всеволод с Приговым Дмитрием (Александровичем), как бы они друг к другу ни относились. Холин и Сапгир, Есенин с Маяковским, Барков с Кантемиром. Сатуновский, и Ахматова, и Ахметьев. Есть целый Осумбез и МитькИ и, допустим, Шиш Брянский и Олег Григорьев; есть Степанцов, Анашевич и способная девочка Линор Горалик. Есть филосОф Крылов и универсальный Быков. В.Хлебников с И.Северяниным, Белобров с Поповым есть. Всех не перечесть...

*

И есть такая штука, называется заниженная самооценка. Бывает обычно у женщин и у подростков. Штука преодолимая. Особенно тогда, когда начинаются успехи. Это очень хорошо понимают те, кто сейчас у власти в России. Не случайно столько внимания любым международным победам.

*

По этому поводу только одно замечание. Нет, два.

1. Мы уже практически овладели информационными и другими технологиями, позволяющими добиваться успехов на рынках - любых, в том числе и международных. Поэтому всемирные успехи России надо готовить так же, как выборные и рекламные КАМПАНИИ.

2. Россия страна духовная - об этом знают даже какие-то задрипанные западные попсовики. Вот и двигать надо в первую очередь культуру. Пользоваться имеющимся имиджем.

**

Надо бы нам встрепенуться, господа. Свет более не исходит с Запада.

Свет уже здесь.