Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030512_dar.html

Дар слова. Выпуск 25
Проективный словарь русского языка

Михаил Эпштейн

Дата публикации:  12 Мая 2003

Префиксоид ПАУ-

В русском языке электронной эры не хватает элемента, который соответствовал бы английскому web и мог бы служить первой частью составных слов, имеющих отношение к всемирной и всяческой паутине. Конечно, есть профессиональные термины "вебмастер", "вебдизайн" и т.д., но корневой смысл и образные ассоциации глохнут в чужеязычном слове.

В отличие от английского "web", русское "паутина" - слово длинноватое, не очень приспособленное для технических новообразований. Но если из слов "паук", "паутина" условно выделить элемент "пау" и назначить его самостоятельной морфемой, она может работать не хуже английского "web", придавая многим словам смысл отнесенности к электронной паутине, например, пау-книга, пау-словарь, пау-деятель, пау-мастер, пау-сообщество, пау-дискуссия...

"Пау-" можно охарактеризовать как полуприставку, поскольку она сохраняет конкретное лексическое значение. Такие корневые морфемы, выступающие в роли приставки, называются префиксоидами. К их числу в русском языке относятся "еже-" ("ежедневный", "ежегодный"), "полу-" ("полуоткрытый", "полулежать"), "само-" ("самоценный", "самостоятельный")... К этому же разряду можно отнести и "пау-". С распространением всемирной электронной паутины и превращением ее в универсальный символ информационного века, цифровой культуры, виртуальных миров, в язык вводится более регулярный грамматический способ выражения этого смысла.

ПАУ- - префиксоид, первая составная часть сложных слов со значением "имеющий свойства паука или паутины, пауко- или паутинообразный".

"Пау" значит: паутинчатый, сетчатый, электронный, виртуальный, дигитальный, клейкий, клетчатый, разбегающийся во все стороны, многосуставчатый, многоколенчатый, рассыпчатый, бесконечно множимый и делимый. Все мы знаем пау-людей, пау-города, пау-науки, пау-бизнесы, пау-отношения...

Пау-личность - причудливая, непредсказуемая, с темными углами в душе, например, Свидригайлов.

Пау-город - разбросанный, разбегающийся вширь многими пригородами, петляющий, структурно несобранный, мало центрированный, например, Лос-Анджелес.

Пау-стиль - изобилующий отступлениями, причудливыми зигзагами, ответвлениями образов, множественными отсылками и примечаниями, мелкими приписками, попутными соображениями. Например, стиль В.Розанова.

Пау-книга - разбросанная, петляющая от одной мысли к другой, лишенная логического или композиционного стержня, иногда вследствие сознательного приема. Пример: "Бесконечный тупик" Д.Галковского.

Пау-наука или пау-теория - растущая хаотично, лишенная основополагающих принципов, методологического ядра, состоящая из множества частичных гипотез и решений, мало связанных между собой. Пример: многие дисциплины эстетического цикла (литературоведение, киноведение).

Пау-отношения - сложные, запутанные, прихотливые, колеблющиеся, неясные самим участникам, легко рвущиеся и многократно залатанные, как, например, между Ставрогиным и Верховенским в "Бесах" Достоевского.

Пау-дискуссия - дискуссия, которая переходит с предмета на предмет, удаляется от своего начальной темы, забывает ее, обрастает ненужными подробностями, выяснением отношением, сведением счетов.

Электронные издания теперь размножаются, как грибы после дождя. И о мотоциклах, и о лошадях, и о грызунах. Но нет еще электронного журнала, посвященного паукам и паутине, нашим прародителям, вдохновителям, тотемам нашего сетевого царства. А ведь разнообразный мог бы получиться журналец,со своими разделами-паутинкам: пау-этика, пау-психология, пау-эротика и т.д. Вот о чем был бы журнал - не чистая зоология, а целая арена пау-нравов. Между прочим, "паук" по латыни и есть "arena". Хорошее название для журнала - "ARENA". Ждешь цирка, веселья - а оттуда вываливается бан(ь)ка с пауками.


Значение "пау" не равнозначно значению префиксоида "э" - "электронный". Многие явления технически относятся к разряду электронных, но по сути не имеют ничего общего с "пау". И напротив, многие явления доэлектронного века и внеэлектронного мира могут быть охарактеризованы приставкой "пау". Иными словами, паутинность и электронность во многих случаях пересекаются, но часто следуют своим путем, образуют самостоятельные смысловые сферы. Например, Свидригайлов и Билл Гейтс, при всей своей гениальной изощренности, мало имеют общего между собой: один - пау-личность, а другой - э-магнат.

Замечательный тип пау-личности - Свидригайлов, недаром ему в виде загробья мерещилась банька с пауками. Банька - это вроде чистилища для прохождения души от грязи к свету; но, засиженная по углам пауками, застланная паутиной, банька означает незаметное проникновение ада и в само чистилище. Вообще Свидригайлов много стоит, это целая пау-метафизика и пау-философия. Заметим, что не змеиная, не прямо гадская и дьявольская, а именно паучья, т.е. клейкая, сладострастная, оплетающая, дробная, многочленистая, смачно-сосущая ,а не колко-жалящая.


Когда-то паутина казалась слабейшим из строительных материалов, образом непрочности, шаткости. В Коране есть сура под названием "Паук", где к пауку относится только следущий стих: "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали" (сура 29, Паук, стих 40).

Дом - слабейший, ибо не имеет единой опоры, плетется из паутинок, который держат друг друга силой одного только сплетения. Вряд ли в эпоху Корана можно было предположить, что слабейшее в материальном мире окажется сильнейшем в мире взаимосвязей, коммуникаций. Кто был последним в царстве материи, оказывается первым в царстве информации. Все мы живем под знаком паука, все мы немножко "пау", и из всех сооружений, доселе воздвигнутых человечеством на земле, самое прочное и нетленное, если таковое вообще возможно, есть всемирная паутина.

А.И.Герцен был едва ли не первым из первых русских мыслителей, кто выделил особое, паучье начало в ментальности и культуре. Вот его образцовое описание пау-личностей и пау-времени ("Концы и начала", 1864):

По складу ума я паук, а не муравей и не пчела, - и потому имею естественную склонность к паутине. Я имею в виду то разделение методов мышления, о котором писал Френсис Бэкон в "Новом Органоне":

Те, кто занимались науками, были либо эмпириками, либо догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из себя самих создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением.1

Бэконовское сравнение было перенесено Герценом на характеристику целых исторических эпох. Посмотрите, как точно прилипают его метафоры к всемирной паутине нашего дня:

Есть эпохи, в которых пауки решительно берут верх, и тогда развивается бездна паутины - но мало собирается меду. Есть условия жизни, особенно способствующие паукам. Для меда надобны липовые рощи, цветистые поля и пуще всего крылья и общежительный образ мыслей. Для паутины достаточен тихий угол, невозмущаемый досуг, много пыли и безучастие ко всему вне внутреннего процесса.

Разве не угадывается здесь образ жизни сетевика, пау-писателя, пау-деятеля, пау-бродяги, пау-игрока, пау-личности, вебмастера, программиста, да и любого оцифрованного интеллектуала наших дней: тихий угол, светящийся монитор и безучастие ко всему за его пределом?

Заметим, что наряду с интровертами и экстравертами в наше время появилась еще одна причудливая помесь: пау-личности, отчаянные экстраверты по отношению к своему внутреннему миру - и интроверты по отношению к реальному, общежительному. Это, так сказать, вирто-верты, которые обращены лицом к виртуальному "там" и "туда". Бледные лица с голубоватой подсветкой. В их покоях всегда горит электрический цвет, подсвеченный монитором. Им мало интересна собственная душа и мало интересен реальный мир - они пау-люди, люди сетевого общения и воображения, им нужен полусумрак. За день они могут вступать в общение с десятками лиц - и при этом не увидеть ни одного живого лица. Они заверчены в кокон электронной паутины.

А вот как Герцен характеризует эпоху до 1848 г., когда Европа была потрясена революцией:

...Промышленность процветала, торговля процветала еще больше, фабрики работали, книг писалась бездна, это был золотой век для всех паутин, - в академических аулах и в кабинетах ученых сплелись ткани бесконечные!.. История, уголовное и гражданское право, право международное и сама религия - все было возведено в область чистого знания и падало оттуда самыми кружевными бахромами паутины.

Пауки качались привольно на своих ниточках, никогда не касаясь земли.... Доктринеры все понимали как нельзя лучше a vol d'araignee (с высоты паучьего полета).2

"С высоты паучьего полета" - это выражение надо запомнить, оно нам пригодится (на весь рунет пока еще нет ни одного случая его употребления). В начале 20 в. человек впервые посмотрел на мир с высоты птичьего полета. И вот столетие спустя авиация в качестве перводвигателя технопрогресса уступает место электронике, которая учит нас смотреть на мир с высоты "низшего пилотажа", паучьего полета. На рубеже 3-го тысячелетия пау-люди - мы с вами - привольно качаются на своих нитях, и Клио, уподобляясь Арахне, мирно ткет свою паутину, которая "протягивается повсеместно" и окутывает мир "кружевными бахромами".


Примечания


Вернуться1
Френсис Бэкон Веруламский. Новый Органон. М., 1938, с. 78.


Вернуться2
А.И.Герцен. Концы и начала. Соб. соч. в 30 тт., т. 16, М., изд-во АН СССР, 1959, сс. 162-163.


Предыдущие выпуски "Дара слова"

1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности.
2. Своеправие. Чем оно отличается от самодовольства, гордости и фанатизма.
3. Любля. Как говорить "про это", не впадая ни в книжность, ни в
просторечие. Предлоги и падежи любовного чувства.
4. Любь. Любовь - это когда я люблю, любь - это когда мне любится. Как можно действовать влюбь и почему нЕлюбь страшнее, чем безлЮбье.
5. Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое. Отчего страдают времябесием и времябоязнью.
6. Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное.
7. Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий.
8. Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова. Как выбирать подарки. Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы. Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж.
9.Время - 5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения. Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.
10. Время - 6. Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие. Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему? Времливые мыслители. 8 часов завременья.
11. Время-7. Однословия В. Колмановского. Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов. Овременять или развременять религию?
12. Время - 8. Последние времясловия. Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы. Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.
13. Хронос-1. Америка как демократия и хронократия. Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема - гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.
14. Хронос-2. Xроноцид - преступление 20-го века. Болезни времени и вечности. Диагноз: хронопатия. Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония. Tопохронная цивилизация. Очередь как топохрон.
15. Причастия будущего времени. Вопреки запретам академической и школьной грамматики, они существуют. "Сделающий, сумеющий, пожелающий, увидящий, прочитающий..." Отнесенность к будущему - важный признак настоящего.
16. Причастия будущего времени (страдательные). Мелетий Смотрицкий - грамматический пророк. "Сделаемый", "сотворимый", "прочитаемый"... Полная и симметрическая схема всех причастий. Время как вид, будущее как завершение.
17. Предлог "в" - главное русское слово. Частотный словарь и картина мира. Грамматософия. "Тhe" и "в". Как язык решает основной вопрос философии. Великая цепь бытия.
18. Приставка "недо-"(1): понятие и культурный символ. Уникальность "недо" в русском языке, его непереводимость и двусмысленность. Недо и дао. Недо как общественный феномен в оценке русских мыслителей.
19. Недо (2). Между западным "до" и восточным "не". Недо как тип цивилизации и как религиозное миросозерцание. "Надо" и "не то". Порыв - обрыв - надрыв у Ф.Достоевского и В.Высоцкого. Недо и теология.
20. Недо (3). Недо в мифотворчестве и литературе. Недоносок и недотыкомка. Поэтичность недо. Свободная сочетаемость приставки.
21. Приставка "амби-" (1). Как она позволяет объединить марксизм с антимарксизмом и перейти в иную систему понятий. Амбипатия, амбимарксизм, амбипатриотизм, амбиментальность и другие амби-.
22. Приставка амби- (2). Мы, амбиутописты... Амбиутопия А.Платонова. Амбитеизм - вера без Бога. В.Розанов - амбихристианин. Геббельс и Адорно: радикальный вызов культуре справа и слева. Амби как интеллектуальный двигатель.
23. Глокальный (глобальный + локальный). Это слово-оксюморон становится девизом 21-го века, поскольку глобализация всех политических и культурных процессов сопровождается их растущей локализацией (регионализацией).
24. Всечеловeк. Чем всечеловеческое отличается от общечеловеческого, а всечеловек - от сверхчеловека. Достоевский и Ницше. Пушкин как всечеловек у пушкинианцев. Всечеловек-2 как биотехновид, всесовершенный синтез машины и человека.